Новое в законодательстве Воронежской области

14 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Информсвязь - КонсультантПлюс", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Установлено, что диплом является формой поощрения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, коллективов организаций за профессионализм и достижения в трудовой, социальной, культурной, научной, просветительской, творческой деятельности, деятельности в области физической культуры и спорта, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иной социально значимой деятельности, осуществляемой на территории Воронежской области. Представление о поощрении дипломом вносится на рассмотрение Губернатора Воронежской области первым заместителем Губернатора - руководителем аппарата Губернатора и Правительства Воронежской области, заместителем Губернатора, первым заместителем председателя Правительства Воронежской области, заместителями председателя Правительства Воронежской области, руководителями исполнительных органов Воронежской области.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в Положение о Воронежской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указано, что перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) утверждается Правительством Воронежской области по согласованию с Главным управлением МЧС России по Воронежской области (ранее - по согласованию с МЧС России). Отмечено, что порядком создания, хранения, использования резервов (резервных фондов) и восполнения использованных средств этих резервов, определяемым соответственно Правительством Воронежской области, органами местного самоуправления и организациями, может быть предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов могут использоваться при введении режима повышенной готовности. Установлено, что информационное обеспечение в ТП РСЧС осуществляется с использованием государственной информационной системы "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а также иных способов предоставления информации.

Внесены изменения в Порядок оценки эффективности деятельности руководителей исполнительных органов Воронежской области. Отдельные уточнения и дополнения затронули порядок разработки и согласования плановых значений показателей оценки эффективности руководителей исполнительных органов Воронежской области. В частности, установлено, что плановое значение показателя "Использование отпусков гражданскими служащими" измеряется как доля государственных гражданских служащих исполнительного органа Воронежской области, которым были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска в размере 30 календарных дней и более, от среднесписочной численности гражданских служащих соответствующего исполнительного органа Воронежской области в отчетном году. Плановое значение должно составлять не менее 75%. Исполнительный орган Воронежской области направляет принятый правовой акт в министерство экономического развития Воронежской области в течение 2 рабочих дней после его принятия, но не позднее 15 февраля текущего года, в 2025 году с учетом показателя "Использование отпусков гражданскими служащими" - не позднее 08.12.2025. Исполнительные органы Воронежской области в 2025 году могут вносить изменения в Карту эффективности не позднее 04.12.2025. Актуализирован перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей исполнительных органов Воронежской области.

Внесены изменения в постановления Правительства Воронежской области "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области", "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области", "О региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области". В новой редакции изложены перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического и геологического контроля (надзора) на территории Воронежской области, а также при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области.

Установлено, что профессиональное развитие гражданских служащих включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию (семинары, тренинги, мастер-классы, конференции, круглые столы, служебные стажировки, образовательные курсы и самообразование). Реализация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в рамках государственного заказа, в рамках государственного задания, за счет средств государственных органов Воронежской области, в которых гражданские служащие замещают должности государственной гражданской службы, а также на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование. Планирование мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих на очередной календарный год осуществляется уполномоченным органом на основе заявок государственных органов Воронежской области и структурных подразделений Правительства области. Индивидуальный план профессионального развития разрабатывается сроком на три года и ежегодно актуализируется гражданским служащим по согласованию с непосредственным руководителем и уполномоченным органом.

Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа город Воронеж, к которым в том числе отнесены: выявление не менее чем 25% зарастания площади земельного участка сорными растениями (в период отсутствия снежного покрова), и (или) деревьями, и (или) кустарниками (не относящимися к многолетним насаждениям (в том числе садам, виноградникам), агролесомелиоративным насаждениям, агрофитомелиоративным насаждениям); наличие на земельном участке специализированной техники, используемой для снятия и (или) перемещения плодородного слоя почвы; осуществление на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также садовом или огородном земельном участке торговой, производственной и (или) иной коммерческой деятельности и др.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Внесены изменения в постановление Администрации городского округа город Воронеж "О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в городском округе город Воронеж". Уточнена типовая форма положения о закупке товаров, работ, услуг. Предусмотрено проведение заказчиками совместных закупок при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах. Определены особенности организации и проведения совместных закупок. Установлено, что для организации и проведения совместной закупки заказчики и организатор совместной закупки - управление муниципальных закупок Администрации городского округа город Воронеж - заключают соглашение о проведении совместной закупки. Приведен перечень информации, которая должна содержаться в соглашении о проведении совместной закупки.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Актуализирован перечень нормативных актов, составляющих правовую основу документа. Отмечено, что выезд в зарубежные служебные командировки осуществляется в том числе в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.04.2025 N 501.

Актуализирован перечень нормативных актов, составляющих правовую основу документа. Указано, что Положение о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками в пределах Российской Федерации, разработано в соответствии с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2025 N 501.

Увеличены рекомендуемые размеры стимулирующих выплат постоянного характера и учитываемые при расчете тарификации, также увеличены должностные оклады (оклады, ставки заработной платы) по профессионально-квалификационным группам должностей работников общеобразовательных организаций, оклады по профессиям рабочих.

Увеличены размеры стимулирующих выплат работникам муниципальных дошкольных образовательных организаций (за исключением руководителя дошкольной образовательной организации, его заместителей и главного бухгалтера) за стаж непрерывной работы (выслугу лет), а также размеры должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) по профессионально-квалификационным группам должностей работников дошкольных образовательных организаций.

Внесены изменения в Порядок принятия решения о выплате денежного поощрения по итогам работы за квартал работникам Администрации городского округа город Воронеж. Уточнено, что правила оценки эффективности и результативности служебной деятельности первых заместителей главы Администрации и заместителей главы Администрации не распространяются на деятельность руководителей управ районов городского округа город Воронеж.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

На 2026 год установлена величина прожиточного минимума в Воронежской области на душу населения в размере 16666 рублей, для трудоспособного населения - 18166 рублей, пенсионеров - 14333 рубля, детей - 16166 рублей. Документ вступает в силу с 01.01.2026.

Внесены изменения в Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки членов семей граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", или заключивших контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и принимающих участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины в виде ежемесячной денежной компенсации проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования на пригородных и междугородных маршрутах. Заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации может быть направлено в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ) с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи. КУВО "УСЗН" района принимает решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации в случае непредставления заявителем документов (сведений) в течение 3 рабочих дней со дня регистрации КУВО "УСЗН" района заявления, поданного с использованием ЕПГУ.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Внесены изменения в постановление Правительства Воронежской области "Об оценке эффективности налоговых расходов, установленных законами Воронежской области". Исполнительным органам Воронежской области, определенным Правительством Воронежской области в качестве ответственных исполнителей государственных программ, поручено обеспечивать подготовку проектов законов Воронежской области в случае установления новых налоговых расходов, изменения (отмены) действующих налоговых расходов, предусматриваемых в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ Воронежской области и (или) целями социально-экономической политики Воронежской области, не относящимися к государственным программам Воронежской области. В новой редакции изложены: Порядок формирования перечня налоговых расходов, установленных законами Воронежской области, и оценки эффективности налоговых расходов, установленных законами Воронежской области; Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, установленных законами Воронежской области; Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов, установленных законами Воронежской области.

Определены порядок проведения отбора получателей субсидий, цели, условия и порядок предоставления средств, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение. Отбор получателей субсидий, а также иное взаимодействие министерства предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области с участниками отбора осуществляются с использованием документов в электронной форме в системе "Электронный бюджет". Способом проведения отбора получателей субсидий является запрос предложений, который проводится исходя из соответствия участников отбора установленным критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок). Субсидия предоставляется при условии софинансирования получателем субсидии расходов на реализацию инвестиционного проекта по созданию модульных некапитальных средств размещения в размере более 50 процентов стоимости инвестиционного проекта. При этом к средствам софинансирования получателя субсидии относятся средства, израсходованные на реализацию инвестиционного проекта с 1 января года подачи заявки и до даты завершения результата предоставления субсидии.

Внесены изменения в наименование постановления Правительства Воронежской области "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение затрат на разработку и реализацию проектов по биологизации земледелия", которое теперь называется "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение затрат на разработку и реализацию проектов по биологизации земледелия и (или) животноводства". Соответствующие изменения внесены в текст документа. Порядок предоставления субсидий изложен в новой редакции. Уточнены цели и условия предоставления бюджетных средств, требования к участникам отбора, а также результаты предоставления субсидии.

Постановление Правительства Воронежской области переименовано и теперь называется "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы, на возмещение части затрат на реконструкцию, капитальный ремонт и (или) оснащение оборудованием объектов образования и (или) части затрат на агротехнологические классы". Уточнены условия и порядок предоставления субсидий. В частности, субсидия предоставляется на возмещение в году предоставления субсидии, а также с 2026 года - в году, предшествующем году предоставления субсидии, до 90% прямых затрат заявителям-инвесторам на реконструкцию, капитальный ремонт и (или) оснащение оборудованием объектов образования; заказчикам ключевых проектов - на агротехнологические классы. Скорректированы требования к участникам отбора и документы, которые необходимо представить в министерство сельского хозяйства Воронежской области с использованием системы "Электронный бюджет". Распределение субсидий между победителями отбора осуществляется в порядке очередности поступления заявок.

С 01.01.2026 на территории городского округа город Воронеж введен в действие туристический налог. Налоговые ставки установлены в следующих размерах: в 2026 году - 2 процента от налоговой базы; в 2027 году - 3 процента от налоговой базы; в 2028 году - 4 процента от налоговой базы; с 2029 года - 5 процентов от налоговой базы. Определены категории физических лиц, стоимость услуг по временному проживанию которых не включается в налоговую базу, при условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих соответствующий статус физического лица.

Внесены изменения в Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа город Воронеж в целях возмещения затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Уточнены условия и порядок предоставления субсидий. В частности, установлено, что победителями отбора признаются участники отбора, включенные в рейтинг, сформированный главным распорядителем - управлением образования и молодежной политики Администрации городского округа город Воронеж - по результатам ранжирования поступивших заявок в пределах объема распределяемой субсидии, указанного в объявлении о проведении отбора. Скорректирована формула расчета размера субсидии в месяц на негосударственное дошкольное образовательное учреждение. Плановый размер субсидий распределяется между участниками отбора - получателями субсидий в соответствии с Правилами отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1781.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В новой редакции изложена областная адресная программа капитального ремонта объектов капитального строительства, находящихся в областной (муниципальной) собственности, благоустройства прилегающей к ним территории и их материально-технического оснащения на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Общий объем средств, выделяемых в 2025 году на проведение капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением объектов культурного наследия), увеличен с 4125166,4 тыс. рублей до 4125295,1 тыс. рублей, а на материально-техническое оснащение объектов капитального ремонта - уменьшен с 224150,8 тыс. рублей до 224022,1 тыс. рублей.

На 2025 - 2027 годы установлены долгосрочные тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств массой до 3,5 тонны и свыше 3,5 тонны на территории Воронежской области, а также долгосрочные тарифы на перемещение и хранение задержанных маломерных судов на территории Воронежской области. Предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств составляет 35 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.

Установлено, что государственная услуга предоставляется министерством архитектуры и градостроительства Воронежской области и включает в себя выполнение следующих административных процедур: профилирование заявителя; прием запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги (при необходимости); принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги; предоставление результата государственной услуги заявителю. Максимальный срок ее предоставления составляет 5 рабочих дней со дня регистрации министерством запроса о предоставлении государственной услуги и документов и (или) информации, необходимых для предоставления услуги. Государственная услуга предоставляется без взимания платы. Определены исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к помещениям, в которых предоставляется услуга, показатели доступности и качества ее оказания, а также способы информирования заявителя об изменении статуса рассмотрения запроса о предоставлении государственной услуги. Утратил силу приказ департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 19.08.2020 N 45-01-04/621, ранее регламентировавший те же правоотношения.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы. Оспариваемые положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится заявленное административным истцом жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы. Оспариваемые положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится заявленное административным истцом жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы. Оспариваемые положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится заявленное административным истцом жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы. Оспариваемые положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что оспариваемые положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт признан не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем признан недействующим в заявленной части.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что оспариваемые положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт признан не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем признан недействующим в заявленной части.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что оспариваемые положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт признан не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем признан недействующим в заявленной части.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В Лесной план Воронежской области внесен ряд изменений. Указано, что границы зон охраны охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Воронежской области установлены приказом министерства лесного хозяйства Воронежской области от 22.07.2025 N 527 "О создании зон охраны охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Воронежской области". Ранее границы зон охраны охотничьих ресурсов на территории Воронежской области не были установлены. Актуализирован порядок использования объектов лесного семеноводства. Уточнено, что государственный лесной реестр представляет собой свод достоверных систематизированных сведений о лесах, об их использовании, охране, о защите, воспроизводстве, древесине и сделках с ней, иных сведений, а также документов, необходимых для управления в области лесных отношений, обеспечения учета древесины и ее прослеживаемости, учета сведений о сделках с ней. Ведение государственного лесного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в электронной форме на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Приведено новое распределение площади лесов лесничеств, участковых лесничеств по степени интенсивности освоения лесов.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Уточнено наименование постановления Правительства Воронежской области, которое теперь называется "Об утверждении инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Правительстве Воронежской области, исполнительных органах Воронежской области". Муниципальным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления Воронежской области, при обработке служебной информации ограниченного распространения рекомендовано руководствоваться собственными инструкциями о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения. В новой редакции изложена инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Правительстве и исполнительных органах Воронежской области. Установлено, что к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности Правительства и исполнительных органов Воронежской области, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Соблюдение режима конфиденциальности для такой информации является обязательным. Служебная тайна в области обороны, предусмотренная Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", не относится к служебной информации ограниченного распространения. Указанные изменения вступают в силу с 01.01.2026.

Внесены изменения в Порядок формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Воронежской области. Установлено, что для включения в реестр уполномоченное лицо представляет копии программы воспитательной работы и календарного плана воспитательной работы с описанием конкретных мероприятий по дням с учетом смен и возрастных групп детей, разработанных в соответствии с федеральной программой воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарным планом воспитательной работы, заверенные в установленном порядке.

В утвержденный перечень включена общая информация о министерстве, информация о нормотворческой деятельности и размещении заказов министерства, о результатах проверок, об официальных выступлениях и заявлениях, о работе с обращениями граждан и организаций, а также статистическая и иная информация о деятельности министерства. Определена периодичность размещения указанной информации. Признан утратившим силу приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 08.05.2018 N 19/н, утверждавший перечень информации о деятельности департамента.