Обзор законопроектов
2 февраля 2024 года
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проект разработан для реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 11.07.2023 N 38-П, согласно которому запрет поступления на службу в органы принудительного исполнения для лиц, уголовное преследование которых по делам частного обвинения было прекращено в связи с деятельным раскаянием, является неконституционным.
В этой связи Правительство РФ закрепляет возможность принятия гражданина на указанную службу в случае прекращения в отношении него уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием по уголовным делам частного обвинения, прекращенным не менее чем за 3 года до дня поступления на службу в органы принудительного исполнения.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Закона подготовлен в целях дополнительной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с планируемым ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации.
Законодатели предлагают установить постоянные меры поддержки, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления некоторым представителям книжного бизнеса, осуществляющим деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы.
ФИНАНСЫ
Ликвидационные процедуры в отношении кредитных организаций, страховых организаций и НПФ (далее - финансовые организации), конкурсным управляющим которых является госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов", предлагают усовершенствовать. Соответствующий законопроект принят в первом чтении.
Документ определяет особенности погашения требований кредиторов финансовой организации учредителями (участниками) такой организации или третьим лицом.
Так, для страховых организаций и НПФ устанавливаются особенности погашения требований учредителями (участниками) или третьим лицом по аналогии с действующим в настоящее время регулированием, закрепленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для кредитных организаций.
Одновременно корректируется порядок проведения конкурсных процедур для кредитных организаций с целью расширения возможностей для погашения требований иными лицами. Предусматривается необходимость соблюдения следующих условий:
- заявление о намерении удовлетворить требования кредиторов (далее - заявление о намерении) может быть подано учредителем (участником) или третьим лицом (далее - заявитель) после закрытия реестра требований кредиторов;
- в заявлении о намерении указывается срок погашения, который не может превышать один год;
- в случае если предлагаемый заявителем срок погашения превышает 3 месяца, вопрос об удовлетворении заявления о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом;
- если срок погашения требований кредиторов превышает три месяца, процедура банкротства (ликвидации) финансовой организации не приостанавливается;
- денежные средства, поступившие в рамках заявления о намерении, предусматривающего погашение требований в срок свыше трех месяцев, направляются на удовлетворение требований кредиторов по мере их поступления.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что его реализация на практике позволит сократить сроки проведения ликвидационных процедур в отношении финансовых организаций.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правительство РФ предложило заложить основы для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, установив конкретные критерии отнесения организаций к инжиниринговым организациям и организациям сектора промышленного дизайна.
Как следует из положений проекта, в законодательстве РФ появятся единые полные определения следующих понятий: "инжиниринговые услуги (инжиниринговая деятельность)", "услуги и (или) работы в области промышленного дизайна (деятельность в области промышленного дизайна)", "инжиниринговая организация (инжиниринговый центр)" и "организация сектора промышленного дизайна".
Требования к инжиниринговым организациям и организациям сектора промышленного дизайна, а также порядок ведения реестра таких организаций определит Правительство РФ.
Согласно правительственной инициативе, поддержанной депутатами в первом чтении, фермеры смогут заниматься сельским туризмом.
Так, сельскохозяйственные товаропроизводители и крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, получат возможность осуществлять деятельность в сфере сельского туризма и извлекать из этого дополнительный доход.
Также предусмотрят возможность оказания такими хозяйствами услуг по временному размещению туристов в помещениях жилого дома.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, направленных на противодействие распространению в информационном пространстве деструктивного контента в виде "треш-стримов".
Так, проект N 506241-8 вводит административную ответственность за распространение в сети Интернет фото-, видеоматериалов с изображением противоправных деяний, совершенных с жестокостью, их последствий, призывов к совершению указанных деяний из корыстных, хулиганских побуждений, а равно по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Максимальный размер штрафа для граждан составит 600 тыс. руб., для должностных лиц - 700 тыс. руб. Дополнительно предусматривают конфискацию оборудования, использованного для изготовления таких материалов.
Проект N 506240-8 вводит уголовную ответственность для распространителей подобных материалов.
Совершение умышленного преступления на стриме будет считаться обстоятельством, отягчающим ответственность. Кроме того, законодатели предлагают усилить уголовную ответственность за совершение десяти преступлений, наиболее часто встречающихся при "треш-стримах" (побои, убийство, использование рабского труда, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.).
Уголовный кодекс РФ дополнят новой статьей об ответственности за незаконные использование и передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные.
За указанные преступления предусматривают наказание в виде штрафа, принудительных работ, а также лишения свободы, максимальный срок которого составит 10 лет.
Согласно проектируемой статье повышенная ответственность будет применяться за преступления, сопряженные с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, повлекшие тяжкие последствия либо совершенные организованной группой.
ПРАВОСУДИЕ
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях реализации предписания Конституционного Суда РФ о проведении экспертизы без предварительного внесения денежной суммы на ее оплату только в случаях, когда это объективно необходимо, а также о гарантиях получения платы за проведенную экспертизу в соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 N 43-П.
В связи с этим авторы проекта предлагают закрепить правовой механизм, по которому суд в случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу будет выносить определение о назначении судебной экспертизы после предварительного внесения стороной денежных сумм на депозитный счет суда. Одновременно с этим планируют включить норму о том, что эксперт по своему желанию может провести экспертизу без внесения денег на депозит.
Денежные суммы, причитающиеся экспертам, будут выплачиваться по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.
Правительство РФ в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2023 N 34-П планирует определить особенности индексации присужденных судом денежных средств при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
В АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ закрепят норму, согласно которой по судебным решениям об обращении взыскания на средства бюджетной системы индексация присужденных сумм будет производиться со дня поступления на исполнение соответствующих документов. При этом при возврате таких документов взыскателю без исполнения индексацию планируется не производить до дня их поступления на исполнение. Эти положения будут применяться в отношении бюджетной системы, участников казначейского сопровождения, а также бюджетных и автономных учреждений.
Проект Закона подготовлен в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2023 N 33-П, признавшим положения статей 82 и 240 УПК РФ не соответствующими Конституции РФ в части основания для уничтожения предметов или образцов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, после вступления в законную силу приговора суда по одному из этих уголовных дел, притом что по другому делу приговор в законную силу не вступил и сохранение данных предметов возможно исходя из их свойств.
Предлагаемые изменения устанавливают, что при вынесении приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела предметы, признанные вещественными доказательствами одновременно по двум уголовным делам, подлежат передаче органу предварительного расследования или суду, в чьем производстве находится уголовное дело, по которому не постановлен приговор либо не вынесено постановление или определение о прекращении уголовного дела.
Кроме того, во избежание случаев уничтожения на основании судебного решения предметов, признанных вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, когда суды не располагают соответствующей информацией, законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 220 и 225 УПК РФ о необходимости указывать такие сведения в справке к обвинительному заключению (акту).
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ