Новое в законодательстве Республики Дагестан

28 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО Фирма "КВАДРО", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

СЕМЬЯ

Административный регламент определяет порядок предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи, включая сроки, необходимые документы, основания для отказа, отсутствие платы, а также порядок регистрации запросов.

Заявителями на получение государственной услуги являются многодетные семьи, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), приемных, проживающие на территории Республики Дагестан при соблюдении следующих условий: все члены многодетной семьи должны быть гражданами Российской Федерации; супруги должны находиться в зарегистрированном браке, а в случае расторжения брака при присвоении статуса многодетной семьи учитывается соглашение родителей или вступившее в законную силу решение суда об определении места жительства детей; совместное проживание (пребывание) членов семьи на территории Республики Дагестан. Допускается наличие у, одного из супругов регистрации по месту жительства (пребывания) в другом регионе при условии, что второй супруг имеет регистрацию по месту жительства (пребывания) в Республике Дагестан. При этом в удостоверение многодетной семьи включаются все члены многодетной семьи.

Общий срок предоставления услуги составляет 10 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов, с возможностью продления до 30 рабочих дней в случае необходимости межведомственного взаимодействия. Заявитель уведомляется о решении в течение 1 рабочего дня после его принятия.

Определен перечень необходимых документов для предоставления услуги и перечень оснований в приеме документов/в предоставлении услуги.

Оснований для приостановления оказания услуги не предусмотрено. За предоставление услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

При личном обращении максимальное время ожидания в очереди для подачи заявления или получения результата не должно превышать 15 минут.

Регистрация электронных заявлений происходит автоматически. Документы, полученные через Единый портал, регистрируются в день поступления (если поступили в рабочее время) или на следующий рабочий день (в противном случае). Регистрация комплекта документов не должна занимать более 10 минут.

Результатами предоставления государственной услуги являются: решение о предоставлении государственной услуги; решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Ранее действовавший приказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 22.05.2023 N 04/1-355 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по предоставлению государственной услуги по выдаче справки (удостоверения) о статусе многодетной семьи для получения мер социальной поддержки" признан утратившим силу.

ЖИЛИЩЕ

Общий прогнозный объем финансирования Программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в 2023 - 2030 годах" снижен до 5923854365,57 руб.

Документ утверждает ряд порядков, связанных с организацией и проведением капитального ремонта многоквартирных домов на территории республики.

В частности, Порядок, определяющий процедуру эксплуатационного контроля за многоквартирными домами на территории Республики Дагестан. Целью контроля является выявление нарушений требований к эксплуатации, возникновения аварийных ситуаций или угрозы разрушения многоквартирного дома, а также организация устранения таких нарушений и учет результатов контроля. Эксплуатационный контроль осуществляется посредством периодических осмотров, контрольных проверок и мониторинга состояния оснований, строительных конструкций и инженерных систем многоквартирных домов, проводимых эксплуатирующими организациями или уполномоченными лицами, назначенными решением общего собрания собственников помещений.

Также утвержден Порядок определяющий правила проведения государственного мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Республики Дагестан с целью обеспечения своевременного капитального ремонта и сохранности жилищного фонда. Мониторинг осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан (уполномоченный орган) один раз в год до 15 июня.

Мониторинг включает оценку технического состояния строительных конструкций и инженерных систем, выявление технической возможности установки общедомовых приборов учета и определение эксплуатационного ресурса и предельных сроков капитального ремонта. Оценка проводится на основе анализа срока эксплуатации, сведений о ремонтах и, при наличии, заключений специализированных организаций.

Утвержден Порядок, который определяет процедуру установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта на 2014-2046 годы.

Порядок применяется в случаях зачета средств на ремонт, выполненный ранее срока, необходимости ремонта в домах со спецсчетом, если он не был проведен вовремя, изменения сроков ремонта в региональной программе (как на более ранние, так и поздние), необходимости повторного ремонта, невозможности проведения работ из-за воспрепятствования, наличия решения суда и наличия результатов обследования технического состояния дома.

Далее утвержден Порядок, определяющий процедуру разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан. Краткосрочные планы конкретизируют сроки, виды работ и объемы финансирования капитального ремонта.

Планы разрабатываются на трехлетний период с распределением по годам, исходя из остатков средств на счете регионального оператора, прогнозируемых поступлений взносов и необходимости корректировки объема работ в зависимости от уровня собираемости средств. Учитываются работы по восстановлению домов после аварий и чрезвычайных ситуаций.

Краткосрочные планы включают цели и задачи, перечень муниципальных образований, объемы ремонта, ресурсное обеспечение, предельную стоимость работ и механизм реализации. В планы включаются сведения о многоквартирных домах, перечне работ, планируемых показателях, стоимости работ, плановом периоде окончания работ, объеме взносов, финансировании из бюджета и другие сведения.

Утвержден также Порядок, устанавливающий процедуру информирования собственников помещений и организаций, управляющих многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта, критериях оценки состояния домов и результатах обследования технического состояния домов в Республике Дагестан.

Информирование о программе и критериях оценки осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и Дагестанским некоммерческим фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Признаются утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Дагестан: от 20.01.2014 N 12 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан", от 26.12.2018 N 201 "Об утверждении Порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта", и от 30.12.2021 N 383 "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и Порядка разработки и утверждения краткосрочного плана реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы".

Административный регламент устанавливает порядок предоставления государственной услуги по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Регламент определяет стандарт предоставления услуги, описывает административные процедуры и сроки их выполнения, а также требования к порядку их выполнения и принимаемым решениям.

Получателями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Республике Дагестан, относящиеся к категориям, имеющим право на получение компенсации в соответствии с федеральными законами "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". К этим категориям относятся: лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды, семьи с детьми-инвалидами и другие категории граждан, определенные указанными федеральными законами.

Результатом предоставления государственной услуги является либо решение о предоставлении компенсации, либо решение об отказе. Результат может быть передан заявителю как в очной, так и в заочной форме. При очном обращении заявитель получает уведомление о приеме заявления, об отказе в приеме, о приостановлении срока принятия решения, о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении государственной услуги.

Максимальный срок предоставления государственной услуги составляет 20 рабочих дней с момента регистрации заявления и необходимых документов, независимо от способа их подачи (лично, через МФЦ или через Единый портал).

Максимальный срок предоставления государственной услуги составляет 20 рабочих дней с момента регистрации заявления и необходимых документов, независимо от способа их подачи (лично, через МФЦ или через Единый портал). Перечень необходимых документов, основания для отказа в приеме документов и приостановления/отказа в предоставлении услуги подробно описаны в соответствующих разделах регламента.

Государственная пошлина или иная плата за предоставление услуги не взимается. Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления или получении результата не должно превышать 15 минут.

Приказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 03.08.2012 N 11-1213 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" признан утратившим силу во всех редакциях.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Документ утверждает Положение определяющее порядок организации и осуществления контроля, предмет контроля, уполномоченный орган (Министерство труда и социального развития Республики Дагестан), должностных лиц, объекты контроля (работодатели с численностью работников не менее 35 человек), а также порядок учета объектов контроля и информирования контролируемых лиц. Контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Документы оформляются в электронной форме, с предусмотренным механизмом информирования контролируемых лиц, в том числе на бумажном носителе до 31.12.2025 в определенных случаях. Постановление также признает утратившими силу предыдущие редакции положения и связанные с ним изменения.

Определена система управления рисками и профилактические меры в рамках регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов. Объекты контроля классифицируются по категориям риска (высокий, средний, низкий) на основании установленных критериев, что определяет периодичность контрольных мероприятий. Предусмотрена возможность подачи контролируемым лицом заявления об изменении категории риска.

С целью профилактики нарушений документ предусматривает: информирование контролируемых лиц, обобщение правоприменительной практики с подготовкой ежегодного доклада, объявление предостережений о недопустимости нарушений (с правом контролируемого лица на возражение), консультирование по различным вопросам контроля и проведение профилактических визитов. Визиты могут проводиться как по инициативе контролирующего органа, так и по инициативе контролируемого лица, с целью информирования, сбора сведений и оценки соблюдения обязательных требований.

Положение регламентирует процесс осуществления регионального государственного контроля (надзора) посредством документарных и выездных проверок, а также наблюдения за соблюдением обязательных требований. Определены основания для проведения контрольных мероприятий, включая сведения о вреде, плановые сроки, поручения, требования прокурора, неисполнение предписаний, индикаторы риска и уклонение от профилактического визита. Установлены процедуры проведения плановых и внеплановых проверок, включая перечень необходимых сведений в решении о проверке и контрольные действия (опрос, получение объяснений, истребование документов) с описанием порядка их осуществления. Документарные проверки проводятся по месту нахождения Министерства, выездные - по месту деятельности контролируемого лица. Указаны сроки проведения и порядок приостановления документарных проверок, а также ограничения по срокам взаимодействия с субъектами малого предпринимательства при выездных проверках.

По итогам проверки составляется акт, к которому прилагаются все сопутствующие материалы. Информация о результатах вносится в единый реестр контрольных мероприятий. Акт предоставляется для ознакомления контролируемому лицу, который должен его подписать. В случае отсутствия нарушений даются рекомендации. При выявлении нарушений выдается предписание об их устранении с указанием сроков, принимаются меры по привлечению к ответственности, контролю за устранением нарушений, рассматриваются вопросы, связанные с исполнением решения. Предусмотрена возможность отсрочки исполнения предписания до года. Оценивается исполнение предписания на основании представленных документов или посредством документарной/выездной проверки. В случае невозможности проведения проверки составляется акт о невозможности проведения контрольного мероприятия.

Описан порядок обжалования решений Министерства, а также действий или бездействия его должностных лиц, также процесс досудебного обжалования решений Министерства, действий (или бездействия) его должностных лиц контролируемыми лицами, чьи права и законные интересы были нарушены. Указываются способы, сроки и порядок подачи жалобы, требования к ее содержанию, основания для отказа в рассмотрении, сроки рассмотрения и возможные решения по итогам рассмотрения жалобы. Акцент делается на электронный формат подачи жалобы через портал Госуслуг, а также на возможность приостановления исполнения обжалуемого решения.

Постановление Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 N 259 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" признано утратившим силу во всех редакциях.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Утвержденное Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Республике Дагестан. Определяет предмет контроля, уполномоченный орган (Министерство труда и социального развития Республики Дагестан) и объекты контроля (поставщики социальных услуг). Важным элементом является внедрение системы оценки и управления рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям. Объекты контроля классифицируются по категориям риска (высокий, средний, низкий), на основе критериев, связанных с наличием нарушений и формой предоставления социальных услуг (стационарная). Поставщикам социальных услуг предоставляется право подавать заявления об изменении категории риска. В зависимости от категории риска определяется периодичность проведения контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов, с приоритетом для объектов высокого и среднего риска. Также предусматривает использование индикаторов риска для определения необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий, основываясь на сведениях из различных источников.

Указаны объекты обжалования, сроки подачи жалобы (30 календарных дней с момента нарушения прав или 10 рабочих дней для предписаний), форма подачи (в электронном виде через портал госуслуг с использованием электронной подписи), сроки рассмотрения жалобы (15 рабочих дней, 5 рабочих дней для обжалования категории риска) и порядок осуществления досудебного обжалования в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ. Уполномоченным на рассмотрение жалобы является либо министр труда и социального развития Республики Дагестан при обжаловании решений и действий должностных лиц министерства (за исключением решений министра), либо коллегиальный орган, созданный Министерством, при обжаловании решений, подписанных министром, или действий (бездействия) министра.

Постановление Правительства Республики Дагестан от 24.01.2022 N 7 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан" признано утратившим силу во всех редакциях.

Административный регламент устанавливает стандарты, состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур и требования к их порядку, а также порядок принятия решений при предоставлении государственной услуги по назначению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения неработающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, получающим пенсию и имеющим особые заслуги перед Республикой Дагестан, к которым относятся занимавшие определенные должности в КПСС, депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР от Дагестанской АССР, лица с почетными званиями СССР, РСФСР и Республики Дагестан, а также иные граждане с особыми заслугами перед Республикой, при этом представлять интересы заявителя могут уполномоченные лица на основании доверенности.

Процесс предоставления государственной услуги включает следующие этапы: прием, регистрация заявления и необходимых документов, сбор недостающих сведений через межведомственные запросы, принятие решения о назначении дополнительного материального обеспечения и подготовка уведомления, выдача заявителю результата услуги, выплата дополнительного материального обеспечения, а также исправление опечаток и ошибок в выданных документах.

Результатом предоставления государственной услуги является решение о назначении (возобновлении) и выплата дополнительного материального обеспечения, либо решение об отказе в назначении и выплате, которое передается заявителю очно (через МФЦ) или заочно (по почте, электронной почте, через Единый портал) в виде уведомления. Максимальный срок предоставления услуги - 3 месяца со дня регистрации заявления, при этом материальное обеспечение назначается со дня обращения, но не ранее назначения соответствующей пенсии. Решение по заявлению принимается в месячный срок, о котором заявитель уведомляется не позднее 10 дней со дня принятия решения. В случае неполного пакета документов, гражданину направляется разъяснение о необходимых дополнительных документах, которые можно представить в течение трех месяцев с сохранением даты первоначального обращения.

Для получения государственной услуги определен перечень необходимых документов. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно, информация об этом размещена на Едином портале, а максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления или получении результата не должно превышать 15 минут.

Приказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 10.08.2023 N 05/1-574 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Дагестан" признается утратившим силу.

Приказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, определявший правила назначения и выплаты пособий на детей от 3 до 7 лет, признан утратившим силу.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Документ утверждает порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям для реализации проектов местных инициатив, а также положение о конкурсной комиссии, осуществляющей отбор таких проектов.

Порядком предоставления субсидий муниципальным образованиям Республики Дагестан на реализацию проектов местных инициатив, направленных на развитие общественной инфраструктуры, определяются цели, условия и механизмы распределения субсидий из республиканского бюджета, а также роль муниципальных образований, органов местного самоуправления и Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан.

Субсидии предназначены для софинансирования расходов муниципальных образований, связанных с повышением эффективности решения местных вопросов, строительством, ремонтом и реконструкцией объектов инфраструктуры. Указывается, что субсидии предоставляются на целевой основе, и их использование ограничено заранее определенными целями.

Определены условия предоставления субсидий, включая необходимость заключения соглашения между Министерством и муниципальными образованиями, а также централизацию закупок через Комитет по государственным закупкам. Распределение средств осуществляется на основе конкурсного отбора, который проводит специальная комиссия. При этом особое внимание уделяется муниципальным образованиям с низким уровнем бюджетной обеспеченности, для которых предусмотрены определенные льготы.

Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан выполняет ряд функций по организации и проведению конкурса: размещает объявления о приеме заявок, регистрирует конкурсные документы, оповещает участников отбора и формирует перечень муниципальных образований с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Этот процесс направлен на поддержание прозрачности и эффективность распределения субсидий для развития общественной инфраструктуры в муниципальных образованиях.

Муниципальные образования могут представить ограниченное количество проектов для участия в отборе - до двух от сельских и городских поселений и до трех от муниципальных районов и городских округов. Это ограничение также применяется к муниципальным образованиям с низким уровнем бюджетной обеспеченности, которым разрешается представить не более двух проектов.

Министерство обязуется направить уведомления о проведении отбора не менее чем за 30 дней до его начала, указывая сроки приема заявок, адрес для подачи конкурсной документации и контактные данные.

Установлены ограничения на размер субсидии из республиканского бюджета, которая не должна превышать 5 миллионов рублей для сельских и городских поселений и 10 миллионов рублей для муниципальных районов и городских округов. Кроме того, предусмотрены доли софинансирования из местных бюджетов и от граждан.

Конкурсная документация должна быть подана в установленные сроки. Министерство проводит предварительную проверку документов в течение 10 рабочих дней и уведомляет муниципальные образования о наличии недостатков, предоставляя время для их устранения.

Министерство обязуется соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе отбора. Комиссия в течение 5 рабочих дней рассматривает заявки, формирует перечень победителей, определяет объем субсидий и принимает решение о предоставлении субсидий на основе критериев отбора.

В случае отказа в предоставлении субсидии муниципальному образованию Министерство должно направить уведомление с обоснованием отказа в течение 5 рабочих дней. Победителями отбора становятся проекты, получившие наибольший балл, и в случае одинакового рейтинга учитывается время подачи заявок.

Возможные причины отказа включают наличие неполных или недостоверных данных в заявочной документации, несоответствие документов требованиям порядка, а также несоответствие конкурсной документации требованиям к проектам.

Муниципальное образование несет полную ответственность за достоверность информации и документов, представленных в Министерство, а также за целевое использование полученных субсидий. Это подразумевает необходимость тщательной проверки всех данных перед их подачей.

Любые неиспользованные остатки субсидий должны быть возвращены в республиканский бюджет Республики Дагестан. Это означает, что местные бюджеты обязаны обеспечить правильное и эффективное использование выделенных средств, в противном случае возникнет необходимость их возврата.

Ранее действовавшее постановление Правительства Республики Дагестан от 25.04.2016 N 110 "О реализации на территории Республики Дагестан проектов местных инициатив" признается утратившим силу во всех его редакциях. Постановление вступает в силу с 01.01.2026.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Дагестан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", Правительство Республики Дагестан постановляет утвердить размеры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан, оплачиваемых региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на основе минимального взноса, в расчете на один квадратный метр жилой и нежилой площади дома на 2026, 2027 и 2028 годы.

Административный регламент регулирует порядок предоставления государственной услуги по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием участками недр местного значения. Он определяет стандарт предоставления услуги, состав административных процедур, их последовательность, сроки выполнения и требования к их порядку.

Услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (или их представителям по доверенности).

Данная государственная услуга не требует предварительного анкетирования для определения признаков заявителя.

Информация о порядке предоставления услуги доступна на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Результат предоставления услуги: Решение о согласовании или об отказе в согласовании проектной документации по разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, строительству, эксплуатации, ликвидации и консервации горных выработок. Результат предоставляется в виде документа на бумажном носителе. Формирование реестровой записи не предусмотрено.

Способы получения результата: Почтовым отправлением; По электронной почте; При личном обращении в Минприроды РД; Через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения).

Максимальный срок предоставления услуги составляет 15 рабочих дней с даты регистрации заявления и необходимых документов.

Определен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно. Предоставление дополнительных документов по собственной инициативе не требуется.

Основания для отказа в приеме документов отсутствуют. Основания для приостановления предоставления услуги отсутствуют. Определены Основания для отказа в предоставлении услуги. Государственная пошлина или иная плата не взимаются.

Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления и получении результата 15 минут.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Вносимые в Положение, утвержденное постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 N 249 изменения и дополнения касаются организации и проведения регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Уточнены полномочия должностных лиц, порядок объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований и правила проведения профилактических визитов, включая введение обязательных профилактических визитов и определение случаев их проведения. Детализированы процедурные вопросы проведения государственного надзора, такие как порядок выдачи предписаний об устранении нарушений, условия проведения профилактических визитов по инициативе контролируемого лица, основания для отказа в их проведении, а также сроки взаимодействия с субъектами малого предпринимательства при выездных проверках. Конкретизированы требования к составлению акта контрольного (надзорного) мероприятия и действиям уполномоченного органа в случае выявления нарушений. Дополнительно регламентируется порядок досудебного обжалования решений уполномоченного органа, действий (бездействия) его должностных лиц, включая сроки подачи жалобы, требования к форме и содержанию жалобы, основания для отказа в ее рассмотрении и сроки рассмотрения. Также предусмотрена возможность заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений.