Зона вооруженного конфликта
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона вооруженного конфликта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий (афганцам, участникам СВО, участникам вооруженного конфликта в Чечне и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, признанные ветеранами боевых действий военнослужащие (в том числе уволенные в запас (отставку)), которые принимали участие в боевых действиях в других государствах (в том числе в Афганистане) или на территории РФ (в том числе в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике), а также военнослужащие и добровольцы, принимавшие участие в боевых действиях в ходе СВО, имеют право, в частности, на следующие меры федеральной социальной поддержки (п. п. 1, 3 ст. 3, п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ; разд. III Приложения к Закону N 5-ФЗ; п. 3 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2, ч. 3, 6 ст. 6.3, ч. 2 ст. 6.5 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. 3 Приложения 2 к Соглашению, заключенному в г. Москве 15.04.1994):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, признанные ветеранами боевых действий военнослужащие (в том числе уволенные в запас (отставку)), которые принимали участие в боевых действиях в других государствах (в том числе в Афганистане) или на территории РФ (в том числе в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике), а также военнослужащие и добровольцы, принимавшие участие в боевых действиях в ходе СВО, имеют право, в частности, на следующие меры федеральной социальной поддержки (п. п. 1, 3 ст. 3, п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ; разд. III Приложения к Закону N 5-ФЗ; п. 3 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2, ч. 3, 6 ст. 6.3, ч. 2 ст. 6.5 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. 3 Приложения 2 к Соглашению, заключенному в г. Москве 15.04.1994):
Статья: Международное уголовное правосудие и культура
(Евсеев А.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 2)Краткие выводы. Во-первых, сведение культуры к одним лишь позитивным образцам, на чем настаивают некоторые наши обществоведы, искажает реальное состояние системы международных отношений. Ведь при таком подходе не может быть и речи о культуре безнаказанности, имеющей место в зонах вооруженных конфликтов, и других "плохих" культурах. А между тем любое общество, даже самое патриархальное, в чем мы могли убедиться на примере африканских государств, любая группа и даже индивид, действующие в сети конкретных правоотношений, всегда характеризуются наличием у них определенной культуры, которую можно изменить, но нельзя "повысить" или "улучшить".
(Евсеев А.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 2)Краткие выводы. Во-первых, сведение культуры к одним лишь позитивным образцам, на чем настаивают некоторые наши обществоведы, искажает реальное состояние системы международных отношений. Ведь при таком подходе не может быть и речи о культуре безнаказанности, имеющей место в зонах вооруженных конфликтов, и других "плохих" культурах. А между тем любое общество, даже самое патриархальное, в чем мы могли убедиться на примере африканских государств, любая группа и даже индивид, действующие в сети конкретных правоотношений, всегда характеризуются наличием у них определенной культуры, которую можно изменить, но нельзя "повысить" или "улучшить".
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"8) прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года;
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"8) прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года;
Статья: К вопросу о правовом статусе лиц, направленных для обеспечения решения задач в ходе специальной военной операции
(Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 2)прокурорам и следователям органов прокуратуры Российской Федерации, исполнявшим свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., прокурорам и следователям органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, исполнявшим свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
(Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 2)прокурорам и следователям органов прокуратуры Российской Федерации, исполнявшим свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., прокурорам и следователям органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, исполнявшим свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
Статья: Льготы и гарантии, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим детей-инвалидов
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)В Положении необходимо определить периоды, когда военнослужащему-контрактнику не предоставляются дополнительные выходные дни (например, в период основного отпуска, отпуска по личным обстоятельствам). Одновременно следует рассмотреть вопрос о возможности предоставления дополнительных выходных дней в периоды, когда военнослужащий проходит военную службу по контракту в зонах вооруженных конфликтов (боевых действий), участвует в специальной военной или контртеррористической операциях, выполняет задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участвует в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)В Положении необходимо определить периоды, когда военнослужащему-контрактнику не предоставляются дополнительные выходные дни (например, в период основного отпуска, отпуска по личным обстоятельствам). Одновременно следует рассмотреть вопрос о возможности предоставления дополнительных выходных дней в периоды, когда военнослужащий проходит военную службу по контракту в зонах вооруженных конфликтов (боевых действий), участвует в специальной военной или контртеррористической операциях, выполняет задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участвует в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Ситуация: Кому положена ЕДВ и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В беззаявительном порядке ЕДВ устанавливается и некоторым категориям ветеранов боевых действий (например, выполнявшим задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике), если они не реализовали право на ее получение. ЕДВ устанавливается таким лицам со дня признания их ветеранами боевых действий на основании полученных СФР сведений об оформлении удостоверения ветерана боевых действий. О назначении ЕДВ ТО СФР извещает гражданина не позднее чем через три рабочих дня со дня вынесения соответствующего решения. При этом гражданин, которому выплата назначена в беззаявительном порядке, вправе обратиться с заявлением об отказе от получения установленной ему ЕДВ и с заявлением о назначении ЕДВ вновь или по другому основанию. Это можно сделать в течение месяца со дня получения извещения (пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 3, п. п. 7, 7.1 ст. 23.1 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; разд. III Приложения к Закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 4(2) Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В беззаявительном порядке ЕДВ устанавливается и некоторым категориям ветеранов боевых действий (например, выполнявшим задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике), если они не реализовали право на ее получение. ЕДВ устанавливается таким лицам со дня признания их ветеранами боевых действий на основании полученных СФР сведений об оформлении удостоверения ветерана боевых действий. О назначении ЕДВ ТО СФР извещает гражданина не позднее чем через три рабочих дня со дня вынесения соответствующего решения. При этом гражданин, которому выплата назначена в беззаявительном порядке, вправе обратиться с заявлением об отказе от получения установленной ему ЕДВ и с заявлением о назначении ЕДВ вновь или по другому основанию. Это можно сделать в течение месяца со дня получения извещения (пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 3, п. п. 7, 7.1 ст. 23.1 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; разд. III Приложения к Закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 4(2) Порядка).
Статья: Дифференциация международно-правовых статусов наемника, иностранного добровольца и сотрудника частной военной и охранной компании
(Сайфуллин Э.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)1) разграничение по международно-правовой легальности - в случае соблюдения установленных требований международного гуманитарного права иностранные добровольцы и сотрудники ЧВОК законно присутствуют в зоне вооруженного конфликта. Исходя из сложившейся практики, сотрудники ЧВОК, как правило, рассматриваются в статусе гражданских лиц. В случае если сотрудник ЧВОК начинает принимать непосредственное участие в боевых действиях, он теряет защиту международного права как гражданское лицо и рассматривается в качестве наемника. Наемничество - это международное преступление;
(Сайфуллин Э.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)1) разграничение по международно-правовой легальности - в случае соблюдения установленных требований международного гуманитарного права иностранные добровольцы и сотрудники ЧВОК законно присутствуют в зоне вооруженного конфликта. Исходя из сложившейся практики, сотрудники ЧВОК, как правило, рассматриваются в статусе гражданских лиц. В случае если сотрудник ЧВОК начинает принимать непосредственное участие в боевых действиях, он теряет защиту международного права как гражданское лицо и рассматривается в качестве наемника. Наемничество - это международное преступление;
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- с 1 января 2004 г. - лица, участвовавшие в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также выполнявшие с августа 1999 г. задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- с 1 января 2004 г. - лица, участвовавшие в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также выполнявшие с августа 1999 г. задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
Статья: Право на психическое здоровье в условиях международного вооруженного конфликта: содержание, ограничения, особенности реализации
(Белоусова М.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Во-первых, не вызывает сомнений, что в ситуации вооруженного конфликта социальным детерминантам психического здоровья причиняется настолько серьезный ущерб, что право на психическое здоровье в основном может быть реализовано только путем получения жизненно необходимой медицинской (психиатрической) помощи. Вопросы доступности такой помощи приобретают особую остроту, поскольку обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений в зоне вооруженного конфликта не представляется возможным, а гуманитарным организациям может быть отказано в разрешении на выполнение их деятельности стороной, контролирующей территорию <31>. И.В. Холиков видит путь решения данной проблемы в возложении обязанности по организации и оказанию медицинской помощи жертвам вооруженных конфликтов на "органы управления, силы и средства военно-медицинской службы, входящей в состав уполномоченной военной (национальной или международной) структуры, под ответственным контролем и покровительством которой находится территория конфликта и ее население" <32>. Обоснованность данного предложения доказывается практическим опытом <33>. Вместе с тем следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи только от военно-врачебного персонала автоматически ограничивает право пациента на выбор врача и медицинской организации.
(Белоусова М.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Во-первых, не вызывает сомнений, что в ситуации вооруженного конфликта социальным детерминантам психического здоровья причиняется настолько серьезный ущерб, что право на психическое здоровье в основном может быть реализовано только путем получения жизненно необходимой медицинской (психиатрической) помощи. Вопросы доступности такой помощи приобретают особую остроту, поскольку обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений в зоне вооруженного конфликта не представляется возможным, а гуманитарным организациям может быть отказано в разрешении на выполнение их деятельности стороной, контролирующей территорию <31>. И.В. Холиков видит путь решения данной проблемы в возложении обязанности по организации и оказанию медицинской помощи жертвам вооруженных конфликтов на "органы управления, силы и средства военно-медицинской службы, входящей в состав уполномоченной военной (национальной или международной) структуры, под ответственным контролем и покровительством которой находится территория конфликта и ее население" <32>. Обоснованность данного предложения доказывается практическим опытом <33>. Вместе с тем следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи только от военно-врачебного персонала автоматически ограничивает право пациента на выбор врача и медицинской организации.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Непреодолимая сила может выступить в качестве основания освобождения от гражданской ответственности, если неординарные способности человека проявились под влиянием чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (стихийного явления, вооруженного конфликта и пр.), в зоне действия которого оказался человек - источник повышенной опасности.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Непреодолимая сила может выступить в качестве основания освобождения от гражданской ответственности, если неординарные способности человека проявились под влиянием чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (стихийного явления, вооруженного конфликта и пр.), в зоне действия которого оказался человек - источник повышенной опасности.
Статья: Тенденции развития современной российской криминалистики
(Цурлуй О.Ю.)
("Российский следователь", 2023, N 7)1. Обеспечение безопасности следственно-оперативных групп, работающих на месте происшествия в зоне вооруженного конфликта с учетом интенсивности боевых действий, местности, удаленности от линии боевого соприкосновения. Необоснованный риск жизнью и здоровьем сотрудников правоохранительных органов, несмотря на возможную утрату доказательственной информации, недопустим.
(Цурлуй О.Ю.)
("Российский следователь", 2023, N 7)1. Обеспечение безопасности следственно-оперативных групп, работающих на месте происшествия в зоне вооруженного конфликта с учетом интенсивности боевых действий, местности, удаленности от линии боевого соприкосновения. Необоснованный риск жизнью и здоровьем сотрудников правоохранительных органов, несмотря на возможную утрату доказательственной информации, недопустим.
Статья: Модель противодействия экстремизму: опыт Республики Казахстан
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Центры реабилитации (например, центр "Акниет") осуществляют индивидуальную работу с лицами, подвергшимися радикализации, включая бывших боевиков, возвращенцев из зон вооруженных конфликтов и осужденных за религиозный экстремизм. Основные направления деятельности: теологическая реабилитация, психосоциальная поддержка, ресоциализация.
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Центры реабилитации (например, центр "Акниет") осуществляют индивидуальную работу с лицами, подвергшимися радикализации, включая бывших боевиков, возвращенцев из зон вооруженных конфликтов и осужденных за религиозный экстремизм. Основные направления деятельности: теологическая реабилитация, психосоциальная поддержка, ресоциализация.
Ситуация: Как получить удостоверение ветерана боевых действий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)прокуроры и следователи органов прокуратуры РФ, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры РФ в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., а также прокуроры и следователи органов прокуратуры РФ, сотрудники Следственного комитета РФ, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры РФ или Следственного комитета РФ в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)прокуроры и следователи органов прокуратуры РФ, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры РФ в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., а также прокуроры и следователи органов прокуратуры РФ, сотрудники Следственного комитета РФ, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры РФ или Следственного комитета РФ в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.