Жалоба в избирательную комиссию
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба в избирательную комиссию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Исчисление процессуальных сроков" КАС РФ"Поскольку статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ регулирует вопросы сроков обжалования решений избирательных комиссий, как в вышестоящие комиссии, так и в суд, подлежат применению общие правила исчисления их исчисления. Учитывая положения статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, последним днем обжалования решения Территориальной избирательной комиссии N 5 от 19 июля 2024 года N 58-8 в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию являлось 24 июля 2024 года. Соответственно юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела являлось установление факта поступления/непоступления в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию жалобы П. на вышеуказанного решение Территориальной избирательной комиссии в установленный законом срок обжалования."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" КАС РФТот факт, что урегулированный данными законоположениями специальный механизм не распространяется на жалобы средств массовой информации на решения избирательных комиссий об отказе в аккредитации их представителей или признании аккредитации недействительной, не свидетельствует о нарушении ими прав средств массовой информации, в том числе поскольку защита прав средств массовой информации может быть осуществлена в ином установленном законодательством порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба на решение избирательной комиссии о признании кандидата (кандидатов) утратившим статус кандидата (кандидатов), о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба на решение избирательной комиссии о признании кандидата (кандидатов) утратившим статус кандидата (кандидатов), о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что действующее законодательство не исключает ситуацию, при которой обращение с жалобой на решение избирательной комиссии может привести к пропуску пресекательного десятидневного срока обращения по этому же вопросу в суд. Например, максимально продолжительное рассмотрение жалобы вышестоящей избирательной комиссией, допустимое согласно закону, составляет десять дней. Это фактически означает полную утрату возможности реального рассмотрения по существу административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, если первоначально был избран именно внесудебный порядок обжалования этого решения избирательной комиссии.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что действующее законодательство не исключает ситуацию, при которой обращение с жалобой на решение избирательной комиссии может привести к пропуску пресекательного десятидневного срока обращения по этому же вопросу в суд. Например, максимально продолжительное рассмотрение жалобы вышестоящей избирательной комиссией, допустимое согласно закону, составляет десять дней. Это фактически означает полную утрату возможности реального рассмотрения по существу административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, если первоначально был избран именно внесудебный порядок обжалования этого решения избирательной комиссии.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"10. К первому экземпляру протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления избирательной комиссией субъекта Российской Федерации протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации приобщаются ко второму экземпляру протокола.
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"10. К первому экземпляру протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления избирательной комиссией субъекта Российской Федерации протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"30) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, жалобы на решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"30) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, жалобы на решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
Статья: Перспективы развития административного процессуального законодательства в контексте рассмотрения судами электоральных споров
(Воронин Д.Ю.)
("Избирательное законодательство и практика", 2022, N 3)Ориентируясь на указанные нормы, некоторые участники процесса, обжалуя решение суда об отмене регистрации кандидата в депутаты, подавали апелляционную жалобу из регионов, сроки пересылки письменной корреспонденции из которых максимальны или близки к ним. При этом в суд направляли информацию о подаче апелляционной жалобы и считали, что решение об отмене регистрации кандидата не вступило в законную силу, что может выступать препятствием своевременному и оперативному рассмотрению апелляционной жалобы, соответственно, не позволяет избирательной комиссии вычеркивать в бюллетенях сведения о кандидате, регистрация которого отменена судом, но позволит такому кандидату принимать участие в выборах, несмотря на отсутствие пассивного избирательного права <5>.
(Воронин Д.Ю.)
("Избирательное законодательство и практика", 2022, N 3)Ориентируясь на указанные нормы, некоторые участники процесса, обжалуя решение суда об отмене регистрации кандидата в депутаты, подавали апелляционную жалобу из регионов, сроки пересылки письменной корреспонденции из которых максимальны или близки к ним. При этом в суд направляли информацию о подаче апелляционной жалобы и считали, что решение об отмене регистрации кандидата не вступило в законную силу, что может выступать препятствием своевременному и оперативному рассмотрению апелляционной жалобы, соответственно, не позволяет избирательной комиссии вычеркивать в бюллетенях сведения о кандидате, регистрация которого отменена судом, но позволит такому кандидату принимать участие в выборах, несмотря на отсутствие пассивного избирательного права <5>.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)3) устанавливается система избирательных органов и принципов их деятельности, причем, помимо избирательных комиссий, непосредственно организующих подготовку и проведение выборов, называются и иные органы, в том числе: а) комиссии по избирательным спорам, рассматривающие жалобы участников избирательного процесса; б) комиссии по контролю за финансами в части формирования и расходования избирательных фондов и средств, выделенных избирательным органам; в) уполномоченный по избирательным правам граждан;
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)3) устанавливается система избирательных органов и принципов их деятельности, причем, помимо избирательных комиссий, непосредственно организующих подготовку и проведение выборов, называются и иные органы, в том числе: а) комиссии по избирательным спорам, рассматривающие жалобы участников избирательного процесса; б) комиссии по контролю за финансами в части формирования и расходования избирательных фондов и средств, выделенных избирательным органам; в) уполномоченный по избирательным правам граждан;