Заявление о нарушении антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о нарушении антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Полномочия антимонопольного органа" Федерального закона "О защите конкуренции""Выполнение заданных функций осуществляется посредством реализации, определенных в статье 23 Закона о конкуренции, полномочий антимонопольного органа, в том числе: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1); рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества (часть 4.2); обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями: о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; о признании торгов недействительными (пункты "б" и "з" части 6).
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Заявитель не согласен с отказом в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (с прекращением дела)
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный орган не исследовал заявление на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный орган не исследовал заявление на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможно ли направить в антимонопольный орган заявление о нарушении антимонопольного законодательства в электронном виде?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Вопрос: Какие требования предъявляются к заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства и каков срок их рассмотрения?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 339
(ред. от 16.02.2016)
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125)3.6. Заявление должно содержать следующие сведения:
(ред. от 16.02.2016)
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125)3.6. Заявление должно содержать следующие сведения:
Статья: О недопустимости формализма, превращающего материальный состав в формальный
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, указывалось, что сам по себе факт, что лица, обратившиеся в ФАС РФ с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, не только не пострадали от нарушения, а наоборот за период вменяемого правонарушения - 2018 - 2021 гг. - нарастили объемы реализации (они выросли практически вдвое), исключал квалификацию по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ. Причем это доказывалось сведениями данных заявителей. По нашему мнению, это доказывало отсутствие ограничения конкуренции в связи с беспрепятственностью их входа на товарный рынок РФ в качестве нового производителя.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, указывалось, что сам по себе факт, что лица, обратившиеся в ФАС РФ с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, не только не пострадали от нарушения, а наоборот за период вменяемого правонарушения - 2018 - 2021 гг. - нарастили объемы реализации (они выросли практически вдвое), исключал квалификацию по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ. Причем это доказывалось сведениями данных заявителей. По нашему мнению, это доказывало отсутствие ограничения конкуренции в связи с беспрепятственностью их входа на товарный рынок РФ в качестве нового производителя.
Статья: Арбитражные суды и презумпция невиновности в антимонопольных разбирательствах
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Однако антимонопольный орган при осуществлении процедуры рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства осуществляет проверку заявления, материалов на предмет установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 3.39 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339 (далее - Регламент)). При этом он вправе запрашивать у коммерческих организаций и других организаций документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (п. 3.19 Регламента), а в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов (п. 2.18 Регламента).
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Однако антимонопольный орган при осуществлении процедуры рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства осуществляет проверку заявления, материалов на предмет установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 3.39 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339 (далее - Регламент)). При этом он вправе запрашивать у коммерческих организаций и других организаций документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (п. 3.19 Регламента), а в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов (п. 2.18 Регламента).
Последние изменения: Антиконкурентные соглашения (картели) и согласованные действия
(КонсультантПлюс, 2025)Установлено, в частности, что такое заявление представляется в антимонопольный орган в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного УКЭП. Это делается до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление должно содержать обязательные сведения о заявителе, описание нарушения и просьбу смягчить ответственность или освободить от нее (ч. 1, 2 ст. 44.1 Закона о защите конкуренции).
(КонсультантПлюс, 2025)Установлено, в частности, что такое заявление представляется в антимонопольный орган в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного УКЭП. Это делается до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление должно содержать обязательные сведения о заявителе, описание нарушения и просьбу смягчить ответственность или освободить от нее (ч. 1, 2 ст. 44.1 Закона о защите конкуренции).
Вопрос: Является ли отзыв заявления о нарушении антимонопольного законодательства основанием для принятия решения антимонопольным органом об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Статья: О некоторых аспектах применения статьи 428 ГК РФ для регулирования договорных отношений
(Лифанова Т.А., Трофимов С.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В то же время следует учитывать, что защита слабой стороны гражданско-правового договора может быть обеспечена не только на основе положений ст. 428 ГК РФ. Слабая сторона договорных отношений, полагая, что ее контрагент является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, и включил в договор несправедливое условие, вправе подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства в антимонопольный орган. В соответствии с нормами Закона N 135-ФЗ, в частности ст. 10 ("Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением"), территориальный антимонопольный орган обязан проверить обоснованность заявления и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства в квазисудебной процедуре. По нашему мнению, это оправданно в первую очередь в сфере деятельности многочисленных субъектов естественных монополий, где права потребителей их товаров, работ или услуг нарушаются наиболее часто. И хотя ссылаться в таких случаях на нормы ст. 428 ГК РФ нельзя <9>, Федеральная антимонопольная служба РФ должна реагировать на такого рода жалобы и выдавать нарушителям антимонопольного законодательства предписания на запрет совершения конкретных действий, которые могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением хозяйствующего субъекта. В том числе и в отношении гражданско-правовых договоров, не имеющих признаков договора присоединения. Тем самым действия органов антимонопольной службы могут реально влиять на материальные правоотношения хозяйствующих субъектов, содержащие несправедливые условия (при отсутствии возможностей расторгнуть или изменить условия договоров).
(Лифанова Т.А., Трофимов С.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В то же время следует учитывать, что защита слабой стороны гражданско-правового договора может быть обеспечена не только на основе положений ст. 428 ГК РФ. Слабая сторона договорных отношений, полагая, что ее контрагент является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, и включил в договор несправедливое условие, вправе подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства в антимонопольный орган. В соответствии с нормами Закона N 135-ФЗ, в частности ст. 10 ("Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением"), территориальный антимонопольный орган обязан проверить обоснованность заявления и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства в квазисудебной процедуре. По нашему мнению, это оправданно в первую очередь в сфере деятельности многочисленных субъектов естественных монополий, где права потребителей их товаров, работ или услуг нарушаются наиболее часто. И хотя ссылаться в таких случаях на нормы ст. 428 ГК РФ нельзя <9>, Федеральная антимонопольная служба РФ должна реагировать на такого рода жалобы и выдавать нарушителям антимонопольного законодательства предписания на запрет совершения конкретных действий, которые могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением хозяйствующего субъекта. В том числе и в отношении гражданско-правовых договоров, не имеющих признаков договора присоединения. Тем самым действия органов антимонопольной службы могут реально влиять на материальные правоотношения хозяйствующих субъектов, содержащие несправедливые условия (при отсутствии возможностей расторгнуть или изменить условия договоров).
Готовое решение: Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы подавали в территориальный орган ФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном гл. 9 Закона о защите конкуренции, вы также можете обжаловать решение по этому делу в коллегиальном органе ФАС России (ч. 4 ст. 23, ч. 1 ст. 52 Закона о защите конкуренции, Доклад ФАС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы подавали в территориальный орган ФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном гл. 9 Закона о защите конкуренции, вы также можете обжаловать решение по этому делу в коллегиальном органе ФАС России (ч. 4 ст. 23, ч. 1 ст. 52 Закона о защите конкуренции, Доклад ФАС России).
Статья: Какие риски возникают у банка при взимании комиссии за налоговые платежи
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)Пример 1. УФАС России на основании заявления физического лица выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства, что выразилось во взимании платы при предоставлении услуги по приему от физических лиц налоговых платежей и сборов. Сумма комиссии составляла 40 руб. за один платеж. Комиссия взималась в пользу ЗАО "Биллинговый центр" в качестве платы за информационно-техническое обслуживание. Документальное оформление отношений между банком и плательщиком не позволяло сделать вывод о доведении до населения полной информации о том, кому и за какие услуги перечисляется названная сумма. Отсутствие полной информации, изложенной в доступной для понимания каждым клиентом форме, стало причиной обращения в антимонопольные органы.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)Пример 1. УФАС России на основании заявления физического лица выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства, что выразилось во взимании платы при предоставлении услуги по приему от физических лиц налоговых платежей и сборов. Сумма комиссии составляла 40 руб. за один платеж. Комиссия взималась в пользу ЗАО "Биллинговый центр" в качестве платы за информационно-техническое обслуживание. Документальное оформление отношений между банком и плательщиком не позволяло сделать вывод о доведении до населения полной информации о том, кому и за какие услуги перечисляется названная сумма. Отсутствие полной информации, изложенной в доступной для понимания каждым клиентом форме, стало причиной обращения в антимонопольные органы.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Вместе с тем вышеизложенное не лишает права заявителя самостоятельно обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке гл. 9 Закона N 135-ФЗ <2>.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Вместе с тем вышеизложенное не лишает права заявителя самостоятельно обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке гл. 9 Закона N 135-ФЗ <2>.
Статья: Обжалование актов Федеральной антимонопольной службы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правом обжалования актов антимонопольного органа обладают лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, либо лица, которые обращались в территориальный орган ФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, но неправомерно не были привлечены к участию в деле.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правом обжалования актов антимонопольного органа обладают лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, либо лица, которые обращались в территориальный орган ФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, но неправомерно не были привлечены к участию в деле.