Земский доктор
Подборка наиболее важных документов по запросу Земский доктор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отпуска и внеплановые проверки работодателей. Что может измениться
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Кроме того, существует судебная практика по вопросу включения либо невключения отпуска по уходу за ребенком в пятилетний период исполнения трудовых обязанностей с целью получения единовременной компенсационной выплаты по программам "Земский доктор", "Земский фельдшер" (определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 по делу N 88-6999/2024, Свердловского областного суда от 15.11.2023 по делу N 33-17966/2023). Дело в том, что участники программ заключают договор о предоставлении единовременной выплаты с медицинской организацией субъекта РФ и принимают на себя обязательство проработать в ней не менее пяти лет при условии продления договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. 106 и 107 ТК РФ).
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Кроме того, существует судебная практика по вопросу включения либо невключения отпуска по уходу за ребенком в пятилетний период исполнения трудовых обязанностей с целью получения единовременной компенсационной выплаты по программам "Земский доктор", "Земский фельдшер" (определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 по делу N 88-6999/2024, Свердловского областного суда от 15.11.2023 по делу N 33-17966/2023). Дело в том, что участники программ заключают договор о предоставлении единовременной выплаты с медицинской организацией субъекта РФ и принимают на себя обязательство проработать в ней не менее пяти лет при условии продления договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. 106 и 107 ТК РФ).
Нормативные акты
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Рассмотрим следующий случай. Врач обратилась с иском в суд на действия работодателя - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Шалинская центральная городская больница" (далее - городская больница), нарушившего ее права относительно возможности получения единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и Постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2020 N 508-ПП "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области". Истец пояснила, что переехала из Пермского края в Свердловскую область для работы в городской больнице врачом-трансфузиологом, рассчитывая на получение единовременной компенсационной выплаты. Трудовой договор с ней заключен 04.03.2020, а 02.09.2020 истец обратилась в Минздрав Свердловской области с заявлением о предоставлении единой компенсационной выплаты по программе "Земский доктор". В выплате ей было отказано.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Рассмотрим следующий случай. Врач обратилась с иском в суд на действия работодателя - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Шалинская центральная городская больница" (далее - городская больница), нарушившего ее права относительно возможности получения единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и Постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2020 N 508-ПП "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области". Истец пояснила, что переехала из Пермского края в Свердловскую область для работы в городской больнице врачом-трансфузиологом, рассчитывая на получение единовременной компенсационной выплаты. Трудовой договор с ней заключен 04.03.2020, а 02.09.2020 истец обратилась в Минздрав Свердловской области с заявлением о предоставлении единой компенсационной выплаты по программе "Земский доктор". В выплате ей было отказано.
Статья: Реализация права на охрану здоровья граждан на местном уровне: теория, практика, контроль
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Дополнительным направлением развития оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан в муниципальных образованиях стала программа "Земский доктор", идея реализации которой была также предложена главой государства. Для реализации данной программы Правительством страны была утверждена программа "Развитие здравоохранения". Согласно данной программе определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на единовременные выплаты медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, поселки, города с населением до 50 тыс. человек. В текущих условиях размер единовременной выплаты для переехавших врачей составляет до 2 млн руб., для фельдшеров до 1 млн руб. <14>.
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Дополнительным направлением развития оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан в муниципальных образованиях стала программа "Земский доктор", идея реализации которой была также предложена главой государства. Для реализации данной программы Правительством страны была утверждена программа "Развитие здравоохранения". Согласно данной программе определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на единовременные выплаты медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, поселки, города с населением до 50 тыс. человек. В текущих условиях размер единовременной выплаты для переехавших врачей составляет до 2 млн руб., для фельдшеров до 1 млн руб. <14>.
Статья: Необходимость оптимизации содержания трудовых договоров с медицинскими работниками
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2023, N 2)На самом деле такая практика является полезной и целесообразной для ее применения в системе здравоохранения, хотя она пока и не имеет широкого распространения, но количество заключенных таких договоров постепенно увеличивается, интерес повышается. Для того чтобы сделать практику по ученичеству продуктивной, важно, на наш взгляд, не ошибиться при указании специальности, квалификации, профессии согласно профессиональным и образовательным стандартам, согласно которым планируется обучение, и что востребовано для работодателя и будет оставаться таковым спустя продолжительный период времени, затраченный учеником на обучение в медицинском вузе. Риски же, связанные с отказом от работы по трудовому договору после целевого обучения, будут сохраняться в силу индивидуальных качеств людей и конкретных жизненных обстоятельств. Важна также выработка дополнительной мотивации молодых специалистов на их работу в сельской местности или малых городах, наряду с программой "Земский доктор" / "Земский фельдшер", что нуждается в своей продуманной стратегии реализации и политики на уровне Министерства здравоохранения РФ.
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2023, N 2)На самом деле такая практика является полезной и целесообразной для ее применения в системе здравоохранения, хотя она пока и не имеет широкого распространения, но количество заключенных таких договоров постепенно увеличивается, интерес повышается. Для того чтобы сделать практику по ученичеству продуктивной, важно, на наш взгляд, не ошибиться при указании специальности, квалификации, профессии согласно профессиональным и образовательным стандартам, согласно которым планируется обучение, и что востребовано для работодателя и будет оставаться таковым спустя продолжительный период времени, затраченный учеником на обучение в медицинском вузе. Риски же, связанные с отказом от работы по трудовому договору после целевого обучения, будут сохраняться в силу индивидуальных качеств людей и конкретных жизненных обстоятельств. Важна также выработка дополнительной мотивации молодых специалистов на их работу в сельской местности или малых городах, наряду с программой "Земский доктор" / "Земский фельдшер", что нуждается в своей продуманной стратегии реализации и политики на уровне Министерства здравоохранения РФ.