Новое в законодательстве Республики Саха (Якутия)
14 марта 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Правовой Эксперт", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Изменения внесены в Указы Главы РС(Я) от 02.10.2018 N 33 "О структуре Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)" и от 02.10.2023 N 8 "О структуре Правительства Республики Саха (Якутия), исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и предельной численности их работников".
Так, с 1 апреля 2025 года:
предельная численность Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) сокращается до 220 штатных единиц (за счет уменьшения количества работников Отдела бюджетного учета и отчетности на 1 единицу);
предельная численность Управления записи актов гражданского состояния при Правительстве РС(Я) сокращена с 88 до 87 человек.
Утверждены ежегодные объемы поставок топливно-энергетических ресурсов, нефтепродуктов и социально значимых продовольственных товаров, в т.ч. в разрезе муниципальных районов (городских округов); объемы поставок угля, рекомендуемые предприятиям жилищно-коммунального комплекса республики для выработки тепловой энергии в отопительный период 2025/2026 годов; объемы поставок сырой нефти, рекомендуемые предприятиям жилищно-коммунального комплекса республики для выработки тепловой энергии в отопительный период 2025/2026 годов; объемы конденсата газового стабильного, рекомендуемые предприятиям жилищно-коммунального комплекса республики для выработки тепловой энергии в отопительный период 2025/2026 годов; объемы нефтепродуктов, рекомендуемые предприятиям энергетического комплекса республики для выработки электрической энергии; объемы нефтепродуктов, рекомендуемые хозяйствующим субъектам; объемы социально значимых продовольственных товаров, рекомендуемые хозяйствующим субъектам.
Объемы поставок определены как в общем, так и в объемах в зависимости от использования видов транспорта - автомобильный, речной, авиационный.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Сроки реализации прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) изменены на 2025 - 2027 годы.
В 2025 - 2027 годах предусмотрена приватизация принадлежащих республике акций АО "Якутская энергоремонтная компания".
ЖИЛИЩЕ
Установлены ставки тарифов на подключаемую нагрузку к расчету платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного, горячего водоснабжения и водоотведения; за протяженность к централизованным системам холодного и горячего водоснабжения объектов с подключаемой нагрузкой менее 250 куб. м в сутки, а также за протяженность к централизованным системам водоотведения объектов с подключаемой нагрузкой менее 250 куб. м в сутки.
К примеру, ставка тарифа на подключаемую нагрузку к централизованной системе холодного водоснабжения или горячего водоснабжения, либо водоотведения составляет 1,84 тыс. руб./м3 в сутки.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Административный регламент в целом подвергся актуализации. В числе прочих изменений:
предоставление государственной услуги предусмотрено, помимо ГКУ РС(Я) "Управления социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", ГКУ РС(Я) "Комплексный центр социальной защиты населения при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)";
максимальный срок предоставления государственной услуги определен в 12 рабочих дней;
установлено право заявителя самостоятельно по собственной инициативе предоставлять сведения об инвалидности, сведения о рекомендациях индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
перечислены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно: заявитель не соответствует категории лиц, имеющих право на предоставление услуги; представление сведений и (или) документов, которые противоречат сведениям, полученным в ходе межведомственного взаимодействия; несоответствие документов, представленных заявителем, по форме или содержанию требованиям законодательства РФ.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Установлено:
эмитентом облигаций от имени Республики Саха (Якутия) выступает Министерство финансов РС(Я);
облигации являются государственными ценными бумагами республики и выпускаются в форме именных документарных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением (учетом) Глобального сертификата, с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга;
отдельные выпуски облигаций могут иметь разные сроки обращения - от 1 года до 30 лет. Срок обращения выпуска облигаций устанавливается в решении о выпуске;
номинальная стоимость облигации выражается в валюте Российской Федерации и составляет 1 000 рублей.
Установлен порядок размещения и обращения облигаций, порядок получения доходов по облигациям и погашения облигаций. Приводится информация об эмитенте и отчет об исполнении государственного бюджета республики за 2022, 2023 и 2025 годы.
Перечень первоочередных направлений использования сумм экономии по использованию средств местного бюджета, в т.ч. полученных в виде экономии по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, дополнен таким направлением, как пополнение резервированного источника фонда оплаты труда в связи с принятыми решениями о повышении заработной платы в городском округе "город Якутск".
Теперь для рассмотрения Комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов ГО "город Якутск" распределения средств экономии требуется заключение Департамента экономики и стратегического планирования Окружной администрации и заключение Управления муниципальных закупок Окружной администрации, а также согласование курирующего заместителя главы городского округа.
Помимо того, главным распорядителям бюджетных средств предоставлено право распределять средства, сэкономленные на расходах по переселению из аварийного, ветхого жилищного фонда и снос освобожденных домов.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Юридическим лицам (за исключением некоммерческих организаций) и индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями и имеющим в наличии не менее 200 голов лошадей якутской породы, прошедшим отбор, предоставят субсидии из бюджета республики.
Критерием отбора, помимо наличия не менее 200 голов лошадей якутской породы, является осуществление своей деятельности в муниципальных районах республики, входящих в Арктическую зону в соответствии с Указом Президента РФ от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации".
Предложение на участие в отборе, а также проверка участника отбора на соответствие требованиям осуществляется в системе "Электронный бюджет".
Методические рекомендации применяются с 1 марта 2025 года при расчете тарифов на перевозку грузов речным транспортом на паромных переправах, осуществляемую индивидуальными предпринимателями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, и определяют единый порядок формирования тарифов, устанавливаемых Государственным комитетом по ценовой политике.
Так, определены принципы формирования тарифов, состав экономически обоснованных расходов, порядок расчета предельного максимального тарифа на перевозку речным транспортом методом экономически обоснованных расходов, порядок установления предельных максимальных тарифов, особенности установления переходного периода.
Для установления предельных максимальных тарифов на перевозку речным транспортом перевозчики не позднее 10 апреля текущего периода регулирования представляют в Госкомитет заявление об утверждении тарифов. Установление предельных максимальных тарифов на перевозку речным транспортом осуществляется регулирующим органом в течение 30 рабочих дней.
Перевозчики имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку речным транспортом на паромных переправах в рамках установленных предельных максимальных величин исходя из экономической целесообразности.
Внесенными изменениями:
обновлена адресно-реквизитная информация;
расширен перечень оснований для отказа в приеме документов заявителя. В приеме документов будет отказано в случае, если имеется действующее разрешение на строительство объекта капитального строительства с теми же технико-экономическими показателями; кадастровый номер в заявлении указан неверно, в связи с чем отклонен запрос на предоставление выписки из ЕГРН; заявление подано на объект, не требующий получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ;
установлен новый образец уведомления о переходе прав на земельный участок.
Установлены дополнительные основания для отказа в приеме документов, а также для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В приеме документов отказывается в случаях: отсутствия сведений о правообладателях в выписке единого государственного реестра недвижимости, полученной через межведомственный запрос; когда заявитель письменно отказался от муниципальной услуги после выхода распоряжения о назначении общественных слушаний; поступления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления (при поступлении уведомления в момент подачи заявления).
Отказ в предоставлении муниципальной услуги производится: когда испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту; когда заявитель письменно отказался от муниципальной услуги; в случае, если в Комиссию поступили аргументированные предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, в которых возражают в предоставлении заявителю испрашиваемого разрешения (возражения и замечания должны содержать конкретные ссылки на норму закона, который будет нарушен при предоставлении разрешения).
Расширены цели предоставления субсидии. Теперь субсидии предоставляются на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, возникающих в связи с выполнением работ по содержанию дорог, площадей, фонтанов, тротуаров, полигона складирования снега, технических средств организации дорожного движения выполнением работ по оснащению участков улично-дорожной сети, в т.ч. прилегающих к образовательным организациям, пешеходными ограждениями, созданием условий для массового отдыха жителей, в т.ч. организация, содержание и обустройство мест массового отдыха населения ГО "город Якутск".
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Лесохозяйственный регламент представляет собой совокупность правил, лесоводственных требований и нормативов, определяющих порядок деятельности лесничества, и является основой использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории городского округа "город Якутск".
В лесохозяйственном регламенте в отношении городских лесов установлены: виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Срок действия лесохозяйственного регламента ограничен десятью годами.