Новое в законодательстве Амурской области
7 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Фирма "ДОМ", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Согласно внесенным дополнениям установлено, что проживающие на территории Амурской области члены семей лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, выполнявших возложенные на них задачи (исполнявших свои служебные обязанности) или принимавших участие в специальных операциях, и погибших (умерших) во время специальных операций либо умерших или получивших инвалидность I группы вследствие военной травмы, полученной при участии в специальных операциях, имеют право также бесплатного посещения государственных областных музеев, организованных государственными областными учреждениями культуры мероприятий в соответствии с перечнем мероприятий, утверждаемым исполнительным органом Амурской области, осуществляющим государственное управление в сфере культуры.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Согласно внесенным изменениям установлено, что для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в сельском населенном пункте, расположенном в городском округе или муниципальном округе, а также расположенном в поселении муниципального района или на территории, находящейся вне границ поселений муниципального района, может назначаться староста. Должность старосты не является государственной должностью, должностью государственной гражданской службы, муниципальной должностью или должностью муниципальной службы. Староста не состоит в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления. Староста в своей деятельности не подменяет органы местного самоуправления при реализации ими своих полномочий.
Порядок назначения старосты, полномочия, срок полномочий старосты и требования к лицам, претендующим на назначение старостой, изложены в новой редакции.
Определено, что нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования устанавливаются следующие гарантии деятельности старосты: 1) информирование органами местного самоуправления старосты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, по охране их жизни и здоровья; 2) внеочередной прием старосты органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт; 3) вопросы материально-технического и организационного обеспечения старосты; 4) иные вопросы статуса старосты.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Внесенными изменениями к административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти области, а также в сфере местного самоуправления отнесена норма о неисполнении или нарушении решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Амурской области, решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Амурской области.
К должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены должностные лица исполнительного органа Амурской области, уполномоченного в области защиты населения и территории Амурской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, - об административных правонарушениях, предусматривающих неисполнение или нарушение решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Амурской области; должностные лица исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, уполномоченные в области защиты населения и территории муниципального образования Амурской области от чрезвычайных ситуаций муниципального характера, - об административных правонарушениях, предусматривающих неисполнение или нарушение решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Амурской области.
Согласно внесенным дополнениям в Методику распределения субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области на финансовое обеспечение государственных полномочий по созданию и организации деятельности муниципальных комиссий, вступающим в силу с 1 января 2026 года, установлено, что в случае отсутствия у муниципального образования в текущем финансовом году потребности в части субвенции, подтвержденной письменным обращением органа местного самоуправления данного муниципального образования в уполномоченный орган, высвобождающиеся средства при наличии у других муниципальных образований дополнительной потребности в части субвенции перераспределяются между ними пропорционально заявленной потребности в объеме, не превышающем 15% субвенции, распределенной муниципальному образованию в текущем финансовом году, в соответствии с порядком, установленным Правительством Амурской области. Перераспределение субвенции между бюджетами муниципальных образований производится путем внесения соответствующих изменений в закон Амурской области об областном бюджете.
Согласно внесенным дополнениям установлена административная ответственность за нарушение требований по использованию озелененных территорий общего пользования.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Внесены изменения в Порядок постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной документации, представления их копий.
Установлено, что в случае если в запросе содержится просьба о представлении копий документации и содержащихся в ней сведений, в которых имеются персональные данные иных физических лиц, заявителем (представителем заявителя) должно быть представлено согласие на обработку персональных данных от таких лиц, оформленное в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", и документ, удостоверяющий полномочия заявителя (представителя заявителя) на получение копий документации и содержащихся в ней сведений, в которых имеются персональные данные таких лиц (доверенность).
В новой редакции изложены формы запросов о представлении копий документации и содержащихся в ней сведений (для физических лиц); о представлении копий документации и содержащихся в ней сведений (для юридических лиц, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления).
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Внесены изменения в постановление Правительства Амурской области "Об утверждении Правил предоставления и методики распределения дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области".
Постановление дополнено Правилами предоставления и методикой распределения дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области по направлению "прохождение отопительного периода". Указанные Правила определяют порядок предоставления и методику распределения дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области по направлению "прохождение отопительного периода", выделяемой муниципальным районам, муниципальным и городским округам Амурской области за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление дотации, является министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Объем дотации на очередной финансовый год и плановый период утверждается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Распределение дотации между муниципальными образованиями утверждается Правительством Амурской области.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С 1 сентября 2026 года признано утратившим силу положение, определявшее, что к полномочиям Правительства Амурской области в сфере организации регулярных перевозок относится установление порядка предоставления дубликата свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и дубликата карты соответствующего маршрута.
ОБОРОНА
Согласно внесенным изменениям, вступающим в силу с 20 января 2026 года, скорректированы такие полномочия Правительства Амурской области в области гражданской обороны, как утверждение положения о региональной системе оповещения населения Амурской области.
Также внесены изменения в полномочия исполнительных органов Амурской области в области гражданской обороны, а именно планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, по подготовке к защите и защите материальных и культурных ценностей, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Согласно внесенным дополнениям установлено, что лицо, избранное на муниципальную должность представительным органом муниципального образования из своего состава и осуществляющее полномочия на постоянной основе, в течение пятнадцати рабочих дней со дня его избрания представляет сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты), за календарный год, предшествующий году его избрания на муниципальную должность, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу его избрания на муниципальную должность (на отчетную дату); сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), за календарный год, предшествующий году его избрания на муниципальную должность, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу его избрания на муниципальную должность (на отчетную дату).
ПРАВОСУДИЕ
Согласно внесенным дополнениям установлено, что постановление Законодательного Собрания о назначении на должность мирового судьи либо об отклонении кандидатуры на должность мирового судьи направляется в Амурский областной суд, Управление Судебного департамента в Амурской области и в исполнительный орган Амурской области, осуществляющий функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей. Постановление Законодательного Собрания о назначении на должность мирового судьи либо об отклонении кандидатуры на должность мирового судьи подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Признано утратившим силу положение, определявшее, что о назначении на должность мирового судьи население, проживающее на территории соответствующего судебного участка, оповещается через средства массовой информации.
Предусмотрено, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются исполнительным органом Амурской области, осуществляющим функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей, во взаимодействии с советом судей Амурской области с учетом нагрузки на мирового судью и бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете. Проект структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи направляется исполнительным органом Амурской области, осуществляющим функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей, в совет судей Амурской области. Совет судей Амурской области при наличии у него предложений по внесению изменений в проект направляет их в исполнительный орган Амурской области, осуществляющий функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей, в течение 10 календарных дней со дня получения проекта. Предложения должны содержать обоснование необходимости внесения изменений. Предложения совета судей Амурской области носят рекомендательный характер и подлежат рассмотрению исполнительным органом Амурской области, осуществляющим функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей, в течение 10 календарных дней со дня их получения. О результатах рассмотрения исполнительный орган Амурской области, осуществляющий функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей, уведомляет совет судей Амурской области. В случае несогласия с предложениями дается мотивированный ответ. В случае прекращения полномочий мирового судьи решением исполнительного органа Амурской области, осуществляющим функции в сфере обеспечения деятельности мировых судей, в структуру и штатное расписание аппарата мирового судьи, на которого временно возложено исполнение обязанностей мирового судьи, прекратившего свои полномочия, на период временного исполнения им обязанностей может быть дополнительно включена должность помощника мирового судьи.