Новое в законодательстве Республики Хакасия

21 марта 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "РИЦ Консультант-Саяны", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Положение о Межведомственной комиссии по координации оказания необходимой социальной поддержки и помощи лицам, определенным подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.04.2023 N 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", в Республике Хакасия, изложено в новой редакции. Установлено, что Комиссия осуществляет подготовку следующих предложений: о совершенствовании деятельности исполнительных органов Республики Хакасия по поддержке участников специальной военной операции и членов их семей; по совершенствованию деятельности медицинских организаций, оказывающих специализированную психолого-психотерапевтическую помощь участникам специальной военной операции и членам их семей; по вопросам обеспечения условий доступности жилых помещений для участников специальной военной операции и членов их семей, являющихся инвалидами, адаптации жилых помещений под их индивидуальные потребности; по вопросам медицинской реабилитации, социальной адаптации и ресоциализации участников специальной военной операции и членов их семей; и ряд других. Также внесены другие изменения.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Хакасия, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ. Из перечня условий, при соблюдении которых муниципальным образованиям предоставляются субсидии, исключено следующее условие: наличие в местном бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета субсидии. Уточнено, что критерием отбора является наличие утвержденного муниципальным правовым актом соответствующего муниципального образования Республики Хакасия перечня кадастровых кварталов, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ, а также наличие письменного подтверждения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия целесообразности внесения кадастровых кварталов в указанный перечень (ранее - включение кадастровых кварталов на территории муниципального образования в перечень кадастровых кварталов, в границах которых необходимо проведение комплексных кадастровых работ, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия). Также внесены другие изменения.

СЕМЬЯ

Установлено, что срок предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки, предусмотренный в удостоверении, указывается до достижения старшим ребенком из трех младших несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных (удочеренных), принятым на воспитание в приемную семью, находящимся под опекой (попечительством), пасынком и (или) падчерицей) возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения (за рядом исключений). Утвержден перечень исключительных случаев установления права на меры социальной поддержки. Определено, что срок действия мер социальной поддержки, предусмотренный в удостоверении, подлежит продлению в следующих случаях: учета последующих детей в многодетной семье; обучения старшего ребенка из трех младших несовершеннолетних детей, достигшего возраста 18 лет, в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Для продления срока действия мер социальной поддержки заявителем (уполномоченным представителем) в Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения" предоставляется заявление о продлении срока действия мер социальной поддержки, удостоверение на бумажном носителе (при наличии) и документы, предусмотренные Порядком. Внесены и другие изменения.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Признано утратившим силу Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.01.2025 N 19 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету городского округа город Абакан на обеспечение реализации функций столицы Республики Хакасия и Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету городского округа город Абакан на обеспечение реализации функций столицы Республики Хакасия".

Определено, что претендентами на получение субсидии являются юридические лица, за исключением государственных учреждений Республики Хакасия; получатели субсидии - претенденты, прошедшие отбор и подписавшие соглашение о предоставлении субсидии. Целью предоставления субсидии является реализация инвестиционного проекта по созданию объекта в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Хакасия. Для реализации указанной цели предоставляется субсидия на финансовое обеспечение затрат на выполнение следующих видов работ: разработка проектной документации на строительство объекта "Мусороперерабатывающий комплекс с объектом размещения твердых коммунальных отходов", включающего комплекс по сортировке ТКО мощностью 155000 тонн/год, по компостированию ТКО мощностью 54000 тонн/год, объект для размещения ТКО мощностью 160000 тонн/год; получение положительных заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы по проектной документации на строительство объекта "Мусороперерабатывающий комплекс с объектом размещения твердых коммунальных отходов"; строительство мусороперерабатывающего комплекса с объектом размещения ТКО, включающего комплекс по сортировке ТКО мощностью 155000 тонн/год, по компостированию ТКО мощностью 54000 тонн/год, объект для размещения ТКО мощностью 160000 тонн/год. Субсидия предоставляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, которое является главным распорядителем средств республиканского бюджета, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период. Способ предоставления субсидии - финансовое обеспечение затрат, способ проведения отбора - отбор исходя из соответствия претендента (участника отбора) критериям и требованиям в форме запроса предложений. Отбор получателей субсидии проводится с использованием системы "Электронный бюджет". Условием предоставления субсидии является наличие инвестиционного проекта по созданию объекта в сфере обращения с ТКО, согласованного с Министерством. Претендент, заявка которого не была отклонена, признается победителем отбора. При поступлении заявки более чем от одного претендента победителем отбора является претендент с наибольшей долей участия Республики Хакасия в уставном капитале. Также Порядком установлены требования к отчетности, требования к осуществлению контроля за соблюдением условий и порядка предоставления субсидии и ответственность за их нарушение.

В Перечень кодов видов источников финансирования дефицита республиканского бюджета, главными администраторами которых являются органы государственной власти Республики Хакасия, включены следующие виды источников финансирования дефицита бюджета: привлечение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации (бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, предоставленные Федеральным казначейством в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов); погашение бюджетами субъектов Российской Федерации кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации (бюджетные кредиты, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации, возврат которых осуществляется субъектом Российской Федерации с учетом списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам); погашение бюджетами субъектов Российской Федерации кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации (бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, предоставленные Федеральным казначейством в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов).

Введены следующие новые виды источников финансирования дефицита бюджета: привлечение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации (бюджетные кредиты в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры); привлечение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации (специальные казначейские кредиты); привлечение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации (бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, предоставленные Федеральным казначейством в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов); и ряд других.

Утверждены следующие основные характеристики бюджета муниципального образования город Абакан на 2025 год: общий объем доходов городского бюджета - в сумме 9555427 тыс. рублей (ранее - 9569599 тыс. рублей), в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 5388910 тыс. рублей (ранее - 5403082 тыс. рублей); общий объем расходов городского бюджета - в сумме 9972078 тыс. рублей (ранее - 9986250 тыс. рублей); дефицит городского бюджета не изменен и составляет в сумме 416651 тыс. рублей.

В перечень категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях г. Абакана, на обеспечение бесплатным двухразовым питанием которых в 2025 году финансируются расходы из городского бюджета, включены обучающиеся, один из родителей (законных представителей) которых относился к категории лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту или находящихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, при условии его участия в специальной военной операции либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, при условии его участия в специальной военной операции, и ставший инвалидом I или II группы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения им военной службы в зоне специальной военной операции. Внесены и другие изменения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлено, что органами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, являются Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (УКХТ) и Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (ДГАЗ Администрации г. Абакана) (ранее - только Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана). Установлено, что ДГАЗ Администрации г. Абакана осуществляет муниципальный контроль за соблюдением: требований правил благоустройства территории г. Абакана, предъявляемых к вывескам, информационным, декоративным и рекламным конструкциям и их размещению, за исключением требований к размещению переносных рекламных конструкций; исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий ДГАЗ Администрации г. Абакана в пределах их компетенции. УКХТ осуществляет муниципальный контроль за соблюдением: требований правил благоустройства территории г. Абакана (в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, требований к размещению переносных рекламных конструкций), за исключением требований, предъявляемых к вывескам, информационным, декоративным и рекламным конструкциям и их размещению; исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий УКХТ в пределах их компетенции. При этом должностными лицами ДГАЗ Администрации г. Абакана, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль в сфере благоустройства от имени контрольного органа, являются: руководитель контрольного органа - начальник ДГАЗ Администрации г. Абакана; заместитель руководителя контрольного органа - заместитель начальника ДГАЗ Администрации г. Абакана по земельным ресурсам; начальник и специалисты отдела муниципального контроля ДГАЗ Администрации г. Абакана. Также внесены другие изменения.

Внесены изменения в решение Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100 "Об утверждении Положения "О Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана". В перечень функций Департамента включено осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства в части требований правил благоустройства территории города Абакана, предъявляемых к вывескам, информационным, декоративным и рекламным конструкциям и их размещению, за исключением требований к размещению переносных рекламных конструкций.

Также внесены изменения в решение Совета депутатов г. Абакана от 22.09.2015 N 263 "Об утверждении Положения "Об Управлении коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана" в новой редакции". Уточнено, что Управление осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства в части требований правил благоустройства территории г. Абакана (в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, требований к размещению переносных рекламных конструкций), за исключением требований, предъявляемых к вывескам, информационным, декоративным и рекламным конструкциям и их размещению.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Внесены изменения в режим особой охраны и использования памятника природы "Бородинская пещера". В положение, запрещающее осуществлять на территории данного памятника природы деятельность, влекущую за собой нарушение почвенного покрова и выходов минералов, геологических обнажений и горных пород, добавлено исключение, разрешающее проведение работ по благоустройству и созданию туристской инфраструктуры. Уточнено, что на территории памятника природы "Бородинская пещера" по согласованию с Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия" разрешается создание туристской инфраструктуры и обустройство экологических троп с использованием материалов, не ухудшающих визуальные характеристики местности (не контрастирующих с естественным ландшафтом). Также внесены другие изменения.

Порядок устанавливает способы расчета объема твердых коммунальных отходов (ТКО) в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором по обращению с ТКО и (или) потребителем услуги по обращению с ТКО и порядок выбора способа расчета на территории Республики Хакасия. Определено, что расчет объема ТКО осуществляется исходя из: нормативов накопления ТКО в показателях объема ТКО и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления ТКО; количества и объема контейнеров, бункеров для накопления ТКО, в которых осуществляется складирование ТКО, в показателях объема с учетом графика вывоза. Установлено, что Региональные операторы и Потребители, осуществляющие любые виды деятельности на территории Республики Хакасия, обязаны обеспечить оформление договорных отношений в целях применения способа расчета объема ТКО в соответствии с Порядком. Объем ТКО, место (площадка) накопления ТКО и способ расчета объема ТКО определяются договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Выбор способа расчета объема ТКО осуществляется по результатам рассмотрения соответствующего заявления, направленного Потребителем в адрес Регионального оператора. Региональный оператор рассматривает указанное заявление и в случае выполнения установленных Порядком требований подготавливает проект договора, либо проект дополнительного соглашения к действующему договору (при его наличии) на оказание услуг по обращению с ТКО в части способа расчета объема ТКО в соответствии с Порядком и направляет его Потребителю для подписания.