Земли промышленности расчет аренды
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли промышленности расчет аренды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, КС РФ: Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, должен быть дифференцирован по критериям, которые влияют на доходность земельного участка
Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 1-АПГ18-14 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, абз. 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)При установлении арендной платы не принята во внимание доходность земельного участка, определяемая с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическое обоснование расчета арендной платы не содержит анализа рынка услуг производства промышленной продукции. Отсутствует также оценка экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности участков, используемых для производства, и на коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора.
Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 1-АПГ18-14 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, абз. 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)При установлении арендной платы не принята во внимание доходность земельного участка, определяемая с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическое обоснование расчета арендной платы не содержит анализа рынка услуг производства промышленной продукции. Отсутствует также оценка экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности участков, используемых для производства, и на коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора.
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 по делу N 66а-1772/2023 (УИД 25OS0000-01-2023-000388-96)
Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 21.08.2023, которым признано частично не действующим приложение 1 к решению Думы города Владивостока от 17.06.2014 N 306 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке".Доводы апелляционной жалобы о том, что принцип экономической обоснованности с учетом состава формулы расчета арендной платы уже учтен при установлении кадастровой стоимости земельных участков, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как определение арендной платы как процента от кадастровой стоимости земельного участка, которая в свою очередь определяется с учетом принципа экономической обоснованности, не исключает необходимости экономического обоснования размера арендной платы применительно к земельным участкам с видом функционального использования "строительство промышленных объектов, коммунального хозяйства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка".
Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 21.08.2023, которым признано частично не действующим приложение 1 к решению Думы города Владивостока от 17.06.2014 N 306 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке".Доводы апелляционной жалобы о том, что принцип экономической обоснованности с учетом состава формулы расчета арендной платы уже учтен при установлении кадастровой стоимости земельных участков, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как определение арендной платы как процента от кадастровой стоимости земельного участка, которая в свою очередь определяется с учетом принципа экономической обоснованности, не исключает необходимости экономического обоснования размера арендной платы применительно к земельным участкам с видом функционального использования "строительство промышленных объектов, коммунального хозяйства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комплексный метод определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Апробация комплексного метода расчета ставок арендной платы для 20 крупнейших земельных участков промышленного назначения в Мурманской области подтвердила его эффективность и обоснованность. Первоначальный расчет арендной платы за эти участки, основывающийся на фиксированной ставке 3 процента от их суммарной кадастровой стоимости без учета участия арендаторов в развитии региона и экологических проектах, то есть без корректирующих коэффициентов, составил округленно 1,299 миллиарда рублей в год.
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Апробация комплексного метода расчета ставок арендной платы для 20 крупнейших земельных участков промышленного назначения в Мурманской области подтвердила его эффективность и обоснованность. Первоначальный расчет арендной платы за эти участки, основывающийся на фиксированной ставке 3 процента от их суммарной кадастровой стоимости без учета участия арендаторов в развитии региона и экологических проектах, то есть без корректирующих коэффициентов, составил округленно 1,299 миллиарда рублей в год.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)Годовой расчет арендной платы за земельный участок, которую должен был уплатить ИП Чурин С.Н. как арендатор, производился в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (далее - Постановление от 22.08.2011 N 469-п), а также постановлением Жирновской районной Думы Волгоградской области от 07.02.2008 N 37/190-Д "Об утверждении значений коэффициентов", с учетом постановления Губернатора Волгоградской области от 05.05.2022 N 263 "О мерах поддержки арендаторов государственного имущества Волгоградской области в условиях санкционного давления" по формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдпр x Ккапр, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдпр - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (9,81), значение установлено пунктом 6 приложения N 4 к постановлению N 37/190-Д; Ккапр - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не предусмотрен приложением 7 к Порядку.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)Годовой расчет арендной платы за земельный участок, которую должен был уплатить ИП Чурин С.Н. как арендатор, производился в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (далее - Постановление от 22.08.2011 N 469-п), а также постановлением Жирновской районной Думы Волгоградской области от 07.02.2008 N 37/190-Д "Об утверждении значений коэффициентов", с учетом постановления Губернатора Волгоградской области от 05.05.2022 N 263 "О мерах поддержки арендаторов государственного имущества Волгоградской области в условиях санкционного давления" по формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдпр x Ккапр, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдпр - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (9,81), значение установлено пунктом 6 приложения N 4 к постановлению N 37/190-Д; Ккапр - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не предусмотрен приложением 7 к Порядку.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Общество рассчитывало и вносило арендную плату исходя из удельного показателя кадастровой стоимости и ставки, установленных для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности. Впоследствии общество передало в аренду банку одно из помещений в здании. Арендодатель (департамент), сочтя, что такая передача привела к изменению фактического использования всего земельного участка, обратился к арендатору с требованием доплатить разницу между предполагаемой арендной платой с учетом фактического использования (офисные здания делового и коммерческого назначения) и внесенной платой за спорный участок исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для офисных зданий делового и коммерческого назначения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Общество рассчитывало и вносило арендную плату исходя из удельного показателя кадастровой стоимости и ставки, установленных для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности. Впоследствии общество передало в аренду банку одно из помещений в здании. Арендодатель (департамент), сочтя, что такая передача привела к изменению фактического использования всего земельного участка, обратился к арендатору с требованием доплатить разницу между предполагаемой арендной платой с учетом фактического использования (офисные здания делового и коммерческого назначения) и внесенной платой за спорный участок исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Статья: Новое в практике земельных споров
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Департамент исходил из того, что в связи с передачей в аренду банку помещения арендную плату за весь земельный участок площадью 259 670 кв. м следует исчислять с применением ставки (1,5), установленной для участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, с применением УПКС, установленных для земельных участков в кадастровом квартале, предназначенных для размещения административных и офисных зданий. Так как общество вносило арендную плату в размере, определенном исходя из УПКС и ставки, установленных для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, арендатор должен доплатить разницу между предполагаемой арендной платой с учетом фактического использования (офисные здания делового и коммерческого назначения) и внесенной платой.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Департамент исходил из того, что в связи с передачей в аренду банку помещения арендную плату за весь земельный участок площадью 259 670 кв. м следует исчислять с применением ставки (1,5), установленной для участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, с применением УПКС, установленных для земельных участков в кадастровом квартале, предназначенных для размещения административных и офисных зданий. Так как общество вносило арендную плату в размере, определенном исходя из УПКС и ставки, установленных для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, арендатор должен доплатить разницу между предполагаемой арендной платой с учетом фактического использования (офисные здания делового и коммерческого назначения) и внесенной платой.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (ст. 33 и 34) Приказом Минэкономразвития России от 14 июля 2006 г. N 190 утверждена Методика расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон. Как правило, максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения, составляет 2% их кадастровой стоимости в год (см. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" и др.).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (ст. 33 и 34) Приказом Минэкономразвития России от 14 июля 2006 г. N 190 утверждена Методика расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон. Как правило, максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения, составляет 2% их кадастровой стоимости в год (см. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" и др.).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами судами обоснованно применены порядок определения размера арендной платы, установленный постановлением администрации Ростовской области от 05.12.2007 N 475, утвержденные решением Собрания Депутатов Аксайского района от 20.02.2008 N 312 ставки арендной платы для земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, а также результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением администрации Ростовской области от 29.12.2008 N 614..."
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами судами обоснованно применены порядок определения размера арендной платы, установленный постановлением администрации Ростовской области от 05.12.2007 N 475, утвержденные решением Собрания Депутатов Аксайского района от 20.02.2008 N 312 ставки арендной платы для земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, а также результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением администрации Ростовской области от 29.12.2008 N 614..."
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- экономические условия недропользования предполагают обязательные платежи налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), специальных регулярных платежей за пользование недрами, а также отдельного расчета кадастровой стоимости земельных участков с видом использования "недропользование" и нормативно ограниченных ставок арендной платы за используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- экономические условия недропользования предполагают обязательные платежи налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), специальных регулярных платежей за пользование недрами, а также отдельного расчета кадастровой стоимости земельных участков с видом использования "недропользование" и нормативно ограниченных ставок арендной платы за используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.