Новое в законодательстве Республики Дагестан
11 апреля 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО Фирма "КВАДРО", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В перечень полномочий Главы Республики Дагестан в сфере молодежной политики включено утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан при реализации молодежной политики.
Согласно внесенным изменениям, к полномочиям Правительства Республики Дагестан в сфере молодежной политики относятся: нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей Республики Дагестан; определение уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан по реализации молодежной политики на территории Республики Дагестан; утверждение государственных программ Республики Дагестан, межмуниципальных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики, учитывающих социально-экономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Республики Дагестан; утверждение регионального комплекса мер по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи с учетом положений, предусмотренных комплексом мер по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи в Российской Федерации, социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей Республики Дагестан и организация его реализации; осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
К полномочиям уполномоченного органа относятся: реализация молодежной политики на территории Республики Дагестан; разработка и реализация государственных программ Республики Дагестан и межмуниципальных программ по основным направлениям молодежной политики с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Дагестан; содействие развитию инфраструктуры молодежной политики, в том числе создание и обеспечение функционирования учреждений молодежной политики, на территории Республики Дагестан; содействие деятельности центров патриотического воспитания молодежи, военно-патриотических объединений (клубов), историко-краеведческих и поисковых организаций, общественно-государственных и общественных объединений, уполномоченных на проведение поисковой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти, а также иных некоммерческих организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи; организация деятельности специалистов по работе с молодежью; организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, на территории Республики Дагестан; содействие занятости молодежи, формированию ценности труда и получению практических навыков, в том числе посредством студенческих отрядов, на территории Республики Дагестан; содействие реализации выдвигаемых инициатив, в том числе инициативных проектов молодежи Республики Дагестан; осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Дагестан участвуют в реализации молодежной политики в пределах своих полномочий.
Согласно внесенным в Закон изменениям установлено, что в Республике Дагестан устанавливается почетное звание заслуженный мастер народных художественных промыслов Республики Дагестан мастерам народных художественных промыслов за заслуги в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов Республики Дагестан, за изготовление изделий, которые сохраняют исторически сложившиеся традиции и художественно-стилевые особенности данных промыслов, применяемые материалы и художественно-технические приемы их обработки, а также за большой вклад в обучение и воспитание мастеров народных художественных промыслов Республики Дагестан.
Установлено, что Управление информационной политики Администрации города Махачкалы является структурным подразделением Администрации города Махачкалы, в состав которого входят отдел мониторинга, социологии и аналитики, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации и гражданскими институтами, отдел муниципального центра управления - центр управления городом, отдел пресс-службы.
Управление информационной политики возглавляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно Главе города Махачкалы.
Управление решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими отраслевыми и структурными подразделениями Администрации города Махачкалы.
Основными задачами Управления являются: информационное обеспечение деятельности Администрации города Махачкалы, Аппарата и структурных подразделений; формирование с помощью средств массовой информации и просветительской работы с населением позитивного имиджа деятельности Администрации города, Главы города Махачкалы; информационное сопровождение деятельности Главы города Махачкалы; освещение деятельности Администрации и Главы города Махачкалы по взаимодействию с органами местного самоуправления других муниципальных образований, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, гражданами, организациями; взаимодействие с пресс-службами и структурами по связям с общественностью муниципалитетов Российской Федерации и Республики Дагестан, федеральных и республиканских органов государственной власти по вопросам деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "город Махачкала"; координация деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "город Махачкала" и их отраслевых и структурных подразделений в области информационной политики; осуществление сбора и обработки аналитической и иной информации, относящейся к деятельности муниципального образования "город Махачкала"; обеспечение развития общественных инициатив граждан, содействие консолидации общественных сил города для решения социально значимых проблем и дальнейшего развития местного самоуправления в муниципальном образовании "город Махачкала"; изучение и анализ общественного мнения о социально-экономической и политической ситуации в городе Махачкале, о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования "город Махачкала"; координация работ по мониторингу и обработке всех видов обращений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, и юридических лиц любых организационно-правовых форм, поступающих в органы местного самоуправления г. Махачкалы, а также в муниципальные учреждения, работающие с обращениями и сообщениями граждан, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства, включая платформу обратной связи, системы обратной связи и обработки сообщений, публикуемых гражданами и организациями в общедоступном виде в социальных сетях, мессенджерах, иных средствах электронной массовой коммуникации; оперативное взаимодействие с ответственными получателями по направлениям и тематикам обращений и сообщений; сбор, обработка, аналитика и предоставление релевантной информации по вопросам обращений и сообщений граждан и организаций для целей территориального и стратегического планирования развития муниципального образования, а также обеспечения информационной поддержки принятия решений; мониторинг и анализ качества обработки обращений и заявлений горожан структурными подразделениями, а также сбор информации об удовлетворенности граждан и организаций результатами обработки их обращений и сообщений; оперативное информирование Главы города об информационных рисках и разработка механизмов реагирования; информирование населения при чрезвычайных ситуациях и иных угрозах и разработка рекомендаций поведения граждан; создание рекомендаций по взаимодействию отраслевых подразделений Администрации с гражданами и организациями, выработка рекомендаций для определения приоритетов работы ответственных получателей муниципального образования, а также выявление и анализ лучших практик ведения процессов муниципального управления, выработка рекомендаций; создание автоправил в системе "Платформа обратной связи", а также механизмов ускоренного решения в системе "Инцидент Менеджмент"; разработка и подготовка предложений по автоматизации и цифровизации процессов муниципального управления; интеграция муниципальных информационных систем в систему "Платформа обратной связи" и "BI ЦУР РФ".
Штатная численность (и структура) Управления устанавливается в рамках штатного расписания Аппарата Администрации города Махачкалы, которое утверждается распоряжением Главы города Махачкалы.
Постановление Администрации города Махачкалы от 06.08.2021 N 613 "Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" признано утратившим силу.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Принятый Закон регулирует отдельные отношения в сфере креативных (творческих) индустрий в Республике Дагестан и определяет полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в сфере креативных (творческих) индустрий.
Креативные индустрии в зависимости от осуществляемой субъектами креативных индустрий экономической деятельности в соответствии с Федеральным законом "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" подразделяются на следующие виды: индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей, деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния); индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства (включая литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и другие произведения), результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театральнозрелищные представления) и фонограммах; индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью; индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).
Субъектами креативных индустрий признаются соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным Правительством Республики Дагестан, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и осуществляющие деятельность по видам креативных индустрий, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и включенные в перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий, утвержденный в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации".
Инфраструктурой поддержки креативных индустрий являются: центры креативных индустрий, созданные уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Дагестан; креативные кластеры; информационные системы, используемые для обеспечения деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе в целях управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; имущество, которое может быть отнесено к инфраструктуре поддержки креативных индустрий по решению Правительства Республики Дагестан.
Государственная поддержка в сфере креативных индустрий может предоставляться путем оказания финансовой, имущественной, образовательной и информационной поддержки субъектам креативных индустрий.
Приказ Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан от 22.03.2022 N 04-18/22 "О должностных лицах Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" признан утратившим силу и утвержден Перечень должностных лиц Министерства финансов Республики Дагестан, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Приказы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 27.12.2010 N 05-2032 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", от 27.12.2010 N 05-2033 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по методической поддержке по вопросам охраны труда юридическим и физическим лицам", от 27.12.2010 N 05-2034 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по проведению Государственной экспертизы условий труда по запросам государственных органов, иных юридических и физических лиц", от 27.12.2010 N 05-2035 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю организации и качества обучения по охране труда работников организаций" признаны утратившими силу.
Утвержденный Административный регламент устанавливает порядок предоставления государственной услуги и стандарт ее предоставления, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением Административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц, государственных гражданских служащих, работников.
Заявителями на получение государственной услуги являются застройщики, осуществляющие строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), их уполномоченные представители, полномочия которых должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо представители юридических лиц, выполняющих функции застройщика в соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеющие право действовать от имени юридических лиц без доверенности.
Заявитель может обратиться за предоставлением государственной услуги следующими способами: в электронной форме посредством заполнения электронной формы заявления на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций); через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Результатами предоставления государственной услуги являются: выдача разрешения на строительство; решение об отказе в выдаче разрешения на строительство; выдача разрешения на строительство с продленным сроком действия; решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения; выдача разрешения на строительство с внесенными изменениями; решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения); выдача разрешения на строительство с внесенными изменениями при поступлении уведомления предусмотренного частью 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство при поступлении уведомления; выдача разрешения на строительство с исправлением допущенных опечаток и ошибок; решение об отказе в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах; выдача дубликата разрешения на строительство; решение об отказе в выдаче дубликата документа, выданного по результатам предоставления государственной услуги.
Максимальный срок предоставления государственной услуги, который исчисляется со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги ЕПГУ, многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг и до момента направления результата предоставления государственной услуги, составляет 5 рабочих дней.
Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 27.03.2024 N 11-Пр-61 признан утратившим силу.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В соответствии с внесенными изменениями установлено, что органы государственной власти Республики Дагестан также оказывают государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: профилактика социально опасных форм поведения граждан, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, благоустройство территории.
СЕМЬЯ
Согласно внесенным изменениям участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного по правам ребенка в Республике Дагестан, других органов, учреждений и организаций, а также наставников осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном федеральным законодательством, Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
Общественные объединения, включая российское движение детей и молодежи, благотворительные организации, добровольческие (волонтерские) организации, социально ориентированные некоммерческие организации принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных объединений.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
В соответствии с внесенными изменениями установлено, что право на применение инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода в отношении расходов налогоплательщика, указанных в пп. 9 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется организациям и (или) их обособленным подразделениям, безвозмездно передавшим имущество (включая денежные средства) образовательным организациям, реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) в рамках федерального проекта "Профессионалитет", имеющим государственную аккредитацию, при условии, что организации (их обособленные подразделения) и образовательные организации, которым безвозмездно передано имущество (включая денежные средства), находятся на территории Республики Дагестан.
Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода в целях компенсации расходов в виде стоимости имущества, предусмотренных пп. 9 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет: 70 процентов от суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства) при условии, что стоимость переданного имущества составляет от 15 миллионов рублей; 60 процентов от суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства) при условии, что стоимость переданного имущества составляет от 7 миллионов рублей до 15 миллионов рублей; 50 процентов от суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства) при условии, что стоимость переданного имущества составляет не более 7 миллионов рублей.
Предельная сумма расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (включая денежные средства) указанным образовательным организациям, в целях применения инвестиционного налогового вычета составляет не более 25 миллионов рублей за налоговый период.
Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2025.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В соответствии с внесенными в Закон изменениями установлено, что в государственном фонде развития промышленности может быть сформирован коллегиальный орган управления - экспертный совет. Порядок формирования экспертного совета определяется уставом государственного фонда развития промышленности. К компетенции экспертного совета государственного фонда развития промышленности, имеющего организационно-правовую форму автономного учреждения, относятся следующие вопросы: принятие решений о предоставлении финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, об изменении ее объема в соответствии с порядком предоставления финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, направленной на выполнение программ и проектов, реализация которых осуществляется за счет средств государственного фонда развития промышленности, порядком и условиями финансирования проектов государственным фондом развития промышленности; иные вопросы, отнесенные уставом государственного фонда развития, промышленности к компетенции экспертного совета.
Согласно изменениям в целях оказания государственной поддержки ведения гражданами садоводства и огородничества органы государственной власти Республики Дагестан вправе принимать государственные программы Республики Дагестан, предусматривающие меры поддержки садоводства и огородничества (в том числе инвестиционные программы), а также ведомственные целевые программы, создавать информационные системы либо обеспечивать развитие существующих информационных систем в целях их использования для проведения голосования на общем собрании членов товарищества.
Согласно внесенным в Закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" изменениям правообладатели земельных участков в соответствии с федеральным законодательством имеют право получать в установленном порядке из Единой федеральной государственной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения в землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, информацию о земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения и из состава земель иных категорий, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства, правообладателями которых они являются.
С 01.03.2026 правообладатели земельных участков должны представлять в Единую федеральную государственную информационную систему информацию, указанную в статье 22.2 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с изменениями внесенными в Закон "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан", в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в Республике Дагестан в обязательном порядке включается информация об учете земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, результатов мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращению деградации земель сельскохозяйственного назначения, об учете результатов государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Согласно внесенным изменениям предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий; соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории особо охраняемой природной территорий, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Установлено, что к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов относится утверждение перечня рыболовных участков по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, и оказание государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности.
В перечень полномочий уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в области водных отношений включено согласование правил использования водных объектов для рекреационных целей, утверждаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Согласно внесенным изменениям к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов также относятся выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации) на территории Республики Дагестан, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также ведение реестра таких разрешений, проведение проверки знаний, входящих в охотничий минимум, и определение результатов такой проверки, осуществление страхования жизни и здоровья государственных охотничьих инспекторов, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территории Республики Дагестан, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Часть внесенных изменений вступает в силу с 01.09.2025.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Утвержденный План регламентирует организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Республики Дагестан (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Республики Дагестан, и определяет силы и средства РСЧС, привлекаемые при установлении муниципального и регионального уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары, на 2025 год.
Реагирование на возникновение ландшафтных (природных) пожаров осуществляется незамедлительно при обнаружении очагов пожаров в границах населенных пунктов, за границами населенных пунктов, вблизи объектов инфраструктуры и экономики силами и средствами РСЧС, дислоцированными на территории соответствующего муниципального образования Республики Дагестан. До начала и в период пожароопасного сезона организации независимо от форм собственности, владеющие на праве собственности земельными участками за пределами границ населенных пунктов, включенные в состав сил и средств РСЧС, обязаны создавать и поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
Решением комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня вводятся следующие уровни реагирования на ландшафтные (природные) пожары: муниципальный уровень реагирования; региональный уровень реагирования; федеральный уровень реагирования.
Тушение ландшафтных (природных) пожаров в границах населенных пунктов осуществляется в соответствии с расписаниями выездов подразделений пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Республики Дагестан.
Руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо пожарного формирования.