Затраты технического заказчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Затраты технического заказчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 53 "Строительный контроль" Градостроительного кодекса РФ"Доводы ответчика о необоснованном включении в состав убытков расходов, понесенных на оплату осуществления строительного контроля за ходом и качеством работ по капитальному ремонту объекта судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку в силу норм действующего законодательства (ст. 748, 749 ГК РФ, ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 48.13330.2019 "СНиП 12.01.-2004. Организация строительства", утв. Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 24.12.2019 N 861/пр) застройщик (технический заказчик) осуществляет контроль полноты строительного контроля, проводимого лицом, осуществляющим строительство. Учитывая изложенное, расходы истца, не обладающего специальными познаниями в области строительства, на оплату строительного контроля находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями/бездействием ответчика и обоснованно включены истцом в состав убытков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О финансировании затрат на осуществление функций технического заказчика муниципальному предприятию, являющемуся одновременно заказчиком строительства объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-14-11/90815)Вопрос: О финансировании затрат на осуществление функций технического заказчика муниципальному предприятию, являющемуся одновременно заказчиком строительства объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-14-11/90815)Вопрос: О финансировании затрат на осуществление функций технического заказчика муниципальному предприятию, являющемуся одновременно заказчиком строительства объектов капитального строительства.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку услуг по проведению строительного контроля в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)НМЦК определяйте на основании утвержденной сметной документации на строительство. Затраты на исполнение функций технического заказчика, в том числе на проведение строительного контроля, как правило, включены в гл. 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 31 Положения о составе разделов проектной документации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87). Нормативы затрат на проведение строительного контроля определены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.
(КонсультантПлюс, 2025)НМЦК определяйте на основании утвержденной сметной документации на строительство. Затраты на исполнение функций технического заказчика, в том числе на проведение строительного контроля, как правило, включены в гл. 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 31 Положения о составе разделов проектной документации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87). Нормативы затрат на проведение строительного контроля определены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется, что если строительство (реконструкция) объекта было приостановлено на срок более 6 месяцев, но решение о его консервации не было принято в порядке, установленном Правилами проведения консервации ОКС, либо в случае перерыва в работах, связанного с передачей объекта другому техническому заказчику, то затраты на проведение работ связанных с приведением такого объекта в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), определяются с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, на основании технической документации, разработанной после выполнения следующих мероприятий:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется, что если строительство (реконструкция) объекта было приостановлено на срок более 6 месяцев, но решение о его консервации не было принято в порядке, установленном Правилами проведения консервации ОКС, либо в случае перерыва в работах, связанного с передачей объекта другому техническому заказчику, то затраты на проведение работ связанных с приведением такого объекта в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), определяются с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, на основании технической документации, разработанной после выполнения следующих мероприятий:
Приказ Минстроя России от 02.06.2020 N 297/пр
(ред. от 15.01.2024)
"Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2020 N 58980)Зарегистрировано в Минюсте России 16 июля 2020 г. N 58980
(ред. от 15.01.2024)
"Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2020 N 58980)Зарегистрировано в Минюсте России 16 июля 2020 г. N 58980
Ситуация: Как определить НМЦК по Закону N 44-ФЗ при закупке работ (услуг) в градостроительной сфере
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Расчет НМЦК для закупки услуг техзаказчика в период выполнения строительных работ осуществляется на основании сметной документации или сметы (сводки) затрат на выполнение функций технического заказчика (если нет проектной документации) (п. 16 Порядка N 841/пр).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Расчет НМЦК для закупки услуг техзаказчика в период выполнения строительных работ осуществляется на основании сметной документации или сметы (сводки) затрат на выполнение функций технического заказчика (если нет проектной документации) (п. 16 Порядка N 841/пр).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также следует упомянуть и о размере выделяемых средств на услуги технического заказчика. Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика принята Приказом Минстроя России от 02.06.2020 N 297/пр и пока не имеет указаний по размеру выделяемых средств, поэтому возникают трудности с их обоснованием и включением в сводный сметный расчет. На государственном заказе в США, согласно § 15.404-4 Положения о федеральных закупках США (Federal Acquisition Regulation - FAR) <1>, размер средств на услуги технического заказчика (Architect/Engineer - A/E), включая проектирование, может составлять от 6 до 15% от предполагаемой стоимости строительства. Проектировщик же часто работает в команде заказчика с почасовой оплатой либо по отдельному договору до конца строительства, на что оставляют 20 - 30% от стоимости проектных работ. Соответственно, проблем с поисками источников финансирования корректировок не возникает.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также следует упомянуть и о размере выделяемых средств на услуги технического заказчика. Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика принята Приказом Минстроя России от 02.06.2020 N 297/пр и пока не имеет указаний по размеру выделяемых средств, поэтому возникают трудности с их обоснованием и включением в сводный сметный расчет. На государственном заказе в США, согласно § 15.404-4 Положения о федеральных закупках США (Federal Acquisition Regulation - FAR) <1>, размер средств на услуги технического заказчика (Architect/Engineer - A/E), включая проектирование, может составлять от 6 до 15% от предполагаемой стоимости строительства. Проектировщик же часто работает в команде заказчика с почасовой оплатой либо по отдельному договору до конца строительства, на что оставляют 20 - 30% от стоимости проектных работ. Соответственно, проблем с поисками источников финансирования корректировок не возникает.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В числе прочих условий в договор с правообладателем существующего линейного объекта включаются условия о форме и сроках возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат правообладателя, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом такого объекта. Порядок определения формы возмещения установлен Постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 N 1010 <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В числе прочих условий в договор с правообладателем существующего линейного объекта включаются условия о форме и сроках возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат правообладателя, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом такого объекта. Порядок определения формы возмещения установлен Постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 N 1010 <1>.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Ответ: В соответствии с частью 13 статьи 52.2 Градостроительного кодекса РФ возмещение застройщиком, техническим заказчиком затрат, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих инженерных сетей, осуществляется в денежной и (или) в натуральных формах.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Ответ: В соответствии с частью 13 статьи 52.2 Градостроительного кодекса РФ возмещение застройщиком, техническим заказчиком затрат, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих инженерных сетей, осуществляется в денежной и (или) в натуральных формах.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10, 11. Правовой формой реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта, а также при необходимости архитектурно-строительного проектирования в целях таких реконструкции или капитального ремонта является договор, заключаемый правообладателем существующего линейного объекта с застройщиком или техническим заказчиком с учетом требований комментируемой статьи. В заключенный в обязательном порядке с правообладателем линейного объекта договор на реконструкцию или капитальный ремонт существующего линейного объекта, а также при необходимости в архитектурно-строительное проектирование в целях таких реконструкции, капитального ремонта включаются в том числе условия о форме и сроках возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, их правообладателям. Согласно ч. 11 комментируемой статьи указанный договор заключается с правообладателем существующего линейного объекта в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством. Такой договор можно рассматривать как разновидность договора подряда.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10, 11. Правовой формой реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта, а также при необходимости архитектурно-строительного проектирования в целях таких реконструкции или капитального ремонта является договор, заключаемый правообладателем существующего линейного объекта с застройщиком или техническим заказчиком с учетом требований комментируемой статьи. В заключенный в обязательном порядке с правообладателем линейного объекта договор на реконструкцию или капитальный ремонт существующего линейного объекта, а также при необходимости в архитектурно-строительное проектирование в целях таких реконструкции, капитального ремонта включаются в том числе условия о форме и сроках возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, их правообладателям. Согласно ч. 11 комментируемой статьи указанный договор заключается с правообладателем существующего линейного объекта в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством. Такой договор можно рассматривать как разновидность договора подряда.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Расширение возможностей по размещению линейных объектов на уже занятых землях (земельных участках) способно самым существенным образом повлиять на правовой режим использования земельного участка и изменить объем прав собственника (иного лица, управомоченного на владение или пользование). Так, К. Гультяев отмечает, что в результате как уже имеющихся, так и новых поправок несколько стирается традиционно понимаемая граница права собственности <30>. В принципе, так может толковаться и содержание ст. 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает при реконструкции, капитальном ремонте линейных сооружений определенное "сдерживание", "ограничение" прав как правообладателя линейных объектов, так и застройщика, технического заказчика. В частности, установлено, что их взаимоотношения в таких случаях помимо позитивного законодательства также регулируются условиями договора (см. п. 10 указанной статьи). При этом состав и содержание технических условий и требований, выдаваемых застройщику или техническому заказчику, перечень видов затрат и другие вопросы определяются не законом, а Правительством Российской Федерации. Существенно, что произведенные в соответствии с техническими условиями перемены (в том числе качественное изменение объектов) сохраняют юридическое значение и при завершении работ.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Расширение возможностей по размещению линейных объектов на уже занятых землях (земельных участках) способно самым существенным образом повлиять на правовой режим использования земельного участка и изменить объем прав собственника (иного лица, управомоченного на владение или пользование). Так, К. Гультяев отмечает, что в результате как уже имеющихся, так и новых поправок несколько стирается традиционно понимаемая граница права собственности <30>. В принципе, так может толковаться и содержание ст. 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает при реконструкции, капитальном ремонте линейных сооружений определенное "сдерживание", "ограничение" прав как правообладателя линейных объектов, так и застройщика, технического заказчика. В частности, установлено, что их взаимоотношения в таких случаях помимо позитивного законодательства также регулируются условиями договора (см. п. 10 указанной статьи). При этом состав и содержание технических условий и требований, выдаваемых застройщику или техническому заказчику, перечень видов затрат и другие вопросы определяются не законом, а Правительством Российской Федерации. Существенно, что произведенные в соответствии с техническими условиями перемены (в том числе качественное изменение объектов) сохраняют юридическое значение и при завершении работ.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Документ, который послужит основанием для принятия строительных расходов застройщиком от техзаказчика, необходимо отразить в договоре и в учетной политике организаций.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Документ, который послужит основанием для принятия строительных расходов застройщиком от техзаказчика, необходимо отразить в договоре и в учетной политике организаций.
Готовое решение: Какой порядок закупки услуг по проведению строительного контроля предусмотрен в рамках Закона N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)НМЦД (цену договора с единственным поставщиком) определяйте с учетом общих особенностей на основании утвержденной сметной документации на строительство. Затраты на исполнение функций технического заказчика, в том числе на проведение строительного контроля, как правило, включены в гл. 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 31 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87).
(КонсультантПлюс, 2025)НМЦД (цену договора с единственным поставщиком) определяйте с учетом общих особенностей на основании утвержденной сметной документации на строительство. Затраты на исполнение функций технического заказчика, в том числе на проведение строительного контроля, как правило, включены в гл. 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 31 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87).