Новое в законодательстве Кемеровской области
11 апреля 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Компания ЛАД-ДВА", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Уточнены основные задачи областной трехсторонней комиссии: ведение коллективных переговоров, подготовка проекта регионального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в Кемеровской области, заключаемого между областными объединениями профессиональных союзов, областными объединениями работодателей, исполнительными органами Кемеровской области, организация его обсуждения и заключения; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений; рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения регионального соглашения; согласование позиций сторон по основным направлениям социально-трудовых отношений; распространение опыта социального партнерства в Кемеровской области, информирование отраслевых (межотраслевых) и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности областной трехсторонней комиссии. Признано утратившим силу положение о том, что областная трехсторонняя комиссия действует на постоянной основе.
Определены уполномоченным исполнительным органами Кемеровской области - Кузбасса:
Министерство культуры и национальной политики Кузбасса: по формированию поименных списков погибших при защите Отечества, останки которых погребены в воинских захоронениях, находящихся на территории Кемеровской области - Кузбасса; по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам установки информационных надписей и обозначений на воинские захоронения. Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса - по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам установки информационных надписей и обозначений на воинские захоронения, являющиеся объектами культурного наследия. Архивное управление Кузбасса - по комплектованию, обеспечению сохранности и популяризации архивных документов о защитниках Отечества. Министерство образования Кузбасса - по организации проведения поисковой работы в общеобразовательных организациях Кемеровской области - Кузбасса.
Администрация Правительства Кузбасса: по формированию единого реестра воинских захоронений Кемеровской области - Кузбасса во взаимодействии с Архивным управлением Кузбасса, по взаимодействию с органами местного самоуправления и общественными объединениями по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества в части организации и проведения мероприятий, посвященных памятным датам и дням воинской славы, в лице департамента внутренней политики Губернатора Кемеровской области - Кузбасса; по организации информирования населения Кемеровской области - Кузбасса в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о мероприятиях по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества в лице департамента информационной политики.
Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса: по принятию решения о захоронении непогребенных останков погибших при защите Отечества и (или) решения о перемещении неизвестных воинских захоронений; по обеспечению проведения всех необходимых мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества.
В Положение об организации проектной деятельности в Кемеровской области - Кузбассе внесены изменения:
подготовка региональных проектов осуществляется с учетом принципов, предусмотренных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", для подготовки национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов. Мониторинг реализации региональных проектов, формирование, согласование и утверждение отчетов о ходе реализации региональных проектов, а также информации о реализации региональных проектов осуществляются с учетом методических указаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации и (или) методических рекомендаций проектного офиса Правительства Российской Федерации. Отчетность за месяц, квартал и год подписывается руководителем регионального проекта или администратором регионального проекта в случае увольнения руководителя регионального проекта, временного отсутствия у руководителя регионального проекта возможности утверждения отчетности за месяц по причине временной нетрудоспособности, отпуска, командировки, а также при отсутствии действующей усиленной квалифицированной электронной подписи или по решению куратора регионального проекта в иных случаях. Руководитель регионального проекта обеспечивает согласование сведений об исполнении финансового обеспечения реализации регионального проекта, входящих в отчетность за месяц, квартал и год, с Министерством финансов Кузбасса.
В функциональной структуре проектной деятельности в исполнительных органах Кемеровской области - Кузбасса и структурных подразделениях Администрации Правительства Кузбасса внесены изменения:
дополнено, что региональный проектный офис: осуществляет совместно с участниками региональных проектов оценку рисков реализации региональных проектов, федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов; по запросу ведомственного проектного офиса представляет дополнительную информацию о параметрах региональных проектов, которые оказывают влияние на риски реализации национальных проектов, федеральных проектов. Дополнено, что ведомственный проектный офис подготавливает предложения о мерах реагирования на риски, в том числе на основании информации участников проектной деятельности, регионального проектного офиса и иных заинтересованных лиц, а также осуществляет координацию процессов и процедур управления рисками реализации региональных проектов.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Установлены полномочия Законодательного Собрания Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса. В частности, к полномочиям Законодательного Собрания Кемеровской области - Кузбасса относятся: контроль за исполнением законов Кемеровской области - Кузбасса в сфере креативных индустрий; к полномочиям Правительства Кемеровской области - Кузбасса - установление порядка формирования и ведения реестра субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в Кемеровской области - Кузбассе, в том числе порядка включения в такой реестр и исключения из него сведений о субъектах креативных индустрий; установление критериев отнесения физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных индустрий и критериев определения приоритетных креативных индустрий.
Исключено из полномочий Законодательного Собрания Кемеровской области - Кузбасса: определяет исполнительный орган Кемеровской области, определяющий последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования Кемеровской области и их содержание. Подготовка ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кемеровской области исключена из полномочий Правительства Кемеровской области - Кузбасса, данное полномочие передано Министерству экономического развития Кузбасса. Решение о разработке стратегии социально-экономического развития Кемеровской области принимается Правительством Кемеровской области - Кузбасса.
Дополнены полномочия должностных лиц органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля: контроль в сфере закупок - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 - 9, 11 статьи 7.30.1, частями 1 - 4, 8 и 9 статьи 7.30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установлено, что протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля в сфере закупок вправе составлять: руководители органов местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, их заместители; руководители финансовых органов муниципальных образований, их заместители; руководители органов внутреннего муниципального финансового контроля, их заместители; иные должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
Исключено из полномочий высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса - утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; из полномочий исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса - установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
Цели развития деятельности студенческих отрядов: создание условий для успешной социализации и эффективности самореализации обучающихся; создание условий для успешного вовлечения обучающихся в социальную практику, в том числе трудовую и экономическую деятельность; гражданско-патриотическое и профессионально-трудовое воспитание обучающихся; формирование у обучающихся профессиональных навыков и умений, развитие потенциала обучающихся и его дальнейшая реализация в интересах развития Кемеровской области - Кузбасса; общественное воспитание, формирование гражданственности, трудолюбия; развитие профессионализма и компетентности, социальной мобильности; реализация социальных и трудовых инициатив обучающихся. Задачи развития деятельности студенческих отрядов: привлечение обучающихся к трудовой деятельности; содействие временному и постоянному трудоустройству обучающихся; содействие формированию кадрового резерва в разных отраслях экономики; формирование профессиональных знаний, умений и навыков в овладении профессией. Определены полномочия Законодательного Собрания Кемеровской области - Кузбасса, Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса. Установлены формы государственной поддержки развития деятельности студенческих отрядов. Например, оказание информационно-методической, организационной, консультационной поддержки, направленной на развитие деятельности студенческих отрядов; содействие в организации мероприятий по привлечению обучающихся к деятельности студенческих отрядов; размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации об организациях, создающих рабочие места для членов студенческих отрядов, и о потребности работодателей в привлечении труда членов студенческих отрядов.
Упразднен Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса, передав его полномочия и функции Администрации Правительства Кузбасса. Администрация Правительства Кузбасса является правопреемником всех прав и обязанностей Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса, в том числе возникших в результате судебных решений, соглашений, договоров, контрактов. Датой ликвидации Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его ликвидации.
Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля, является Министерство промышленности и торговли Кузбасса. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является министр промышленности и торговли Кузбасса или лицо, исполняющее его обязанности. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерство получаются: при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации; при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. При выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров уполномоченное должностное лицо направляет министру мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. При осуществлении регионального государственного контроля в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, категории риска не присваиваются. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся: профилактические мероприятия; внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия; мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом. К профилактические мероприятиям относятся: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом после составления акта контрольный (надзорный) орган: при установлении признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией; рассматривает вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Документ вступает в силу с 01.09.2025.
Увеличен общий объем средств, необходимый для реализации муниципальной программы, с 2 151 220,3 тыс. руб. до 2 193 774,1 тыс. руб.; в том числе по источникам: средства областного бюджета - с 954 796,3 тыс. руб. до 956 384,2 тыс. руб., средства бюджета города Кемерово - с 1 178 911,7 тыс. руб. до 1 220 059,8 тыс. руб., средства иных источников (юридических и физических лиц) - с 17 512,3 тыс. руб. до 17 330,1 тыс. руб. В связи с вышеизложенным скорректированы: перечень мероприятий муниципальной программы, ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы, планируемые значения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Исключен раздел 7. Порядок открытия специальных накопительных банковских счетов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на которые ежемесячно зачисляются денежные средства.
Расширен перечень государственных услуг, оказываемых в социальной сфере на территории Кемеровской области - Кузбасса по направлению деятельности "Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)" с 7 до 14. Например, введено: реализация дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, форма обучения: очная, без указания категории (уникальный номер услуги 801012О.99.0.ББ57АЕ04000); реализация физкультурно-оздоровительных услуг (уникальный номер услуги 931900.Р.48.0.05110001000); реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности, форма обучения: очная, без указания категории (уникальный номер услуги 801012О.99.0.ББ57АЖ00000).
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Дополнены условия предоставления гранта: грант предоставляется за счет средств бюджета Кемеровской области - Кузбасса грантополучателю, зарегистрированному и осуществляющему деятельность на сельской территории или территории сельской агломерации Кемеровской области - Кузбасса; получатели гранта обеспечивают ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем 10 процентов в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта. Изменена оценка представленных заявителями бизнес-планов с 5-балльной системы на 100-балльную шкалу оценки критериев. Дополнено, что в объявлении о проведении отбора указывается порядок внесения изменений в объявление о проведении отбора. Министерство вправе по собственной инициативе или по результатам рассмотрения запроса о разъяснении положений объявления о проведении отбора внести изменения в объявление о проведении отбора. При этом срок приема заявок должен составлять не менее 3 рабочих дней со дня внесения изменений в объявление о проведении отбора или при необходимости продлевается так, чтобы до даты его окончания оставалось не менее 3 рабочих дней со дня внесения изменений в объявление о проведении отбора. В случае принятия Министерством решения об отмене отбора Министерство размещает на официальном сайте Министерства объявление об отмене проведения отбора, содержащее информацию о причинах отмены отбора, в срок не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока приема заявок.
Внесены изменения в постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Кемеровской области - Кузбасса, для реализации мероприятий в сфере физической культуры и спорта". А именно, скорректирован порядок проведения отбора. Отбор получателей субсидии осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", доступ к которой осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Категории получателей субсидий: некоммерческие организации, зарегистрированные в качестве юридического лица, осуществляющие деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса не менее 1 года с момента государственной регистрации; некоммерческие организации, осуществляющие на территории Кемеровской области - Кузбасса в соответствии со своими учредительными документами деятельность в области физической культуры и спорта, в том числе один или несколько видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Способом проведения отбора является конкурс, который проводится при определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия. Заявка участника отбора подается в соответствии с требованиями и в сроки, указанные в объявлении о проведении отбора. Участник конкурсного отбора вправе подать не более одной заявки на участие в конкурсном отборе и несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей заявки. Установлены критерии оценки заявок и их весовое значение в баллах в общей оценке заявок. Оценка заявок осуществляется конкурсной комиссией не позднее 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок путем ранжирования поступивших заявок по мере уменьшения полученных баллов по итогам оценки заявок и очередности поступления заявок в случае равенства количества полученных баллов. На основании суммарного балла участнику конкурсного отбора присваивается порядковый номер и составляется итоговый рейтинговый список. Первое место занимает участник конкурсного отбора с наибольшим значением величины суммарного балла, последнее - участник конкурсного отбора с наименьшим значением величины суммарного балла. Прошедшими конкурсный отбор признаются участники конкурсного отбора, включенные в рейтинговый список, сформированный Министерством по результатам ранжирования поступивших заявок в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, доведенных до Министерства. Участнику конкурсного отбора, прошедшему конкурсный отбор, которому присвоен первый порядковый номер в рейтинговом списке, распределяется размер субсидии, равный значению размера, указанному им в заявке, или уменьшенный с учетом решения конкурсной комиссии, но не выше максимального размера субсидии, определенного объявлением о проведении отбора. Каждому следующему участнику конкурсного отбора, включенному в рейтинговый список, распределяется размер субсидии, равный размеру, указанному им в заявке или уменьшенному с учетом решения конкурсной комиссии, но не выше максимального размера субсидии, определенного объявлением о проведении конкурсного отбора получателей субсидий, в случае, если указанный им размер меньше нераспределенного размера субсидии либо равен ему.
Аналогичные изменения внесены в постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2023 N 273 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Кемеровской области - Кузбасса, для развития вида спорта "регби" на территории Кемеровской области - Кузбасса".
Порядок изложен в новой редакции. Целью предоставления гранта является финансовое обеспечение затрат, предусмотренных на реализацию молодежных проектов. Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению грантов является Администрация Правительства Кузбасса. Информация о грантах размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://promote.budget.gov.ru. Установлены требования, которым претендент должен соответствовать на дату подачи заявки. Например: претендент не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; претендент не находится в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; у претендента на едином налоговом счете отсутствует или не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Утвержден перечень претендентов, которые не могут быть (не допускаются до участия в конкурсе), в частности, потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; политические партии; саморегулируемые организации и др. Организатор конкурса заключает с победителем конкурса соглашение, предусматривающее результат предоставления гранта и их значения, не позднее 20 рабочих дней со дня размещения на едином портале приказа Администрации Правительства Кузбасса о предоставлении гранта в форме субсидии победителям конкурса. Победитель конкурса должен подписать соглашение в течение 3 рабочих дней со дня поступления соглашения на подписание на едином портале или направить возражения по проекту соглашения. Результатом предоставления гранта является увеличение численности молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 35 лет. Значение показателя устанавливается получателю гранта организатором конкурса в соглашении. Получатели гранта размещают на едином портале отчеты об осуществлении расходов средств гранта, отчеты о достижении значений результата предоставления гранта (не реже одного раза в квартал).
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Порядок изложен в новой редакции. Установлены основные задачи ведения реестра: обеспечение информационной открытости и общедоступности сведений о деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления для потребителей услуг по отдыху и оздоровлению детей и организаторов отдыха и оздоровления детей; систематизация актуальных сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности и (или) их филиалах, осуществляющих деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей, на территории Кемеровской области - Кузбасса. Реестр формируется и ведется Министерством образования Кузбасса на основании сведений, полученных от юридических лиц и (или) их филиалов, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей и имеющих государственную регистрацию на территории Кемеровской области - Кузбасса. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и общедоступной, обновляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации об изменении сведений об организациях отдыха. За внесение в реестр сведений плата не взимается. Организация отдыха обязана уведомить Министерство об изменении сведений о данной организации, внесенных в реестр, в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.