Земельный налог 31 нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог 31 нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Использование земли в Российской Федерации является платным (ст. 65 ЗК РФ). Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Глава 31 НК РФ относит земельный налог к местным налогам, плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Использование земли в Российской Федерации является платным (ст. 65 ЗК РФ). Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Глава 31 НК РФ относит земельный налог к местным налогам, плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
(ред. от 17.11.2025)Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 6 Письма ФНС России от 23 ноября 2016 г. N БС-4-21/22236@ "О положениях Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся налогообложения имущества)" <116>, направленного в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <117>, обращалось внимание на то, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2017 г. Закона 2015 г. о регистрации недвижимости, а также с учетом комментируемой статьи в гл. 30 "Налог на имущество организаций", 31 "Земельный налог" и 32 "Налог на имущество физических лиц" части второй НК РФ реализован унифицированный подход к применению налоговой базы (кадастровой стоимости) в отношении вновь образованных объектов недвижимости, не вошедших в результаты очередного тура ГКО, а именно: налоговая база определяется на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 6 Письма ФНС России от 23 ноября 2016 г. N БС-4-21/22236@ "О положениях Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся налогообложения имущества)" <116>, направленного в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <117>, обращалось внимание на то, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2017 г. Закона 2015 г. о регистрации недвижимости, а также с учетом комментируемой статьи в гл. 30 "Налог на имущество организаций", 31 "Земельный налог" и 32 "Налог на имущество физических лиц" части второй НК РФ реализован унифицированный подход к применению налоговой базы (кадастровой стоимости) в отношении вновь образованных объектов недвижимости, не вошедших в результаты очередного тура ГКО, а именно: налоговая база определяется на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Статья: Права и обязанности собственников земельной недвижимости: вопросы теории
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Что касается земельного налога, то правовое регулирование порядка его взимания носит комплексный характер и сочетает в себе нормы налогового и земельного законодательства. Земельный налог устанавливается гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами городов федерального значения, муниципальных образований. Основная правовая база дополняется большим количеством разъясняющих писем органов власти, в частности Минфина РФ, ФНС России, что не упрощает, а усложняет порядок применения источников права федерального и регионального уровня. Наиболее распространенные нарушения прав публичных образований связаны с неправильным применением ставок для начисления налоговых платежей, неправомерным использованием льготных налоговых ставок, изменением вида разрешенного использования земли и, соответственно, коэффициента для налога на землю и др. <20>.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Что касается земельного налога, то правовое регулирование порядка его взимания носит комплексный характер и сочетает в себе нормы налогового и земельного законодательства. Земельный налог устанавливается гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами городов федерального значения, муниципальных образований. Основная правовая база дополняется большим количеством разъясняющих писем органов власти, в частности Минфина РФ, ФНС России, что не упрощает, а усложняет порядок применения источников права федерального и регионального уровня. Наиболее распространенные нарушения прав публичных образований связаны с неправильным применением ставок для начисления налоговых платежей, неправомерным использованием льготных налоговых ставок, изменением вида разрешенного использования земли и, соответственно, коэффициента для налога на землю и др. <20>.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Так, в последние годы произошли изменения в сфере имущественного налогообложения в русле международных практик. Эти изменения коснулись: земельных участков (гл. 31 "Земельный налог" НК РФ), налога на имущество юридических лиц (гл. 30 "Налог на имущество юридических лиц" НК РФ) и имущества физических лиц (гл. 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ). В результате налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков и недвижимости.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Так, в последние годы произошли изменения в сфере имущественного налогообложения в русле международных практик. Эти изменения коснулись: земельных участков (гл. 31 "Земельный налог" НК РФ), налога на имущество юридических лиц (гл. 30 "Налог на имущество юридических лиц" НК РФ) и имущества физических лиц (гл. 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ). В результате налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков и недвижимости.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам5. Проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Земельный налог (гл. 31 НК РФ) относится к местным налогам. Его плательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено ст. 388 НК РФ.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Земельный налог (гл. 31 НК РФ) относится к местным налогам. Его плательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено ст. 388 НК РФ.