Заявительный характер регистрации прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявительный характер регистрации прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""По смыслу статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация вещных прав и их ограничений носит заявительный характер, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Исходя из положений статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности не отвечает признаку неизбежности, поскольку носит заявительный характер, и в первую очередь зависит от воли стороны (правообладателя).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственная регистрация изменений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью, и внесение изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛВ соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о регистрации.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о регистрации.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о регистрации.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Ссылки истца на то, что свидетельство о государственной регистрации права истца на программу для ЭВМ является единственным законным доказательством принадлежности исключительного права истцу, судами не были приняты, поскольку в силу п. 1 ст. 1262 ГК РФ регистрация права на программу для ЭВМ или на базу данных носит заявительный характер. При этом сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель. На этом же основании были отклонены ходатайства истца о приобщении к материалам дела свидетельств о государственной регистрации исключительного права истца на программы ЭВМ - подсистемы ЕИИС "Соцстрах", часть из которых к тому же датирована после вынесения судом первой инстанции обжалуемого по делу решения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Ссылки истца на то, что свидетельство о государственной регистрации права истца на программу для ЭВМ является единственным законным доказательством принадлежности исключительного права истцу, судами не были приняты, поскольку в силу п. 1 ст. 1262 ГК РФ регистрация права на программу для ЭВМ или на базу данных носит заявительный характер. При этом сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель. На этом же основании были отклонены ходатайства истца о приобщении к материалам дела свидетельств о государственной регистрации исключительного права истца на программы ЭВМ - подсистемы ЕИИС "Соцстрах", часть из которых к тому же датирована после вынесения судом первой инстанции обжалуемого по делу решения.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил, сочтя, что в отсутствие государственной регистрации права на земельный участок 2 сведения о нем носят временный характер, срок нахождения временных сведений в государственном кадастре недвижимости истек, поэтому есть основания для аннулирования таких сведений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил, сочтя, что в отсутствие государственной регистрации права на земельный участок 2 сведения о нем носят временный характер, срок нахождения временных сведений в государственном кадастре недвижимости истек, поэтому есть основания для аннулирования таких сведений.
Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС индивидуальным предпринимателем - пенсионером (не являющимся работодателем), не имеющим доходов от предпринимательской деятельности.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-15-05/47448)Также обращаем внимание, что регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер и дает ему возможность не только пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, вытекающих из правового статуса индивидуального предпринимателя, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-15-05/47448)Также обращаем внимание, что регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер и дает ему возможность не только пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, вытекающих из правового статуса индивидуального предпринимателя, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Статья: Активное избирательное право: развитие форм реализации
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Задача исследования - оценить принципиальные новации в законодательстве о выборах, проанализировать новый подход в определении целей и характера развития активного избирательного права, глубину и качество его трансформации в контексте соотношения императивного и заявительного порядка регистрации избирателей.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Задача исследования - оценить принципиальные новации в законодательстве о выборах, проанализировать новый подход в определении целей и характера развития активного избирательного права, глубину и качество его трансформации в контексте соотношения императивного и заявительного порядка регистрации избирателей.
Статья: Межведомственное информационное взаимодействие как залог актуальности данных Единого государственного реестра недвижимости
(Батуева Э.Ц.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Исторически осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как и действия по кадастровому учету объектов недвижимости, носило заявительный характер, что не всегда способствовало формированию полной базы по объектам недвижимости, в том числе о вещных правах на них.
(Батуева Э.Ц.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Исторически осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как и действия по кадастровому учету объектов недвижимости, носило заявительный характер, что не всегда способствовало формированию полной базы по объектам недвижимости, в том числе о вещных правах на них.
Статья: Если на момент регистрации ДТ нет документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, то льгота не применяется
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Представленное при таможенном декларировании экспертное заключение в нарушение п. 26 раздела I Правил проведения экспертизы не зарегистрировано на информационном ресурсе Министерства культуры РФ (не имеет регистрационного номера из 16 знаков) и не подписано квалифицированной электронной подписью эксперта. В связи с этим оно не является действительным и не может подтверждать право общества на льготу. При непредставлении документов, подтверждающих заявленные сведения, в частности о применении освобождения от уплаты НДС, заявленные сведения являются неподтвержденными, освобождение от уплаты НДС не предоставляется. Поскольку требование о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей, в том числе НДС, носит заявительный характер, подтверждение заявленных сведений надлежащими документами является обязанностью лица, претендующего на льготу, а не таможенного органа. Экспертное заключение, предъявленное заявителем в подтверждение права на льготу, составлено с нарушением законодательства, исключающим возможность его принятия в качестве надлежащего доказательства права на льготу. Оно правомерно не принято во внимание таможней, а право на льготу признано недоказанным. На момент регистрации спорных деклараций на товары (ДТ) у общества отсутствовал документ, подтверждающий право на законодательно установленное освобождение от уплаты НДС. Оснований для освобождения от уплаты НДС, предусмотренного ст. 150 НК РФ, не имелось.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Представленное при таможенном декларировании экспертное заключение в нарушение п. 26 раздела I Правил проведения экспертизы не зарегистрировано на информационном ресурсе Министерства культуры РФ (не имеет регистрационного номера из 16 знаков) и не подписано квалифицированной электронной подписью эксперта. В связи с этим оно не является действительным и не может подтверждать право общества на льготу. При непредставлении документов, подтверждающих заявленные сведения, в частности о применении освобождения от уплаты НДС, заявленные сведения являются неподтвержденными, освобождение от уплаты НДС не предоставляется. Поскольку требование о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей, в том числе НДС, носит заявительный характер, подтверждение заявленных сведений надлежащими документами является обязанностью лица, претендующего на льготу, а не таможенного органа. Экспертное заключение, предъявленное заявителем в подтверждение права на льготу, составлено с нарушением законодательства, исключающим возможность его принятия в качестве надлежащего доказательства права на льготу. Оно правомерно не принято во внимание таможней, а право на льготу признано недоказанным. На момент регистрации спорных деклараций на товары (ДТ) у общества отсутствовал документ, подтверждающий право на законодательно установленное освобождение от уплаты НДС. Оснований для освобождения от уплаты НДС, предусмотренного ст. 150 НК РФ, не имелось.
Вопрос: Об уплате и окончании уплаты ИП страховых взносов на ОПС и ОМС.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-15-05/2047)Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-15-05/2047)Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)По общему правилу регистрация (внесение в ЕГРЮЛ сведений) носит заявительный характер, и налоговый орган не проводит правовую экспертизу представленных документов и используемых в них терминов <1>, например в отличие от Росреестра. Налоговый орган не вправе требовать представления других документов на регистрацию, помимо установленных законом (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)По общему правилу регистрация (внесение в ЕГРЮЛ сведений) носит заявительный характер, и налоговый орган не проводит правовую экспертизу представленных документов и используемых в них терминов <1>, например в отличие от Росреестра. Налоговый орган не вправе требовать представления других документов на регистрацию, помимо установленных законом (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).
Статья: Об особенностях патентования промышленных образцов за рубежом
(Негуляев Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 9)Несколько иначе рассматриваются международные заявки, содержащие несколько образцов, в Патентном ведомстве Республики Корея. В корейском законодательстве [8] предусмотрены две альтернативные возможности для заявителя: подача заявки с требованием проведения сущностной экспертизы после подачи заявки (ст. 40) и подача множественной заявки для регистрации включенных в нее объектов только на основе формальной экспертизы (ст. 41). В последнем случае, учитывая предварительный характер регистрации, заявитель имеет право позже испрашивать проведение экспертизы в отношении не всех, а только некоторых из заявленных объектов и только в том случае, если у него возникает в этом практическая необходимость (например, внедрение образца, продажа лицензии и т.д.). Однако в отношении международных заявок, в соответствии с поправкой, внесенной в национальное законодательство (ст. 182), применяется ст. 40, предусматривающая проведение экспертизы по существу с уплатой пошлины за каждый образец. Это позволяет ведомству рассматривать каждый образец отдельно, не требуя разделения международной заявки на несколько выделенных заявок.
(Негуляев Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 9)Несколько иначе рассматриваются международные заявки, содержащие несколько образцов, в Патентном ведомстве Республики Корея. В корейском законодательстве [8] предусмотрены две альтернативные возможности для заявителя: подача заявки с требованием проведения сущностной экспертизы после подачи заявки (ст. 40) и подача множественной заявки для регистрации включенных в нее объектов только на основе формальной экспертизы (ст. 41). В последнем случае, учитывая предварительный характер регистрации, заявитель имеет право позже испрашивать проведение экспертизы в отношении не всех, а только некоторых из заявленных объектов и только в том случае, если у него возникает в этом практическая необходимость (например, внедрение образца, продажа лицензии и т.д.). Однако в отношении международных заявок, в соответствии с поправкой, внесенной в национальное законодательство (ст. 182), применяется ст. 40, предусматривающая проведение экспертизы по существу с уплатой пошлины за каждый образец. Это позволяет ведомству рассматривать каждый образец отдельно, не требуя разделения международной заявки на несколько выделенных заявок.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Регистрация в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, носит заявительный, а не правоустанавливающий характер <1>.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Регистрация в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, носит заявительный, а не правоустанавливающий характер <1>.
Статья: Прописка и регистрация (цивилистический аспект)
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В настоящее время вместо прописки введена регистрация граждан по месту жительства, месту пребывания. Считается, что различие прописки и регистрации состоит в том, что прописка осуществлялась в разрешительном порядке, а регистрация носит заявительный характер.
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В настоящее время вместо прописки введена регистрация граждан по месту жительства, месту пребывания. Считается, что различие прописки и регистрации состоит в том, что прописка осуществлялась в разрешительном порядке, а регистрация носит заявительный характер.
Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и являющимся наемным работником.
(Письмо Минфина России от 23.01.2025 N 03-15-05/5387)Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
(Письмо Минфина России от 23.01.2025 N 03-15-05/5387)Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.