Новое в законодательстве Республики Хакасия
28 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "РИЦ Консультант-Саяны", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Административный регламент изложен в новой редакции. Расширен перечень категорий заявителей на предоставление государственной услуги. В частности, установлено, что заявителями являются субъекты предпринимательства, зарегистрированные на территории Республики Хакасия и соответствующие одному или нескольким из следующих условий: субъект малого или среднего предпринимательства обеспечивает занятость следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц (среднесписочная численность лиц, увеличенная на единицу, в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами), относящихся к любой из таких категорий, среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства (среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства с учетом самого индивидуального предпринимателя в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами) составляет не менее 50% (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий, в расходах на оплату труда составляет не менее 25%: лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ и принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24.02.2022, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30.09.2022 и (или) выполнявшие возложенные на них задачи на указанных территориях в период проведения специальной военной операции; ветераны боевых действий; субъект малого или среднего предпринимательства - индивидуальный предприниматель, являющийся инвалидом и осуществляющий предпринимательскую деятельность без привлечения работников.
Уточнено, что документами, содержащими решение о предоставлении государственной услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат государственной услуги, являются: уведомление о присвоении статуса социального предприятия; уведомление об отказе в присвоении статуса социального предприятия по установленным формам. Также внесены другие изменения.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
С 01.03.2026 установлена ответственность за нарушение требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. В частности, нарушение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, требования соответствия максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей. Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.
Установлены сроки реализации региональной программы 2023 - 2030 годы (ранее - 2023 - 2027 годы). В перечень соисполнителей региональной программы включены Министерство культуры Республики Хакасия, Министерство строительства Республики Хакасия, и ряд других. Объемы финансирования региональной программы 2023 год составляют 504074,0 тыс. рублей (ранее - 595264,2 тыс. рублей); на 2024 год - 542998,0 тыс. рублей (ранее - 504074,0 тыс. рублей); 2025 год - 716261,2 тыс. рублей (ранее - 704352,1 тыс. рублей); на 2026 год - 744824,6 тыс. рублей (ранее - 540735,9 тыс. рублей); на 2027 год - 559084,2 тыс. рублей (ранее - 495182,4 тыс. рублей); на 2028, 2029, 2030 годы - по 559084,2 тыс. рублей ежегодно. Также внесены изменения в целевые показатели региональной программы, комплекс мероприятий региональной программы, и др.
ЖИЛИЩЕ
Порядок определяет: механизм установления очередности проведения капитального ремонта по конструктивным элементам, внутридомовым инженерным системам многоквартирного дома, в отношении которых по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома требуется проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем установлено региональной программой, или в отношении которых работы по капитальному ремонту не были выполнены в сроки, установленные региональной программой; механизм переноса работ по капитальному ремонту конструктивных элементов, внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на более поздний срок, чем установлено региональной программой, в отношении которых по результатам обследования их технического состояния не требуется проведение капитального ремонта.
Установлено, что по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов устанавливается очередность проведения капитального ремонта в региональной программе. Комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, созданная в порядке, утвержденном Правительством Республики Хакасия, принимает одно из решений, предусмотренных п. 8.1 - 8.3 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.04.2014 N 192, которые относятся к одному из следующих случаев: конструктивный элемент и (или) внутридомовая инженерная система многоквартирного дома требуют капитального ремонта в период действия текущего краткосрочного плана реализации региональной программы, утвержденного Правительством Республики Хакасия на три года; конструктивный элемент и (или) внутридомовая инженерная система многоквартирного дома не требуют капитального ремонта на момент проведения обследования в период действия текущего краткосрочного плана; в отношении многоквартирного дома по результатам обследования выявлено основание, установленное законодательством РФ и (или) Республики Хакасия для его исключения из региональной программы. Определен порядок действий для каждого случая.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Внесены изменения в размеры налоговых ставок транспортного налога. В частности, для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно ставка налога составляет 51 руб. с каждой лошадиной силы (ранее - 50 руб. с каждой лошадиной силы), автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) - 106 руб. с каждой лошадиной силы (ранее - 104 руб. с каждой лошадиной силы). Также увеличены размеры налоговых ставок для автомобилей грузовых с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно, свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно, свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно; для некоторых категорий снегоходов, мотосаней, и ряда других транспортных средств.
Из перечня организаций и граждан, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, исключены: общественные объединения пожарной охраны, зарегистрированные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом, - в отношении специализированных транспортных средств, предназначенных для тушения пожаров; организации, осуществляющие деятельность по добыче и обогащению железной руды; граждане, пострадавшие в результате пожара, - в отношении всех транспортных средств, имеющихся в их собственности, за исключением транспортных средств, используемых в предпринимательской деятельности; сельскохозяйственные товаропроизводители, пострадавшие в результате пожара, - в отношении всех зарегистрированных на них транспортных средств.
Данный документ вступает в силу с 01.01.2026, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
На 2026 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в Республике Хакасия, равный 3,0.
Данный документ вступает в силу с 01.01.2026.
Внесены изменения в Порядок заключения соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия. Изменен перечень обязательств муниципального образования по осуществлению мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия. Установлено, что обязательство по обеспечению снижения сложившейся на 1-е число текущего финансового года просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета муниципального образования и бюджетных и автономных учреждений муниципального образования включается в указанный перечень, за исключением задолженности, образовавшейся по причине непоступления безвозмездных поступлений в доход местного бюджета муниципального района (городского округа) в текущем финансовом году, не связанного с виновными действиями местной администрации, которые были указаны в качестве доходов местного бюджета в решении о местном бюджете на текущий финансовый год.
Также внесены аналогичные изменения в Порядок заключения соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений на территории муниципального района Республики Хакасия.
Установлено, что Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия, в отношении которого Министерство экономического развития Республики Хакасия осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя, представляет в Министерство ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и до 15 января года, следующего за отчетным финансовым годом, отчет о достижении результатов предоставления субсидии, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в соответствии с формой, предусмотренной в соглашении о предоставлении субсидий (ранее - отчет о достижении результатов предоставления субсидии по формам, определенным приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 29.04.2021 N 92-од).
Уточнено, что остатки средств субсидий, не использованные на начало текущего финансового года, при отсутствии решения Министерства о наличии потребности в направлении этих средств на достижение целей, установленных при предоставлении субсидий, в текущем финансовом году, подлежат возврату в бюджет Республики Хакасия на основании требования Министерства - не позднее 20 рабочих дней после направления Министерством требования о возврате указанных средств (ранее - в сроки, установленные Правительством Республики Хакасия).
Утверждены следующие основные характеристики бюджета г. Абакана на 2025 год: общий объем доходов городского бюджета в сумме 9656376,4 тыс. рублей (ранее - 9658793,7 тыс. рублей), в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 5193546,4 тыс. рублей (ранее - 5195963,7 тыс. рублей); общий объем расходов городского бюджета в сумме 10102608,3 тыс. рублей (ранее - 10105025,8 тыс. рублей); дефицит городского бюджета в сумме 446231,9 тыс. рублей (ранее - 446232,1 тыс. рублей). Установлено, что плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях г. Абакана, не взимается с родителя (законного представителя) детей, в случае если родитель, который являлся военнослужащим, лицом, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ и имевшим специальные звания полиции, добровольцем, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, при выполнении служебного долга в специальной военной операции, стал инвалидом I или II группы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения им военной службы в зоне специальной военной операции.
Размер субсидий, предоставляемых в 2025 году из городского бюджета на обеспечение деятельности организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства", составляет 1400 тыс. рублей (ранее - 1000 тыс. рублей). Также внесены другие изменения.
Ставка налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, составляет 2,5% (ранее - 2%).
Данный документ вступает в силу с 01.01.2026, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Генеральный план муниципального образования город Абакан изложен в новой редакции. Работа по разработке проекта внесения изменений в генеральный план г. Абакана выполнена на основании муниципального контракта от 11.11.2024. Необходимость в разработке проекта внесения изменений в генеральный план возникла с целью актуализации информации и обеспечения устойчивого развития территории. Определено, что генеральный план направлен на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Цели и задачи разработки генерального плана: внести изменения в Карту функциональных зон г. Абакана с учетом современного землепользования и перспективного развития; внести изменения в Карту развития транспортной инфраструктуры г. Абакана с учетом планируемых мероприятий в рамках национальных проектов; актуализировать перечень планируемых объектов капитального строительства местного значения для размещения на территории городского округа, с отображением их местоположения и основных характеристик. Генеральный план включает в себя утверждаемую часть и материалы по его обоснованию, сведения о границах населенного пункта г. Абакана.
Установлено, что основными особенностями планировочной структуры г. Абакана являются: контраст компактной структуры северной части и протяженной структуры усадебной и дачной застройки; наличие ограничений природного и антропогенного характера; ограниченность земельных ресурсов; наличие кварталов индивидуальной жилой застройки, не соответствующей современным требованиям комфортной городской среды; недостаточная обеспеченность населения социальными объектами в кварталах индивидуальной жилой застройки. На расчетный срок генерального плана планируемая численность населения города - 205 тыс. человек. Площадь территории города составляет 112,7 кв. км, численность населения на 01.01.2024 - 185804 человека. Абакан выгодно выделяется на фоне других городов Сибирского федерального округа по уровню и динамике темпов жилищного строительства, инвестиционной активности, развитию сферы работ и услуг, которые свидетельствуют об активных процессах социально-экономического развития. В городе сосредоточено 60% предприятий малого бизнеса всей республики.
Также в генеральном плане даны характеристики природных условий и ресурсов территории, минерально-сырьевых ресурсов, гидрогеологических условий, биологических ресурсов, и др.