Новое в законодательстве Удмуртской Республики
15 марта 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО НТВП "Кедр-Консультант" , производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Установлено, что до 31.12.2025 без внесения изменений в закон Удмуртской Республики о бюджете могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в случае предоставления субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения при реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики. В данном случае решение о перераспределении субсидий в трехдневный срок направляется в Государственный Совет Удмуртской Республики.
Расширен перечень лиц, имеющих право на освобождение от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством РФ (например, граждане РФ, призванные на военную службу по мобилизации, граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, граждане, проходящие военную службу (службу) в войсках национальной гвардии РФ, в воинских формированиях и органах, указанных в Федеральном законе "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области и др.). Определено, что указанные граждане вправе в установленный срок обратиться к лицам, имеющим в соответствии право начислять пени, с заявлением об освобождении от начисления пеней. Данное заявление составляется в произвольной форме, с указанием необходимых сведений. Описаны способы направления заявления лицу, имеющему право начислять пени, порядок его рассмотрения и принятия решения.
Согласно внесенным изменениям право на единовременную денежную выплату имеют в том числе граждане, призванные на военную службу по мобилизации, направленные в войска национальной гвардии РФ для прохождения военной службы и заключившие контракт о прохождении военной службы в войсках национальной гвардии РФ, военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в войсках национальной гвардии РФ и заключившие контракт о прохождении военной службы в войсках национальной гвардии РФ, а также граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы в войсках национальной гвардии РФ.
В муниципальном акте муниципальным образованиям предложено предоставлять отсрочку уплаты арендной платы в т.ч. на период на 90 календарных дней со дня окончания периода прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также предусматривать порядок направления уведомления о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы и прилагаемых к нему документов.
Из перечня заявителей, имеющих право на обращение по предоставлению бесплатного горячего питания, исключены близкие родственники.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В связи с установлением запрета продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним на территории России установлены отдельные запреты и ограничения их продажи (в т.ч. оптовой), кроме указанного запрета. Так, с 1 сентября 2025 г. установлен запрет на продажу в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для непосредственного осуществления образовательной деятельности, медицинской деятельности, а также деятельности в области культуры, физической культуры и спорта.
Внесены соответствующие изменения в Закон УР "Об административных правонарушениях".
Исключена ответственность за нарушение владельцем домашнего животного или лицом, осуществляющим либо обязанным по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животным, в том числе лицом, осуществляющим выгул собаки, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, а также пропаганду жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными; производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.
Исключены положения о помещении задержанных троллейбусов, маломерных судов соответственно в троллейбусное депо, на базу (сооружение) для стоянок маломерных судов.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Отбор проводит Министерство экономики Удмуртской Республики посредством рассмотрения и оценки представленных социально ориентированными некоммерческими организациями заявок исходя из их соответствия требованиям в рамках предельного количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может быть оказана информационная поддержка. Рассмотрение заявок осуществляется конкурсной комиссией, состав которой утверждается приказом Министерства экономики Удмуртской Республики. К отбору допускаются включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций юридические лица, которые в установленном порядке на территории Удмуртской Республики не менее чем за один год до дня подачи заявки должны осуществлять на территории Удмуртской Республики в том числе один или несколько видов следующей деятельности: оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, благотворительная деятельность, волонтерство, деятельность в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Установлено, что выплата предоставляется работнику культуры один раз за весь период его трудовой деятельности. Уполномоченным органом по обеспечению предоставления выплаты определено Министерство культуры Удмуртской Республики, региональным оператором, ответственным за прием, регистрацию заявлений о предоставлении выплаты, - автономное учреждение культуры Удмуртской Республики "Республиканский дом народного творчества". Утверждено, что Министерство ежегодно в установленный срок формирует и утверждает перечень вакантных должностей, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год, и размещает его на своем официальном сайте и на официальном сайте Министерства культуры РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Определен перечень документов, которые представляет региональному оператору работник культуры после заключения трудового договора с организацией культуры. Перечислены основания для принятия решения об отказе в заключении трехстороннего договора (например, выявление недостоверных сведений в представленных документах). В случае принятия решения о заключении трехстороннего договора Министерство направляет работнику культуры в письменной форме уведомление о принятом решении. Приведена типовая форма трехстороннего договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Устанавливается на территории Удмуртской Республики ставка налога на игорный бизнес за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы в размере 10000000 руб.
Документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес.
До 31 декабря 2030 года устанавливается на территории Удмуртской Республики пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Удмуртской Республики, для налогоплательщиков - российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, в размере 0 процентов.
Документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Изменены основные характеристики бюджета Удмуртской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Например, на 2025 год увеличен прогнозируемый общий объем доходов бюджета до 147119507743,35 руб., общий объем расходов бюджета Удмуртской Республики - до 147811977743,35 руб. Дефицит бюджета Удмуртской Республики составляет 2844412937,21 руб. Также на 2025 год увеличен объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Удмуртской Республики до 16548464806,56 руб. Скорректированы особенности использования в 2025 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из бюджета Удмуртской Республики. Расширен перечень иных некоммерческих организаций, не являющихся государственными учреждениями Удмуртской Республики, которым в расходах на 2025 год предусматриваются субсидии. Установлен процент части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, для государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики, осуществляющих торговлю лекарственными средствами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, расходными материалами, средствами для дезинфекции, в специализированных магазинах (аптеках) и (или) оказывающих услуги по хранению и доставке указанных товаров, выполняющих работы по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий. Уменьшен объем дотаций бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике на 2025 год. Изменены основные условия реструктуризации обязательств (задолженности) бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике перед бюджетом Удмуртской Республики.
Бюджет дополнен положениями, касающимися изменений ведомственной структуры расходов бюджета Удмуртской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, изменений распределения бюджетных ассигнований из бюджета Удмуртской Республики по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Установлено, что субсидии предоставляются по результатам отбора заявителей, проводимого Министерством в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Скорректированы порядок проведения отбора получателей субсидий, требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок, правила рассмотрения и оценки заявок, требования к отчетности. Регламентирована процедура внесения изменений в объявление о проведении отбора получателей субсидий, взаимодействия Министерства с заявителями при проведении отбора. Определено, что любой заявитель в установленный срок вправе направить Министерству не более 5 запросов о разъяснении положений объявления о проведении отбора. Утверждено, что внесение изменений в протокол рассмотрения заявок и протокол подведения итогов отбора осуществляется не позднее установленного срока со дня подписания первых версий протокола рассмотрения заявок и протокола подведения итогов отбора путем формирования новых версий указанных протоколов с указанием причин внесения изменений.
Уточнена информация, размещаемая Министерством молодежной политики Удмуртской Республики в объявлении о проведении отбора. Установлены условия, при которых Министерство может внести изменения в объявление о проведении отбора. Скорректированы требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок о предоставлении субсидий. Внесены изменения в правила рассмотрения и оценки заявок, формирования комиссии по рассмотрению заявок.
Расширены критерии отбора получателей субсидий: наличие справки подведомственного Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федерального государственного бюджетного учреждения в области мелиорации, на территории обслуживания которого получателем субсидии осуществляется деятельность, об отсутствии у получателя субсидии просроченной задолженности перед указанным учреждением за услуги по подаче (отводу) воды в размере более 50 тыс. рублей. Установлены условия внесения изменений в объявление о проведении отбора. Утвержден перечень документов, запрашиваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики самостоятельно. Предусмотрено подписание сторонами на бумажном носителе при отсутствии технической возможности подписания соглашения о предоставлении субсидии и (или) дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии в системе "Электронный бюджет".
Согласно внесенным изменениям субсидия предоставляется по результатам отбора, проводимого Министерством, в том числе исходя из установленного критерия отбора перевозчика, на Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки. Установлено, что информация о субсидиях размещается в установленном Министерством финансов РФ порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Скорректированы порядок проведения отбора получателей субсидии для предоставления субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности. Перечислены требования, которым должен соответствовать перевозчик по состоянию на дату подачи заявки и дату заключения соглашения о предоставлении субсидии, требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок. Установлены правила рассмотрения заявок.
Установлена процедура формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Перечислены сведения об объектах, которые подлежат включению в реестр. Определено, что формирование и ведение реестра обеспечивается Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и осуществляется в электронном виде посредством специализированного программного обеспечения. Установлено, что Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по согласованию с Министерством финансов Удмуртской Республики утверждает методические указания по формированию сведений, включаемых в реестр, в том числе форму таких сведений. Реестр формируется ежегодно на очередной финансовый год и на плановый период в пределах бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики.
Определен порядок принятия решений об осуществлении за счет средств бюджета Удмуртской Республики капитальных вложений в целях строительства объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества на территории Удмуртской Республики. Установлено, что инициатором подготовки проекта решения является исполнительный орган Удмуртской Республики, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств. Решение принимается в отношении объектов и мероприятий, сведения о которых планируется включить в реестр объектов. Перечислены документы, необходимые для принятия решения в отношении каждого объекта в зависимости от его типа (объект капитального строительства, объект недвижимого имущества).
Признано утратившим силу постановление Правительства УР от 06.04.2015 N 151, ранее регулировавшее данные правоотношения.
С 01.01.2026 признается утрачивающим силу постановление Правительства УР от 06.04.2015 N 153 "Об утверждении Правил формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики".
Снят срок ограничения применения Порядка до 31.12.2024. Предусмотрена возможность внесения изменений в объявление о проведении отбора, установлены правила определения срока подачи заявок в таком случае. Скорректирован порядок проведения отбора получателей субсидий. Предусмотрено, что при отсутствии технической возможности заключения соглашения в системе "Электронный бюджет" оно направляется победителю отбора на бумажном носителе в тот же срок. Также при отсутствии технической возможности заключения соглашения в системе "Электронный бюджет" победитель отбора не позднее установленного срока подписывает проект соглашения, направленный ему на бумажном носителе, и направляет один экземпляр в Министерство. Скорректированы требования к отчетности.
Согласно внесенным изменениям в Методику распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на софинансирование проектов молодежного инициативного бюджетирования, Методику распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на софинансирование инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики, Методику распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на софинансирование проектов инициативного бюджетирования, выдвигаемых лицами с инвалидностью, изменены сроки представления администрацией муниципального образования главному распорядителю бюджетных средств отчета об использовании иного трансферта и реализации проекта. Скорректирован перечень документов на предоставление иного межбюджетного трансферта из бюджета Удмуртской Республики на софинансирование проекта инициативного бюджетирования, выдвигаемого лицами с инвалидностью.
Исполнение мероприятий по проведению оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования "Город Ижевск" и устранению неэффективных льгот возложено на Управление финансов Администрации города Ижевска и кураторов налоговых расходов - структурные подразделения Администрации города Ижевска.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Определен порядок эксплуатации и функционирования государственной информационной системы. Перечислены выполняемые Системой функции (например, снижение задержек и увеличение скорости сообщения транспорта на основе создания системы управления транспортными потоками, действующей в реальном времени, сокращение количества, тяжести дорожно-транспортных происшествий, а также сокращение сроков ликвидации их последствий и др.), а также ее подсистемы (например, подсистема метеомониторинга, подсистема управления парковочным пространством и др.). Определены координатор, администратор, участники, пользователи Системы, а также поставщики информации в Систему, перечислены их функции. Описаны порядок предоставления доступа к Системе, порядок создания и изменения учетных записей пользователей Системы. Отмечены мероприятия по обеспечению бесперебойной работы Системы.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Питание предоставляется бесплатно в виде сухих смесей в аптечных пунктах Удмуртской Республики по рецептам врачей непосредственно после их выдачи по месту прикрепления подведомственной Министерству здравоохранения Удмуртской Республики медицинской организации. Закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляют медицинские организации. Порядок не распространяется на детей, находящихся на полном государственном обеспечении. Питанием обеспечиваются женщины, достигшие срока беременности 12 недель, и кормящие матери, у которых имеются медицинские показания к обеспечению питанием, но не более 6 месяцев послеродового периода, при показаниях: дефицит массы тела, железодефицитная анемия 2 и 3 степени тяжести и многоплодная беременность.