Жалоба в центробанк на страховую
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба в центробанк на страховую (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Проведение закупки: Участник хочет оспорить выбор победителя закупки из-за необоснованного занижения цены
(КонсультантПлюс, 2025)Решение отменят, если суд будет исходить из того, что проверка доводов жалобы не подменяет контроль правильности расчета страховых премий, который возложен на Банк России, и установит, что победитель занизил цену из-за неприменения обязательного коэффициента
(КонсультантПлюс, 2025)Решение отменят, если суд будет исходить из того, что проверка доводов жалобы не подменяет контроль правильности расчета страховых премий, который возложен на Банк России, и установит, что победитель занизил цену из-за неприменения обязательного коэффициента
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2024 N 01АП-2995/2020 по делу N А11-15487/2019
Требование: Об отмене определения об отказе в признании недействительными сделками списаний со счетов должника денежных средств и применении последствий недействительности сделок в виде взыскания с ответчика в пользу должника денежных средств.
Решение: Определение оставлено без изменения.Ссылка заявителя апелляционной жалобы на предписания Банка России, в которых установлена недостоверность бухгалтерской отчетности, нарушение требований страхового законодательства и отказ в принятии плана восстановления платежеспособности, не принимается коллегией судей в силу того, что само по себе наличие предписаний Банка России не свидетельствует о наличии признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества у должника, стоимость имущества (активов) банка на отчетную дату, предшествующую моменту совершения оспариваемых сделок, превышала размер его обязательств перед кредиторами.
Требование: Об отмене определения об отказе в признании недействительными сделками списаний со счетов должника денежных средств и применении последствий недействительности сделок в виде взыскания с ответчика в пользу должника денежных средств.
Решение: Определение оставлено без изменения.Ссылка заявителя апелляционной жалобы на предписания Банка России, в которых установлена недостоверность бухгалтерской отчетности, нарушение требований страхового законодательства и отказ в принятии плана восстановления платежеспособности, не принимается коллегией судей в силу того, что само по себе наличие предписаний Банка России не свидетельствует о наличии признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества у должника, стоимость имущества (активов) банка на отчетную дату, предшествующую моменту совершения оспариваемых сделок, превышала размер его обязательств перед кредиторами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как подать жалобу в Центральный банк РФ (Банк России)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)необоснованный отказ страховой организации от заключения публичного договора обязательного страхования либо навязывание ею дополнительных услуг (ст. 15.34.1, ч. 1 ст. 23.74 КоАП РФ; п. 2.4 Положения Банка России от 01.04.2024 N 837-П; Разъяснение Банка России);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)необоснованный отказ страховой организации от заключения публичного договора обязательного страхования либо навязывание ею дополнительных услуг (ст. 15.34.1, ч. 1 ст. 23.74 КоАП РФ; п. 2.4 Положения Банка России от 01.04.2024 N 837-П; Разъяснение Банка России);
Статья: Жалобы в Банк России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: Как пожаловаться в Банк России на банк, МФО, страховую компанию, брокера?
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: Как пожаловаться в Банк России на банк, МФО, страховую компанию, брокера?
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Обязанность обеспечивать сохранность сведений, имеющих правовой статус банковской тайны, возлагается на служащих кредитных организаций, Центральный банк, Агентство по страхованию вкладов (исходя из смысла ч. 1 комментируемой статьи) и иных субъектов, которым стала известна информация в режиме банковской тайны в связи с выполнением должностных, профессиональных полномочий.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Обязанность обеспечивать сохранность сведений, имеющих правовой статус банковской тайны, возлагается на служащих кредитных организаций, Центральный банк, Агентство по страхованию вкладов (исходя из смысла ч. 1 комментируемой статьи) и иных субъектов, которым стала известна информация в режиме банковской тайны в связи с выполнением должностных, профессиональных полномочий.
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2024 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой гражданки Ю.Д. Бронниковой".
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2024 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой гражданки Ю.Д. Бронниковой".
Статья: Защита прав потребителей в сфере страхования
(Дедиков С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)Однако реальное положение дел в страховании дает основание для сомнений в правильности такого подхода. Действительно, в 2022 г. мы будет отмечать 10-летний юбилей с момента распространения действия законодательства о защите прав потребителей к страховым правоотношениям, но ситуация с обеспечением потребительских прав здесь остается явно неблагополучной. Число нарушений таких прав остается весьма значительным. Ежегодно в суды направляются сотни тысяч исков страхователей и выгодоприобретателей к страховщикам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последними своих обязательств о страховых выплатах при наступлении страхового случая, десятки тысяч заявлений поступают финансовому уполномоченному, а Банк России вынужден рассматривать десятки тысяч жалоб получателей страховых услуг.
(Дедиков С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)Однако реальное положение дел в страховании дает основание для сомнений в правильности такого подхода. Действительно, в 2022 г. мы будет отмечать 10-летний юбилей с момента распространения действия законодательства о защите прав потребителей к страховым правоотношениям, но ситуация с обеспечением потребительских прав здесь остается явно неблагополучной. Число нарушений таких прав остается весьма значительным. Ежегодно в суды направляются сотни тысяч исков страхователей и выгодоприобретателей к страховщикам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последними своих обязательств о страховых выплатах при наступлении страхового случая, десятки тысяч заявлений поступают финансовому уполномоченному, а Банк России вынужден рассматривать десятки тысяч жалоб получателей страховых услуг.
Статья: Признание арбитражным судом недействительными договоров займа и кредитных сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами
(Быков В.П., Высоцкая О.С., Черникова Е.В., Звездова И.В., Демишева К.И.)
("Современное право", 2025, N 4)Между тем судами не исследовался вопрос фактической возможности конкурсного управляющего узнать об оспариваемых сделках с учетом того, что Приказом Центрального Банка РФ от 23.12.2016 N ОД-4709 на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" с 23.12.2016 возложены функции временной администрации ПАО "Интехбанк".
(Быков В.П., Высоцкая О.С., Черникова Е.В., Звездова И.В., Демишева К.И.)
("Современное право", 2025, N 4)Между тем судами не исследовался вопрос фактической возможности конкурсного управляющего узнать об оспариваемых сделках с учетом того, что Приказом Центрального Банка РФ от 23.12.2016 N ОД-4709 на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" с 23.12.2016 возложены функции временной администрации ПАО "Интехбанк".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)В случае несогласия потребителя финансовых услуг с новым значением КБМ или неисполнения страховой организацией обязанностей в отношении порядка применения (корректировки) этого коэффициента он может обратиться в Банк России с жалобой на действия (бездействие) страховой организации в целях проведения проверки правильности расчета КБМ.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)В случае несогласия потребителя финансовых услуг с новым значением КБМ или неисполнения страховой организацией обязанностей в отношении порядка применения (корректировки) этого коэффициента он может обратиться в Банк России с жалобой на действия (бездействие) страховой организации в целях проведения проверки правильности расчета КБМ.
Статья: Unit-linked по-русски
(Орлова С.)
("Банковское обозрение", 2025, N 2)В первые годы бума ИСЖ (2016 - 2017) продажи шли преимущественно через банки, которые нередко позиционировали такие полисы как аналоги депозитов с повышенной ставкой, не предупреждая клиентов о рисках потери дохода и штрафах за досрочное расторжение, довольно значительных на ранних этапах. Банк России начал получать тысячи жалоб от клиентов, купивших полисы ИСЖ, и даже заявлял, что число жалоб растет быстрее продаж. Жалобы потребителей привели к вмешательству ЦБ, который потребовал усилить контроль за продажами и ввел нормативные ограничения. Репутация ИСЖ ухудшилась, продажи с 2019 года начали падать, а доходность полисов в ряде случаев оказалась ниже средней по банковским депозитам: средняя доходность по завершившимся в 2018 году трехлетним договорам ИСЖ составила 3,3% годовых, по пятилетним - 2,4% годовых, отмечал Банк России.
(Орлова С.)
("Банковское обозрение", 2025, N 2)В первые годы бума ИСЖ (2016 - 2017) продажи шли преимущественно через банки, которые нередко позиционировали такие полисы как аналоги депозитов с повышенной ставкой, не предупреждая клиентов о рисках потери дохода и штрафах за досрочное расторжение, довольно значительных на ранних этапах. Банк России начал получать тысячи жалоб от клиентов, купивших полисы ИСЖ, и даже заявлял, что число жалоб растет быстрее продаж. Жалобы потребителей привели к вмешательству ЦБ, который потребовал усилить контроль за продажами и ввел нормативные ограничения. Репутация ИСЖ ухудшилась, продажи с 2019 года начали падать, а доходность полисов в ряде случаев оказалась ниже средней по банковским депозитам: средняя доходность по завершившимся в 2018 году трехлетним договорам ИСЖ составила 3,3% годовых, по пятилетним - 2,4% годовых, отмечал Банк России.
Статья: Цифровизация страховых услуг: защита слабой стороны договора и частной жизни
(Овчинникова Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 3)Во-первых, проблема состоит в составе сведений, которые содержатся в этой информационной системе. Так, анализ указания Банка России от 10 апреля 2015 года N 3620-У "О порядке создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечнях видов информации, предоставляемой страховщиками" позволяет сделать вывод о том, что подбор данных о договорах страхования, входящих в информационную систему, осуществляется прежде всего для более четкого функционирования административных органов, в первую очередь Банка России. Как известно, страхователи имеют право на подачу жалоб в Банк России как вышестоящий орган на действия (бездействия) страховых компаний. Информационная система, таким образом, облегчает функцию Банка России по рассмотрению жалоб благодаря наличию систематизированных сведений. Речь идет об информации, которая касается конкретных юридических фактов или субъектов страховых правоотношений, в частности о договоре страхования (в том числе о страховой сумме и страховой премии), о собственнике транспортного средства, водителе, страхователе, поврежденном имуществе и т.д. При этом в информационной системе отсутствуют сведения, которые имеют значение для осведомленности страхователя (которым может быть как гражданин, так и юридическое лицо и предприниматель) о процессе предоставления страховой услуги - как до, так и после наступления страхового случая. Речь идет о том, что страхователь должен иметь возможность отслеживать через личный кабинет или другим способом, каким образом страховщик осуществляет страховую услугу и реагирует на его заявления (например о досрочном расторжении договора, страховом возмещении, наступлении обстоятельств, которые в соответствии с договором влияют на степень риска, и т.д.).
(Овчинникова Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 3)Во-первых, проблема состоит в составе сведений, которые содержатся в этой информационной системе. Так, анализ указания Банка России от 10 апреля 2015 года N 3620-У "О порядке создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечнях видов информации, предоставляемой страховщиками" позволяет сделать вывод о том, что подбор данных о договорах страхования, входящих в информационную систему, осуществляется прежде всего для более четкого функционирования административных органов, в первую очередь Банка России. Как известно, страхователи имеют право на подачу жалоб в Банк России как вышестоящий орган на действия (бездействия) страховых компаний. Информационная система, таким образом, облегчает функцию Банка России по рассмотрению жалоб благодаря наличию систематизированных сведений. Речь идет об информации, которая касается конкретных юридических фактов или субъектов страховых правоотношений, в частности о договоре страхования (в том числе о страховой сумме и страховой премии), о собственнике транспортного средства, водителе, страхователе, поврежденном имуществе и т.д. При этом в информационной системе отсутствуют сведения, которые имеют значение для осведомленности страхователя (которым может быть как гражданин, так и юридическое лицо и предприниматель) о процессе предоставления страховой услуги - как до, так и после наступления страхового случая. Речь идет о том, что страхователь должен иметь возможность отслеживать через личный кабинет или другим способом, каким образом страховщик осуществляет страховую услугу и реагирует на его заявления (например о досрочном расторжении договора, страховом возмещении, наступлении обстоятельств, которые в соответствии с договором влияют на степень риска, и т.д.).
Статья: Дайте жалобную книгу
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)Летом принципиально изменился порядок рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг. Теперь любая просьба или жалоба при поступлении в Банк России, как пояснили "БО" в его пресс-службе, дублируется финансовой организации, которой она адресована, - банку, МФО, страховой компании, ломбарду или потребительскому кооперативу.
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)Летом принципиально изменился порядок рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг. Теперь любая просьба или жалоба при поступлении в Банк России, как пояснили "БО" в его пресс-службе, дублируется финансовой организации, которой она адресована, - банку, МФО, страховой компании, ломбарду или потребительскому кооперативу.
Ситуация: Как взыскать страховое возмещение по договору ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 6. Направьте жалобу на действия страховщика в надзорный орган
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 6. Направьте жалобу на действия страховщика в надзорный орган
Интервью: Защита потребителя
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)- С.М.: Количество обращений год от года падает. Без ложной скромности считаем, что наша заслуга в этом тоже есть. Исправление бизнес-процессов, информация о недобросовестных практиках, которую мы регулярно направляем в Банк России и обсуждаем на рабочих группах со страховщиками - все это находит отражение в росте качества обслуживания клиентов, а также повышении клиентской ценности предлагаемых продуктов.
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)- С.М.: Количество обращений год от года падает. Без ложной скромности считаем, что наша заслуга в этом тоже есть. Исправление бизнес-процессов, информация о недобросовестных практиках, которую мы регулярно направляем в Банк России и обсуждаем на рабочих группах со страховщиками - все это находит отражение в росте качества обслуживания клиентов, а также повышении клиентской ценности предлагаемых продуктов.