Заявление о сложении полномочий депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о сложении полномочий депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц: вопросы совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики
(Багаутдинов Ф.Н., Михайлов А.А.)
("Законность", 2023, N 8)Следователь СК одного из районов Республики Татарстан расследовал уголовное дело по факту мошенничества. В деле были данные о причастности к совершению преступления депутата местного сельского поселения Ш. Следователь СК пригласил Ш. к себе, рассказал ему о расследовании уголовного дела и о том, что он подозревается в участии в совершении мошенничества. После этого следователь посоветовал Ш. написать в Совет сельского поселения заявление о добровольном сложении полномочий депутата, чтобы "имя Ш. не полоскали в СМИ".
(Багаутдинов Ф.Н., Михайлов А.А.)
("Законность", 2023, N 8)Следователь СК одного из районов Республики Татарстан расследовал уголовное дело по факту мошенничества. В деле были данные о причастности к совершению преступления депутата местного сельского поселения Ш. Следователь СК пригласил Ш. к себе, рассказал ему о расследовании уголовного дела и о том, что он подозревается в участии в совершении мошенничества. После этого следователь посоветовал Ш. написать в Совет сельского поселения заявление о добровольном сложении полномочий депутата, чтобы "имя Ш. не полоскали в СМИ".
Статья: О некоторых аспектах работы парламента в период пандемии
(Малышенко В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова значение слова "присутствовать": "1. Быть, находиться где-нибудь в данное время, иметься. Присутствовать на заседании" <5>. Кроме того, по данному вопросу в решении Ивановского областного суда от 21 декабря 2007 г. N 3-135 сказано: "Поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочия депутатов, подписавших заявления о сложении полномочий, не прекращены до даты, указанной в постановлении Думы по данному вопросу, то на всех без исключения депутатах лежит обязанность присутствовать на заседаниях Думы" <6>. Исходя из решения суда и понятия присутствия из толкового словаря предположение о том, что депутат по месту своего фактического нахождения считается присутствующим на заседании, присутствие с использованием средств видео-конференц-связи вызывает вопросы. Несоответствие Федеральному закону N 184-ФЗ присутствия депутатов на заседании законодательного органа непосредственно связано с законодательной процедурой, несоблюдение которой может привести к обжалованию принятых законов и иных нормативных правовых актов. Данное основание может являться существенным для признания актов недействительными и не подлежащими применению, следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 55-Г00-11, от 11 декабря 1999 г. N 78-Г99-83 аналогичные последствия могут быть применены в отношении нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
(Малышенко В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова значение слова "присутствовать": "1. Быть, находиться где-нибудь в данное время, иметься. Присутствовать на заседании" <5>. Кроме того, по данному вопросу в решении Ивановского областного суда от 21 декабря 2007 г. N 3-135 сказано: "Поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочия депутатов, подписавших заявления о сложении полномочий, не прекращены до даты, указанной в постановлении Думы по данному вопросу, то на всех без исключения депутатах лежит обязанность присутствовать на заседаниях Думы" <6>. Исходя из решения суда и понятия присутствия из толкового словаря предположение о том, что депутат по месту своего фактического нахождения считается присутствующим на заседании, присутствие с использованием средств видео-конференц-связи вызывает вопросы. Несоответствие Федеральному закону N 184-ФЗ присутствия депутатов на заседании законодательного органа непосредственно связано с законодательной процедурой, несоблюдение которой может привести к обжалованию принятых законов и иных нормативных правовых актов. Данное основание может являться существенным для признания актов недействительными и не подлежащими применению, следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 55-Г00-11, от 11 декабря 1999 г. N 78-Г99-83 аналогичные последствия могут быть применены в отношении нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)а) письменного заявления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)а) письменного заявления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)21. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)21. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
Вопрос: Какой порядок досрочного прекращения полномочий депутата органа местного самоуправления?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЦИК России разъяснено, что порядок и форма заявления о своей отставке, как и процедура сложения депутатом своих полномочий, федеральным законодательством не установлены. В случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Госдумы содержится в ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение. Только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу. До принятия такого решения депутат вправе пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями и получать денежные выплаты, что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27.12.2012 N 34-П (Письмо ЦИК России от 07.03.2019 N 05-15/1001 "О статусе депутата представительного органа муниципального образования").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЦИК России разъяснено, что порядок и форма заявления о своей отставке, как и процедура сложения депутатом своих полномочий, федеральным законодательством не установлены. В случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Госдумы содержится в ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение. Только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу. До принятия такого решения депутат вправе пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями и получать денежные выплаты, что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27.12.2012 N 34-П (Письмо ЦИК России от 07.03.2019 N 05-15/1001 "О статусе депутата представительного органа муниципального образования").
Вопрос: Какой порядок досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;