Новое в законодательстве Республики Дагестан
19 декабря 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО Фирма "КВАДРО", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Утверждена Программа, целью реализации которой являются, повышение качества и доступности медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, детям 0 - 17 лет в женских консультациях, перинатальных центрах, родильных домах (отделениях), детских больницах и детских поликлиниках, снижение младенческой, детской и материнской смертности, снижение детской летальности, в том числе досуточной, в детских стационарах, развитие профилактической направленности охраны здоровья матери и ребенка, включая повышение качества профилактических медицинских осмотров и диспансерного наблюдения детского населения, в том числе несовершеннолетних 15 - 17 лет включительно, и диспансеризации населения репродуктивного возраста (18 - 49 лет) с целью оценки репродуктивного здоровья, диспансерного наблюдения с акцентом на население, проживающее в сельской местности, совершенствование службы охраны репродуктивного здоровья семьи, кабинетов планирования семьи, создание системы управления качеством оказания медицинской помощи в акушерских стационарах, детских больницах, женских консультациях и детских поликлиниках.
Вносятся изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан, добавив функцию выдачи справки для назначения государственной социальной стипендии. Также вносится изменение в Сводный перечень государственных услуг, добавив пункт о выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии.
В Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан добавляется пункт, наделяющий министерство функцией обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) для защиты от затоплений и разрушения берегов, находящихся в собственности Республики Дагестан. Также министерство будет отвечать за капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию бесхозяйных или отказных ГТС, предназначенных для защиты от затоплений и разрушения берегов водных объектов, расположенных на территории Республики Дагестан.
Порядок регламентирует процедуру осуществления государственного контроля (надзора) Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан за реализацией органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения.
Предметом контроля является реализация контролируемыми лицами полномочий в области организации дорожного движения, исполнение требований законодательства по оценке эффективности организации дорожного движения, включая мониторинг, оценку соответствия фактических параметров установленным, а также оценку эффективности организации дорожного движения в решениях документации.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решения о проведении проверок, являются руководитель контрольного (надзорного) органа (лицо, его замещающее) или его заместитель. Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль (надзор), являются государственные гражданские служащие отдела организации и безопасности дорожного движения управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан.
Объектами контроля являются действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, а также результаты деятельности контролируемых лиц.
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в два года на основании ежегодного плана, направляемого в прокуратуру Республики Дагестан.
Основанием проведения внеплановых проверок являются решение руководителя контрольного (надзорного) органа на основании обращений и информации о нарушениях, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Республики Дагестан. Внеплановые проверки по обращениям проводятся по согласованию с прокуратурой Республики Дагестан.
Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения контрольного (надзорного) органа, в котором указывается информация об органе, должностных лицах, контролируемом лице, целях, задачах, предмете и сроке проверки, правовых основаниях, перечне контрольных действий, обязательных требованиях, перечне необходимых документов, дате начала и окончания проверки.
О проведении плановой проверки контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения. Копия распоряжения вручается под личную подпись руководителю или уполномоченному представителю контролируемого лица.
Информация о проверках вносится в единый реестр проверок. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется не менее чем за 24 часа до начала любым доступным способом с приложением копий распоряжения и документов, послуживших основанием для ее проведения. Предварительное уведомление не требуется, если существует угроза жизни, здоровью граждан или безопасности государства.
Контролируемое лицо имеет право оспорить решения и действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа через подачу жалобы руководителю контрольного (надзорного) органа (или лицу, его замещающему).
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). В случае подачи жалобы в электронном виде, она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалобы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну подаются без использования Единого портала.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 04.06.2019 N 134 "Об утверждении Порядка осуществления в Республике Дагестан регионального государственного контроля в области организации дорожного движения" признано утратившим силу.
Положение устанавливает порядок регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) в Республике Дагестан, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов. Предметом контроля (надзора) является соблюдение ЖСК обязательных требований, установленных ч. 3 ст. 110 и ст. 123.1 Жилищного кодекса РФ при привлечении средств (кроме последующего содержания МКД). Объектом контроля (надзора) является деятельность ЖСК, связанная с привлечением средств, в рамках которой должны соблюдаться данные требования. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является уполномоченным органом.
Должностными лицами, осуществляющими контроль (надзор), являются министр, заместитель министра, и иные должностные лица, в чьи обязанности это входит. Министр и его заместители принимают решения о проведении контрольных мероприятий.
Объекты контроля подразделяются на категории риска: значительный, средний и низкий (критерии и индикаторы риска описаны в приложениях). Плановые проверки отменены. Предусмотрены документарные и выездные проверки, а также наблюдение.
Контролируемое лицо обязано предоставить документы в срок или уведомить о невозможности с указанием причин. Ранее представленные документы можно не предоставлять повторно, уведомив. Проводится наблюдение (мониторинг) с использованием различных источников данных, без возложения дополнительных обязанностей на контролируемых лиц. Основания для контрольных мероприятий: сведения о вреде/угрозе, поручения, требования прокурора, истечение срока устранения, индикаторы риска, уклонение от визита. Мероприятия с взаимодействием начинаются после внесения в реестр. Если требуется присутствие контролируемого лица, возможно перенесение мероприятия. Должностное лицо оценивает сведения о вреде и может провести мероприятие без взаимодействия. При явной угрозе немедленно информируется руководство для решения. По окончании мероприятия составляется акт с указанием нарушений, актов и доказательств.
При выявлении нарушений министерство обязано выдать предписание об устранении, принять меры по недопущению вреда, направить информацию о признаках преступления/правонарушения в компетентные органы, контролировать устранение нарушений и рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций. Должностные лица рассматривают вопросы, связанные с разъяснением, отсрочкой или приостановлением исполнения решений по ходатайству контролируемого лица или представлению должностного лица в течение 5 дней. Контролируемое лицо информируется о рассмотрении вопросов. Оценивается результативность и эффективность контроля по ключевым показателям (минимизация вреда) и индикативным показателям (соотношение риска и ресурсов, уровень вмешательства). Ежегодно готовится доклад о контроле с указанием ключевых и индикативных показателей и предложений по правоприменительной практике.
Контролируемые лица вправе в досудебном порядке обжаловать решения о контрольных мероприятиях, акты, предписания, действия (бездействие) должностных лиц, отнесение объекта к категории риска, иные решения. Судебное обжалование возможно только после досудебного, кроме случаев, когда обжалуют граждане, не являющиеся ИП. Жалоба подается в электронном виде через Единый портал госуслуг в течение 30 дней (10 дней на предписание). Срок может быть восстановлен. Жалоба может быть отозвана. Уполномоченное лицо в течение 2 дней решает о приостановлении исполнения решения. Жалоба рассматривается в течение 15 дней (5 дней для категории риска). Может быть запрошена дополнительная информация (с приостановкой срока рассмотрения). По итогам рассмотрения жалоба может быть удовлетворена (полностью или частично) или оставлена без удовлетворения. Решение размещается в личном кабинете. В рассмотрении жалобы может быть отказано в ряде случаев (истечение срока, отзыв, наличие судебного решения, повторная жалоба, нецензурные выражения, вне компетенции, только судебный порядок). Отказ в рассмотрении по некоторым основаниям не препятствует судебному обжалованию.
Признаются утратившими силу Постановление Правительства Республики Дагестан от 30.12.2021 N 378 о региональном государственном контроле за деятельностью ЖСК и Постановление Правительства Республики Дагестан от 26.06.2023 N 252 о внесении изменений в положения о контроле за ЖСК и долевым строительством.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Порядок определяет правила предоставления субсидий из бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований на подготовку/изменение документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также местных нормативов градостроительного проектирования. Субсидии предоставляются на безвозмездной основе с целью развития градостроительной деятельности и улучшения инвестиционного климата. Главным распорядителем средств является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан. Определены уровни софинансирования для муниципальных районов и городских округов. Установлен порядок расчета размера субсидии и перечень документов, необходимых для ее получения. Важным показателем результативности является количество подготовленных к согласованию и утверждению документов.
Определены условия предоставления субсидий, включая потребность в подготовке градостроительной документации, инвестиционную привлекательность, наличие объектов капитального строительства, потребность в строительстве объектов регионального и местного значения, а также наличие муниципальных комплексных проектов развития. Заявки подаются в Министерство строительства, которое рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии. Основанием для отказа является неполный комплект документов или их ненадлежащее оформление. Перечисление субсидии осуществляется на основании соглашения между Министерством и администрацией муниципального образования, которое содержит предмет соглашения, сроки выполнения работ, обязанности сторон, условия отчетности и контроля, а также меры ответственности. Фактическая сумма субсидии определяется на основе обоснований стоимости работ, сметы и актуальных нормативов. Перечисление средств осуществляется в течение 10 рабочих дней после поступления средств на оплату работ.
Для перечисления субсидий в виде аванса муниципальные образования представляют в Министерство определенный пакет документов, включающий выписку из бюджета, копии платежных документов, контракта, соглашения, отчета о достижении показателей результативности и реестра на оплату. Получатели субсидий обязаны вести учет и отчетность по использованию средств и представлять отчет о расходах ежеквартально. Муниципальные образования несут ответственность за достоверность отчетов и целевое расходование средств. Министерство и органы финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением условий предоставления и расходования субсидии, а также за достижением целевых показателей. Неиспользованный остаток субсидии подлежит возврату в республиканский бюджет.
Министерство, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и данным Порядком, обеспечивает соблюдение муниципальными образованиями условий и целей предоставления субсидии. В случае выявления нарушений, Министерство уведомляет об этом муниципальное образование, которое обязано устранить нарушения в течение 14 рабочих дней. При неустранении нарушений в установленный срок к муниципальному образованию применяются меры бюджетного принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.
Отменяется постановление Правительства Республики Дагестан, касающееся порядка конкурсного распределения расходных обязательств.
Утверждены основные характеристики бюджета городского округа "город Махачкала":
2026 год: Прогнозируемый общий объем доходов: 18765357,48 тыс. рублей; Общий объем расходов: 18291542,37 тыс. рублей; Верхний предел муниципального долга на 01.01.2027: 1284700,32 тыс. рублей; Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга: 142237,0 тыс. рублей; Профицит бюджета: 473815,11 рублей.
2027 год: Прогнозируемый общий объем доходов: 10436667,92 тыс. рублей; Общий объем расходов: 9885638,92 тыс. рублей; Профицит бюджета: 551029,0 тыс. рублей; Верхний предел муниципального долга на 01.01.2028: 733671,3 тыс. рублей; Объем расходов на обслуживание муниципального долга: 60835,0 тыс. рублей.
2028 год: Прогнозируемый общий объем доходов: 11316046,17 тыс. рублей; Общий объем расходов: 11164967,17 тыс. рублей; Профицит бюджета: 151079,0 тыс. рублей; Верхний предел муниципального долга на 01.01.2029: 582642,3 тыс. рублей; Объем расходов на обслуживание муниципального долга: 708,9 тыс. рублей.
Утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на каждый год в сумме 14849,0 тыс. рублей.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правительство Республики Дагестан устанавливает новые пределы платы за технический осмотр транспортных средств на территории республики.
Предыдущее постановление Правительства РД от 13.12.2024 N 404, регулировавшее данный вопрос, признается утратившим силу.
Утвержденный Порядок определяет требования к обследованию технического состояния многоквартирных домов (МКД) в Республике Дагестан, включенных в региональную программу капитального ремонта. Объектом обследования являются МКД, включенные в региональную программу на 2014 - 2046 годы. Цели обследования: обеспечение своевременного капремонта, оценка соответствия нормативным требованиям, определение возможности дальнейшей эксплуатации и перечня работ по капремонту. Обследование может проводиться всего дома или отдельных элементов. Обследование проводится на основании решения уполномоченного органа (Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан) за счет бюджета или решения общего собрания собственников за счет средств собственников. Установлена очередность проведения обследования по решению уполномоченного органа, в первую очередь в домах, включенных в краткосрочный план. Техническим заказчиком при финансировании из бюджета является региональный оператор (Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в МКД). Обследование проводится членами СРО, выполняющими инженерные изыскания или подготавливающими проектную документацию. Результатом является заключение по форме ГОСТ 31937-2024.
Региональный оператор вносит информацию обследования в форму учета сведений, включая результаты обследования при разработке/корректировке проектной документации. Форма представляется в уполномоченный орган до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Уполномоченный орган передает результаты обследования и форму в комиссию по установлению необходимости проведения капремонта (Комиссия) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Комиссия рассматривает документы в течение 20 рабочих дней. Основания для отклонения: несоответствие законодательству/форме, истечение 5-летнего срока обследования.
По итогам рассмотрения Комиссия принимает решение об отсутствии/наличии оснований для отклонения и одно из следующих решений: приоритетный капремонт, капремонт требуется, но не приоритетный, капремонт не требуется в срок реализации краткосрочного плана и следующего планового периода региональной программы и МКД имеет признаки для исключения из региональной программы. Решение Комиссии оформляется протоколом и передается в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Стратегия разработана для создания эффективной модели внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан, способствующей реализации национальных интересов и приоритетов развития РФ. Стратегия учитывает цели, обозначенные в Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309, и реализуется в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Она разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и законами Республики Дагестан, регулирующими вопросы международных, внешнеэкономических связей, приграничного сотрудничества и стратегического планирования. Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и направления развития внешнеэкономических связей Республики Дагестан. Разработчиком является Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Совершенствование региональной системы поддержки экспорта является стратегической целью. Необходимо формирование эффективной системы государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности. Целями внешнеэкономической деятельности являются популяризация достижений республики, привлечение инвестиций, повышение имиджа региона, обеспечение прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров, формирование устойчивых партнерств и инфраструктуры, формирование конкурентоспособной экспортной специализации и полноценная реализация экспортного потенциала.
Цель Стратегии - определение приоритетов развития внешнеэкономических связей для гармоничного вхождения Республики Дагестан в систему мирохозяйственных связей.
Итогом реализации Стратегии должно стать вовлечение предприятий в экспортную деятельность, диверсификация регионального экспорта, создание эффективной инфраструктуры поддержки экспорта, расширение географии экспортных поставок, формирование положительного имиджа Республики Дагестан, привлечение иностранных инвестиций, организация деловых миссий, содействие в продвижении интересов предприятий, расширение рынков сбыта, развитие международного сотрудничества в различных сферах, развитие международного туризма и вовлечение муниципальных образований в развитие международных связей.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Документом утверждаются охранные зоны и положения об охранных зонах для 19 памятников природы регионального значения, расположенных в Республике Дагестан ("Алмакский каньон", "Асатинская пещера", "Водопад Чвахило", "Гвадаринский водопад", "Пещера Дюрк", "Казанищенский", "Карадахская теснина", "Кугский эоловый город", "Можжевеловая роща урочища "Сосновка", "Озеро Шайтан-Казак", "Озеро Эйзенам", "Платановые деревья у Джума-мечети в г. Дербенте", "Платаны Нютюга", "Салтинская теснина", "Салтинское ущелье", "Скала-мемориал "Профиль Пушкина", "Ташкапурская теснина", "Теснина "Эхо", "Турагинский природный мост"). Целью данного указа является обеспечение сохранности уникальных природных комплексов, их компонентов и поддержание экологического баланса в прилегающих к ним территориях.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Утвержденный Порядок регулирует предоставление лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания бесплатно в амбулаторных условиях отдельным категориям граждан, проживающим в Республике Дагестан, за счет средств республиканского бюджета. Определены категории граждан, имеющие право на получение данной социальной поддержки (кроме отказавшихся от соцпакета), а также механизм финансирования из республиканского бюджета через Министерство здравоохранения Республики Дагестан. Устанавливаются правила ведения регистров граждан, нуждающихся в обеспечении, порядок выписки рецептов и формирования заявок медицинскими организациями. Министерство здравоохранения формирует сводный перечень и осуществляет закупку необходимых средств.