Обзор законопроектов
22 февраля 2024 года
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Правительство РФ планирует законодательно урегулировать возможность создания на Дальнем Востоке международной территории опережающего развития (МТОР).
Парламентарии поддержали в первом чтении пакет документов, направленный на установление в Дальневосточном федеральном округе специального режима, предусматривающего создание наиболее благоприятных условий для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Проектом N 518787-8 предлагаются изменения в Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", которые устанавливают правовые основы создания МТОР, закрепляют цели и порядок ее создания и функционирования, а также определяют требования, предъявляемые к резидентам МТОР и инвестиционным проектам, реализуемым резидентами на МТОР.
Планируется, что создать МТОР будет возможно в Дальневосточном федеральном округе по решению Правительства РФ или на основании международного договора РФ. Законопроектом определяются критерии создания МТОР, если она создается на основании решения Правительства РФ.
Площадь МТОР не будет превышать 20 кв. км, что, по мнению депутатов, является достаточным для размещения 10 - 20 промышленных комплексов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
В рамках МТОР возможно применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Согласно проекту Закона резидентом МТОР сможет стать новое российское юрлицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц. ИП статус резидента МТОР получить не сможет.
Для получения мер господдержки резидент МТОР должен реализовать инвестиционный проект, который предусматривает:
- выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
- осуществление капитальных вложений в объеме не менее 500 млн. руб.
Публичный доступ к информации о резидентах МТОР планируется закрыть, чтобы защитить их от санкций и других подобных ограничений.
Проект N 518779-8 предлагает установить сроком на 10 лет ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% для новых организаций, являющихся резидентами МТОР.
Законопроект также предоставляет полномочия субъектам РФ снижать до 0% на срок до 10 лет ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в отношении прибыли, полученной резидентами МТОР.
Предусматривается не применять в отношении резидентов МТОР положения абзаца 8 п. 10.1 ст. 427 Налогового кодекса РФ, предусматривающего, что единые пониженные тарифы страховых взносов не могут применяться в отношении резидента ТОР, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, получившего соответствующий статус после 31 декабря 2025 г.
За резидентом МТОР сохраняется обязанность налогового агента.
Предлагаемое законодательное решение, по мнению разработчиков проекта, позволит создать благоприятные условия для реализации совместно с иностранными партнерами проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, что создаст предпосылки для ускоренного развития Дальневосточного федерального округа.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В целях оптимизации механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (далее - ЭПР) Правительство РФ предлагает:
- расширить круг лиц, к которым предъявляются требования по страхованию ответственности, с субъектов ЭПР до участников ЭПР;
- в отношении программы ЭПР установить дополнительные требования в части определения условий страхования участниками ЭПР своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при реализации ЭПР, в т.ч. в результате использования решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта, с учетом минимального размера страховой суммы, перечня рисков и страховых случаев;
- закрепить обязанности субъектов ЭПР по ведению реестра лиц, вступивших с субъектом ЭПР в правоотношения в рамках ЭПР и являющихся ответственными при использовании созданных с применением технологий искусственного интеллекта решений, а также реестра созданных с применением технологий искусственного интеллекта результатов интеллектуальной деятельности с указанием их правообладателя;
- предусмотреть создание регулирующим органом комиссии для установления причин причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юрлица при реализации ЭПР в результате использования решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта, а также определить перечень лиц, ответственных за причиненный вред;
- сократить сроки рассмотрения регулирующим органом инициативного предложения об установлении ЭПР;
- уточнить перечень требований к инициатору установления ЭПР - исключить требование об отсутствии у него судимости, что, в свою очередь, упростит доступ инициатора к ЭПР и сократит сроки его установления;
- расширить полномочия Правительства РФ и Банка России по изменению ЭПР или прекращению его действия в случае приостановления действия ЭПР по любому из предусмотренных оснований.
Законопроект разработан в целях совершенствования правоотношений, касающихся изменения по инициативе представителя нанимателя условий служебных контрактов с государственными гражданскими служащими Российской Федерации, а также их перевода на иные должности государственной гражданской службы Российской Федерации в том же или ином государственном органе.
Авторы проекта предлагают:
- все назначения гражданского служащего на другие должности гражданской службы осуществлять в порядке перевода (если иной механизм назначения прямо не предусмотрен), а также для отдельных случаев перевода исключить необходимость проведения конкурса при назначении гражданских служащих на иные должности;
- установить возможность перевода гражданского служащего в иной государственный орган по собственной инициативе;
- закрепить возможность утверждения порядка проведения служебных проверок нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и нормативными правовыми актами субъекта РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Законопроект направлен на совершенствование механизмов своевременного информирования наследников о неисполненных на дату смерти наследодателя кредитных обязательствах, а также информационного взаимодействия нотариусов и кредитных организаций.
В частности, законодатели предлагают установить обязанность нотариусов, ведущих наследственные дела, направлять запросы в Центральный каталог кредитных историй и в бюро кредитных историй для получения информации о кредитном отчете наследодателя. В случае имеющихся долгов у наследодателя нотариус будет уведомлять об этом наследников, принявших наследство, в письменной форме.
Одновременно закрепляется возможность электронного документооборота между нотариусами и кредитными организациями в рамках обмена информацией о вкладах и счетах наследодателя.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Проектом Закона закрепляется возможность для совершеннолетнего гражданина и супруга лица, получившего сертификат, отказаться от получения им доли в жилом помещении.
Устанавливается возможность перенести обязательства о наделении долями на другое, вновь приобретенное, жилое помещение в том случае, если оно большее по площади или более дорогое по кадастровой стоимости.
Кроме того, уточняются сроки, когда лицо, получившее сертификат, или супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств маткапитала, в общую собственность.
ФИНАНСЫ
Законопроект направлен на предоставление льготы по уплате госпошлины за регистрацию переданных в зону СВО транспорта и техники.
К случаям освобождения от уплаты госпошлины предлагается отнести государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков, паспорта транспортного средства, самоходной машины и других видов техники, свидетельств о государственной регистрации транспортных средств и самоходных машин, государственной регистрации маломерных судов в соответствующих реестрах, выдачей свидетельства о праве собственности на маломерное судно, и ряд других.
Предлагаемые поправки, как следует из пояснения к проекту, позволят снизить расходы получателя, связанные с юридическим оформлением в государственных органах техники, безвозмездно полученной им для использования в целях решения транспортных задач в интересах гуманитарных миссий и отдельных задач в сфере обороны и безопасности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Банк России планируют наделить правом устанавливать макропруденциальные лимиты в отношении ипотеки. Соответствующий законопроект принят в первом чтении.
Документ разработан в целях снижения рисков ипотечного кредитования. В связи с этим предлагается возложить на Банк России полномочия по ограничению доли предоставляемых кредитов (займов), обеспеченных залогом зданий, сооружений, земельных участков, объектов незавершенного строительства, жилых и нежилых помещений, а также предназначенных для размещения транспортных средств частей зданий или сооружений (машино-мест). При этом указанные ограничения в целях исключения регуляторного арбитража и ограничения риска передачи банками аффилированным микрофинансовым организациям рискованной ипотеки в рамках договора цессии предлагается распространить как на кредитные организации, так и на микрофинансовые организации.
Вместе с тем предлагается по-прежнему не применять макропруденциальные лимиты в отношении кредитов, предоставленных физлицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, обязательства физлица по которым обеспечены ипотекой воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также кредитов, обязательства физлица по которым обеспечены залогом исключительно автомототранспортного средства, поскольку для указанных кредитов характерен низкий уровень риска.
Предельный размер суммы платежа за услуги ЖКХ, при котором не требуется идентификация клиента - физлица, предлагают повысить.
До 60 тыс. руб. увеличат лимит операций по приему от физлиц платежей в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в т.ч. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени за просрочку такой оплаты, а также переводов денежных средств без открытия банковского счета, в т.ч. электронных денежных средств, в указанных целях, при которых идентификация физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. Исключения составят случаи, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов.
Принятие законопроекта, как считают его авторы, существенно упростит процедуру приема платежей для значительного числа граждан, позволит намного упростить уплату накопленной многомесячной задолженности за ЖКУ.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Срок проведения эксперимента по маркировке импортного алкоголя могут продлить до 31 мая 2026 года.
Как поясняют авторы законопроекта, эксперимент по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, целесообразно продлить, это позволит сформировать новые логистические маршруты и создать новые инфраструктурные объекты, а также объективно оценить возможность переноса на территорию Российской Федерации маркировки всей ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Группа депутатов и сенаторов предложила законопроект, позволяющий выявлять детей, предрасположенных к занятиям определенными видами спорта.
Для этого планируют создавать центры раннего физического развития детей, целями создания которых являются развитие способностей детей к занятиям физкультурой и выявление одаренных детей. При этом такой деятельностью смогут заниматься организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования или дополнительные общеразвивающие программы в области физкультуры и спорта в качестве основного или дополнительного вида деятельности, а также ИП.
Центры раннего физического развития детей планируется наделить правом участвовать в развитии детско-юношеского спорта, а также правом организовывать или проводить детско-юношеские физкультурные или спортивные мероприятия.
Также предусматривается возможность оказания центрам имущественной, информационной и консультационной поддержки, а также поддержки в иных формах со стороны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Законопроект подготовлен в целях приведения отдельных нормативных правовых актов РФ в соответствие с положениями Федерального закона "О безопасности людей на водных объектах".
В частности, предлагается внести изменения:
- в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и Кодекс торгового мореплавания РФ в части определения понятия "маломерное судно", порядков классификации и освидетельствования маломерных судов, а также их регистрации;
- в Водный кодекс РФ в части исключения дублирования полномочий региональных госорганов в области безопасности людей на водных объектах;
- в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в части приведения его положений в соответствие с новым наименованием вида федерального госконтроля (надзора).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
В целях гуманизации законодательства РФ, регламентирующего условия содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, Правительство РФ предлагает увеличить число телефонных разговоров осужденных, а также предоставить дополнительное свидание с ребенком родителю, находящемуся в СИЗО.
Так, количество телефонных разговоров увеличат с шести до двенадцати в год.
Кроме того, согласно законопроекту подозреваемой или обвиняемой женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также подозреваемому или обвиняемому мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, в течение месяца может быть предоставлено одно дополнительное свидание со своими несовершеннолетними детьми.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ