Зона с социально-экономическим статусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона с социально-экономическим статусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин не согласен с отказом в выдаче удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Гражданин не относится к категории лиц, имеющих право на выдачу удостоверения (лицо, которое проживало в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, лицо происходит из населенного пункта, который не относится к зоне отчуждения или зоне отселения, и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Гражданин не относится к категории лиц, имеющих право на выдачу удостоверения (лицо, которое проживало в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, лицо происходит из населенного пункта, который не относится к зоне отчуждения или зоне отселения, и т.п.)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что сам по себе факт прохождения срочной военной службы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение, так как он находился на данной территории временно, только в период прохождения срочной военной службы, не проживал там на постоянной основе, не был зарегистрирован по месту жительства на данной территории, не обучался, не работал в зонах с особым статусом, поэтому от не может быть отнесен к числу граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, для которых статьей 34 Закона N 1244-1 предусмотрена возможность назначения пенсии по старости с уменьшением установленного возраста."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник трудится дистанционно, в его трудовом договоре конкретное место работы не указано. Он обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). Должен ли работодатель предоставить дополнительный отпуск?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник организации трудится дистанционно, в трудовом договоре конкретное место работы такого работника не указано (место выполнения трудовой функции работник определяет самостоятельно). Указанный работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). У организации нет деятельности в этой местности, нет обособленных подразделений. Должен ли работодатель в этом случае предоставить дополнительный отпуск работнику?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник организации трудится дистанционно, в трудовом договоре конкретное место работы такого работника не указано (место выполнения трудовой функции работник определяет самостоятельно). Указанный работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). У организации нет деятельности в этой местности, нет обособленных подразделений. Должен ли работодатель в этом случае предоставить дополнительный отпуск работнику?
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 11. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 11. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565
(ред. от 29.08.2025)
"Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"IV. Увечья, заболевания, препятствующие проживанию
(ред. от 29.08.2025)
"Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"IV. Увечья, заболевания, препятствующие проживанию
Ситуация: Какие налоговые льготы имеют чернобыльцы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
Готовое решение: Какова продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого (льготного) отпуска для различных категорий работников
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Уже в первом из принятых по указанным вопросам Постановлении Конституционный Суд признал за законодателем право вносить изменения в способы возмещения причиненного радиационным воздействием вреда, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Одновременно с этим были обозначены и ограничения, которых законодатель должен придерживаться при принятии таких решений: они не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, а признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Сообразно такому подходу были признаны неконституционными, в частности, снижение размера или отмена ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям, уменьшение дополнительных отпусков или отмена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для граждан, прибывших на территории зон радиоактивного загрязнения до вступления в силу оспариваемого Закона, который в соответствующей части вступил в силу 2 декабря 1995 г. <18> (в частности, в населенные пункты зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения - в период с 1 января 1987 г., а в зону с льготным социально-экономическим статусом - в период с 1 января 1991 г.). Не соответствующим Конституции РФ было признано также лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда выплатой введенных названным Законом ежемесячных денежных сумм в размере, исчисляемом из заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Уже в первом из принятых по указанным вопросам Постановлении Конституционный Суд признал за законодателем право вносить изменения в способы возмещения причиненного радиационным воздействием вреда, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Одновременно с этим были обозначены и ограничения, которых законодатель должен придерживаться при принятии таких решений: они не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, а признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Сообразно такому подходу были признаны неконституционными, в частности, снижение размера или отмена ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям, уменьшение дополнительных отпусков или отмена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для граждан, прибывших на территории зон радиоактивного загрязнения до вступления в силу оспариваемого Закона, который в соответствующей части вступил в силу 2 декабря 1995 г. <18> (в частности, в населенные пункты зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения - в период с 1 января 1987 г., а в зону с льготным социально-экономическим статусом - в период с 1 января 1991 г.). Не соответствующим Конституции РФ было признано также лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда выплатой введенных названным Законом ежемесячных денежных сумм в размере, исчисляемом из заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.