Обзор законопроектов
26 мая 2023 года
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
- ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В первом чтении принят законопроект, касающийся обеспечения трудовых гарантий госслужащих - участников СВО.
Течение сроков срочных служебных контрактов предлагают приостанавливать в период прохождения госслужащими военной службы и возобновлять их после завершения прохождения гражданином военной службы.
Срок, на который будет возобновлен срочный служебный контракт, предлагается установить равным остатку срока такого контракта на момент его приостановления.
Указанные нормы не будут применяться в отношении служебных контрактов, которые заключили на срок не более одного года, а также на время выполнения определенного задания и на период замещения отсутствующего госслужащего, за которым сохраняется должность.
За неисполнение обязанностей по предоставлению в Роскомнадзор информации о рекламе в сети Интернет планируют установить административную ответственность.
Штрафы за данное правонарушение для граждан составят от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для юрлиц - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Распространение интернет-рекламы без присвоенного идентификатора рекламы повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на должностных лиц - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., на юрлиц - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
За неисполнение операторами рекламных данных требований в части учета рекламы, размещенной в сети Интернет, планируют установить следующие размеры штрафов: для должностных лиц - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., для юрлиц - от 300 тыс. руб. до 700 тыс. руб.
В целях защиты персональных данных граждан Российской Федерации, данных о финансовых операциях и др. законодатели предлагают установить ответственность за незаконное использование иностранных мессенджеров.
За указанное нарушение будет налагаться административный штраф на должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., на юрлиц - от 100 тыс. руб. до 700 тыс. руб.
Правительство РФ предлагает увеличить до двух лет срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере законодательства о драгоценных металлах и камнях.
Сейчас этот срок составляет от двух до трех месяцев, а доследственные проверки сообщений о преступлении, сбор оперативных материалов, проведение необходимых экспертиз, исследование документов, привлечение к участию в этой работе специалистов и т.д. могут длиться более года.
Как указывают авторы проекта, данная мера призвана защитить добросовестных участников рынка и сократить объем нелегального оборота драгоценных металлов и камней и изделий из них.
Законопроект разработан в целях противодействия фальсификациям при переходе граждан Российской Федерации из одного пенсионного фонда в другой.
Для этого предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства, повлекшее нарушение прав и интересов застрахованных лиц при смене страховщика, с одного года до двух лет со дня совершения правонарушения.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Компании, работающие на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, будут включать в реестр малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в упрощенном порядке. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.
Для того чтобы субъекты МСП новых регионов получили меры господдержки в 2023 году, законодатели предлагают включать сведения в реестр МСП на основании данных о среднесписочной численности работников за последний доступный отчетный месяц. При этом критерий по доходу предлагают не учитывать.
Проект разработан в целях совершенствования регулирования процедуры прекращения обязательств из договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов и правил клиринга.
Предлагается предоставить клиринговой организации право реализации имущества, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств, в т.ч. путем оставления такого имущества за собой.
Планируется основные элементы порядка прекращения обязательств из договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов и правил клиринга, предусмотренные Федеральным законом "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", включить в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, предлагается уточнить положения ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", определив, что в отношении финансовых договоров они применяются только в части требований кредиторов по нетто-обязательствам, которые не были исполнены в порядке, предусмотренном ст. 4.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Правительство РФ предлагает определить порядок реализации недвижимого имущества, поступившего в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения.
К указанному имуществу будут относиться жилые помещения, поступившие в жилищный фонд РФ на основании судебных актов, в случае признания их имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений, или в случае, если в отношении таких жилых помещений не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы.
Законопроектом определяются критерии отнесения жилых помещений к категории подлежащих возмездному отчуждению и предусматривается приватизация такого имущества исключительно путем продажи на аукционе.
Рассматриваемый законопроект вводит процедуру создания международных компаний на территории специальных административных районов в порядке инкорпорации.
Такие международные компании смогут применять инструменты корпоративного управления, доступные международным компаниям, создаваемым в порядке редомициляции, в т.ч. более гибкие подходы к организации органов управления и выпуску различных акций.
Учредителем международной компании может выступить иностранное юрлицо при условии, что созданной международной компании в течение одного года с даты ее госрегистрации будут переданы активы такого иностранного юрлица балансовой стоимостью не менее 800 млн. руб.
Законопроект расширяет круг вопросов корпоративного управления, который может быть урегулирован по усмотрению учредителей для сохранения или воссоздания действующих в зарубежных компаниях либо на уровне учредителей правил корпоративного управления после редомициляции или инкорпорации международных компаний в РФ.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Граждане, уволенные в связи с утратой доверия из-за коррупционных нарушений, не смогут занимать отдельные должности в госструктурах.
В течение 5 лет таким лицам будет отказано в праве работать в госкорпорациях, публично-правовых компаниях или государственных компаниях, СФР, ФФОМС, иных организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также занимать должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Правительство РФ предложило законопроект о создании программы формирования долгосрочных сбережений граждан.
Цель нового финансового инструмента - возможность накопить дополнительные средства к пенсии, а также на случаи особых жизненных ситуаций.
Программа предусматривает добровольное участие.
Для участия в формировании долгосрочных сбережений с последующим инвестированием денег в финансовые инструменты необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом. При этом можно заключить договоры с несколькими фондами.
Если принять участие в программе в первые три года ее запуска, то можно рассчитывать на софинансирование со стороны государства, размер которого составит до 36 тыс. руб. в год.
Кроме того, участник программы сможет претендовать на предоставление вычета по НДФЛ до 52 тыс. руб. в год при уплате взносов на сумму до 400 тыс. руб. в год.
Долгосрочные сбережения также будут застрахованы на сумму 2,8 млн. руб.
Граждане смогут использовать сбережения как дополнительный доход после 15 лет участия в программе или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Досрочно без потери дохода получить деньги можно будет только в особых жизненных ситуациях: оплата дорогостоящего лечения, получение высшего образования ребенком.
ФИНАНСЫ
Сенаторы подготовили законопроект, направленный на совершенствование налогообложения резидентов специальных административных районов.
В частности, проектом предусматриваются:
- введение новых форм осуществления инвестиций;
- закрепление процедуры предварительного согласования выбранной международной холдинговой компанией (далее - МХК) формы (форм) осуществления инвестиций с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- установление гибкого подхода к оценке выполнения МХК требований, установленных п. 2 ст. 284.10 НК РФ, к штату сотрудников и офисным помещениям в течение первого налогового периода по налогу на прибыль организаций;
- продление до 2028 г. срока применения ранее предоставленной МХК возможности использовать офисные помещения за пределами территории специальных административных районов;
- определение для международных компаний, зарегистрированных в 2023 г., 12-месячного срока представления документов, необходимых для приобретения статуса МХК;
- освобождение контролирующего лица иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована МХК, от ответственности за непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях в случае, если такая иностранная организация в соответствии с ее личным законом признается фактически прекратившей свою деятельность (недействующим юрлицом).
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В целях усовершенствования правового регулирования развития виноградарства и виноделия в РФ законопроектом предлагается:
- оптимизировать порядок составления и направления паспортов виноградных насаждений;
- уточнить понятие "ординарные вина", а также ввести новое понятие "закладка виноградных насаждений";
- ввести исчерпывающий перечень видов винодельческой продукции, производимой на территории РФ;
- расширить перечень разрешенных операций при производстве вина, крепленого вина, игристого вина, коньяка и коньячного дистиллята;
- дополнить перечень информации о винодельческой продукции, доведение которой до потребителя требуется в обязательном порядке;
- определить содержание технологических правил производства винодельческой продукции как единого исчерпывающего документа;
- исключать виноградник из федерального реестра виноградных насаждений при передаче информации о виноградных насаждениях в непредусмотренном порядке, а также при отсутствии данных о виноградных насаждениях, урожайных деклараций и инвентаризаций виноградных насаждений;
- составлять паспорт виноградного насаждения в отношении каждого виноградника, границы которого представляют собой замкнутый контур;
- использовать глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС для определения места нахождения виноградного насаждения в виде схемы в графической форме с указанием координат его границ;
- возложить на Минсельхоз России полномочия по проведению инвентаризации виноградных насаждений.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Госдума поддержала правительственный законопроект, предусматривающий закрепление условий экспорта сжиженного природного газа (далее - СПГ).
Так, планируется предоставить исключительное право на экспорт СПГ пользователям участков недр на суше, полностью или частично расположенных севернее 67 градуса северной широты, в части газа природного в сжиженном состоянии, производимого из газа природного и нефтяного (попутного) газа, добываемого на указанных участках недр.
По мнению разработчиков проекта, выведение из сферы действия Федерального закона "Об экспорте газа" операций по бункеровке водных судов природным газом в сжиженном состоянии позволит стимулировать использование СПГ в качестве бункерного топлива, которое является более экологичным и альтернативным топливом для морского и речного судоходства.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Депутаты предложили расширить полномочия силовых структур в части пресечения использования беспилотных аппаратов всех видов.
Таким образом, Росгвардия, МВД России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН России, ГУСП смогут уничтожать не только воздушные беспилотники, но и наземные, подземные и водные аппараты, в т.ч. посредством их повреждения, а также подавления или преобразования сигналов дистанционного управления.
Законопроект направлен на повышение эффективности системы пожарной безопасности в организациях и стимулирование развития добровольческой деятельности по профилактике и тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Уточняются понятия добровольной пожарной охраны, добровольного пожарного, а также вводится ряд новых определений - общественное объединение добровольной пожарной охраны, территориальные и объектовые добровольные пожарные подразделения.
Правительство РФ предлагает наделить организации правом самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения без создания общественного объединения пожарной охраны.
Закрепляется упрощенный порядок создания и деятельности территориальных и объектовых добровольных пожарных подразделений, определяются права, обязанности и требования к добровольным пожарным, участвующим в деятельности таких подразделений.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Правительство РФ предлагает добавлять в Единую информационную систему нотариата сведения о фактах смерти граждан в целях прекращения доверенностей, а также сведения о госрегистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в реестре ЗАГС.
Кроме того, законодатели регламентируют процедуру подтверждения квалификации переводчиков, которые осуществляют перевод для последующего нотариального удостоверения. Так, нотариус будет заверять подпись переводчика только при наличии документов, подтверждающих квалификацию переводчика. Это требование не будет действовать при переводе на языки народов РФ.
Также планируют расширить перечень сведений, указываемых в нотариальном документе. В отношении физлиц добавят СНИЛС при его наличии, в отношении ИП - ОГРН, а в отношении юрлиц - ИНН и ОГРН. В тексте нотариально оформляемого документа на бумажном носителе необходимо будет обозначать хотя бы один раз словами относящиеся к его содержанию суммы и сроки.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ