Защита товарного знака в интернете
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита товарного знака в интернете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок защиты прав на товарный знак
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как защитить нарушенное в Интернете право на товарный знак
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как защитить нарушенное в Интернете право на товарный знак
Статья: Защита права на товарный знак в Российской Федерации
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)- процесс защиты прав правообладателя на товарный знак, используемый в Интернете;
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)- процесс защиты прав правообладателя на товарный знак, используемый в Интернете;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 218
(ред. от 29.05.2025)
"О Федеральной службе по интеллектуальной собственности"
(вместе с "Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности")1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг, в том числе в электронной форме с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров.
(ред. от 29.05.2025)
"О Федеральной службе по интеллектуальной собственности"
(вместе с "Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности")1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг, в том числе в электронной форме с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров.
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)10. Действия по размещению хозяйствующим субъектом в сети "Интернет" информации о товарах с неправомерным использованием товарного знака, свидетельствующие о продаже данного товара, являются актом недобросовестной конкуренции и образуют нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, если они отвечают совокупности условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 названного закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)10. Действия по размещению хозяйствующим субъектом в сети "Интернет" информации о товарах с неправомерным использованием товарного знака, свидетельствующие о продаже данного товара, являются актом недобросовестной конкуренции и образуют нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, если они отвечают совокупности условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 названного закона.
Статья: Юридические факты в механизме правового регулирования отношений в киберпространстве
(Куликов С.Б.)
("Юрист", 2025, N 5)- интернет-торговля, игровые платформы, отношения в сфере авторского права и иное создали новый вид правоотношений - киберспоры (споры о защите деловой репутации, доменных именах, незаконном использовании товарного знака в Интернете, о ненадлежащем оказании интернет-услуг, об авторских правах на произведения, выложенные в сети), основывающиеся на электронных доказательствах, что требует разработки процедур их получения, хранения и представления в судах;
(Куликов С.Б.)
("Юрист", 2025, N 5)- интернет-торговля, игровые платформы, отношения в сфере авторского права и иное создали новый вид правоотношений - киберспоры (споры о защите деловой репутации, доменных именах, незаконном использовании товарного знака в Интернете, о ненадлежащем оказании интернет-услуг, об авторских правах на произведения, выложенные в сети), основывающиеся на электронных доказательствах, что требует разработки процедур их получения, хранения и представления в судах;
Вопрос: Об определении места реализации в целях исчисления НДС при приобретении услуг в электронной форме через сеть Интернет у белорусской организации.
(Письмо Минфина России от 15.08.2023 N 03-07-13/1/76544)Вместе с тем следует отметить: подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения их покупателя. К таким услугам относятся в том числе передача, предоставление, уступка патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
(Письмо Минфина России от 15.08.2023 N 03-07-13/1/76544)Вместе с тем следует отметить: подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения их покупателя. К таким услугам относятся в том числе передача, предоставление, уступка патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
Статья: Особенности ответственности информационного посредника за нарушение исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2023, N 5)Использование объектов интеллектуальной собственности в цифровой среде невозможно без участия информационных посредников. Деятельность хостинг-провайдеров, владельцев онлайн-платформ, администраторов социальных сетей, операторов связи и других лиц, оказывающих информационно-технологические услуги, неизбежно сопряжена с масштабным изготовлением и размещением в сети Интернет электронных копий произведений, фонограмм, товарных знаков и иных объектов интеллектуальных прав. Поскольку далеко не во всех случаях такое использование охраняемых объектов осуществляется правомерно, возникает вопрос об имущественной ответственности информационных посредников перед правообладателями.
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2023, N 5)Использование объектов интеллектуальной собственности в цифровой среде невозможно без участия информационных посредников. Деятельность хостинг-провайдеров, владельцев онлайн-платформ, администраторов социальных сетей, операторов связи и других лиц, оказывающих информационно-технологические услуги, неизбежно сопряжена с масштабным изготовлением и размещением в сети Интернет электронных копий произведений, фонограмм, товарных знаков и иных объектов интеллектуальных прав. Поскольку далеко не во всех случаях такое использование охраняемых объектов осуществляется правомерно, возникает вопрос об имущественной ответственности информационных посредников перед правообладателями.
Статья: Обратный захват доменного имени в российской и зарубежной практике
(Геец К.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Таким образом, простое совпадение доменного имени и зарегистрированного товарного знака не будет означать нарушение исключительных прав владельца последнего. Правообладатель товарного знака не обладает монополией на свое обозначение в Интернете - эта монополия ограничена перечнем товаров и услуг, которым предоставлена правовая охрана.
(Геец К.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Таким образом, простое совпадение доменного имени и зарегистрированного товарного знака не будет означать нарушение исключительных прав владельца последнего. Правообладатель товарного знака не обладает монополией на свое обозначение в Интернете - эта монополия ограничена перечнем товаров и услуг, которым предоставлена правовая охрана.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Что касается особенностей реализации принципа территориальности применительно к отдельным объектам промышленной собственности, то в отношении товарных знаков (знаков обслуживания) отметим, что процессы мировой глобализации и широкого распространения интернет-технологий приводят к тому, что правообладатели товарных знаков вынуждены расширять использование своего обозначения в других странах, позаботившись при этом об обеспечении защиты своего обозначения от размывания (т.е. потери товарным знаком различительного свойства), действий третьих лиц, порочащих репутацию правообладателя товарного знака, и от свободного использования. Так же, как и в случае со специальными принципами охраны товарных знаков, действие принципа территориальности порождает такие ситуации, когда различные правообладатели вынуждены отказываться от охраны товарного знака в той или иной стране (т.е. допускать возможность использования товарного знака третьими лицами в других странах) со всеми рисками фактического и вероятного введения в заблуждение и размывания <1>. Эти проблемы лишь частично смягчаются правом приоритета и доктриной общеизвестного товарного знака.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Что касается особенностей реализации принципа территориальности применительно к отдельным объектам промышленной собственности, то в отношении товарных знаков (знаков обслуживания) отметим, что процессы мировой глобализации и широкого распространения интернет-технологий приводят к тому, что правообладатели товарных знаков вынуждены расширять использование своего обозначения в других странах, позаботившись при этом об обеспечении защиты своего обозначения от размывания (т.е. потери товарным знаком различительного свойства), действий третьих лиц, порочащих репутацию правообладателя товарного знака, и от свободного использования. Так же, как и в случае со специальными принципами охраны товарных знаков, действие принципа территориальности порождает такие ситуации, когда различные правообладатели вынуждены отказываться от охраны товарного знака в той или иной стране (т.е. допускать возможность использования товарного знака третьими лицами в других странах) со всеми рисками фактического и вероятного введения в заблуждение и размывания <1>. Эти проблемы лишь частично смягчаются правом приоритета и доктриной общеизвестного товарного знака.
Статья: Правовая защита коммерческих обозначений в фокусе критики
(Волоскова И.Э.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)Другой важной проблемой является определение территории действия исключительного права на коммерческое обозначение. В отличие от товарного знака правовая охрана коммерческого обозначения ограничена территорией фактического использования. Однако определение этой территории зачастую вызывает споры, особенно в условиях развития интернет-торговли и расширения географии деятельности предприятий.
(Волоскова И.Э.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)Другой важной проблемой является определение территории действия исключительного права на коммерческое обозначение. В отличие от товарного знака правовая охрана коммерческого обозначения ограничена территорией фактического использования. Однако определение этой территории зачастую вызывает споры, особенно в условиях развития интернет-торговли и расширения географии деятельности предприятий.
Статья: Государственная политика развития общества через призму цифрового права
(Хогеманн Э.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)Цифровые технологии бросают вызов традиционным представлениям о правах интеллектуальной собственности, требуя инновационных подходов к авторскому праву, патентам и товарным знакам. Цифровое право регулирует создание, распространение и защиту интеллектуальной собственности в цифровой среде, решая такие проблемы, как цифровое пиратство, нарушение прав в Интернете и право собственности на цифровые активы. Правовые основы должны обеспечивать баланс между защитой прав интеллектуальной собственности и продвижением инноваций, творчества и доступа к знаниям в эпоху цифровых технологий.
(Хогеманн Э.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)Цифровые технологии бросают вызов традиционным представлениям о правах интеллектуальной собственности, требуя инновационных подходов к авторскому праву, патентам и товарным знакам. Цифровое право регулирует создание, распространение и защиту интеллектуальной собственности в цифровой среде, решая такие проблемы, как цифровое пиратство, нарушение прав в Интернете и право собственности на цифровые активы. Правовые основы должны обеспечивать баланс между защитой прав интеллектуальной собственности и продвижением инноваций, творчества и доступа к знаниям в эпоху цифровых технологий.
Статья: Использование чужого товарного знака в рекламе: мнение ФАС и судебная практика
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Ответчик намеренно использовал товарный знак исключительно с целью переманивания клиентов правообладателя. В связи с чем было принято решение признать его нарушившим пункт 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции при использовании обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания), принадлежащим другой организации путем их размещения в системе контекстной рекламы "Я.Директ", а также на сайтах в сети Интернет.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Ответчик намеренно использовал товарный знак исключительно с целью переманивания клиентов правообладателя. В связи с чем было принято решение признать его нарушившим пункт 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции при использовании обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания), принадлежащим другой организации путем их размещения в системе контекстной рекламы "Я.Директ", а также на сайтах в сети Интернет.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака ответчиком в подтверждение факта использования товарного знака путем предложения к продаже в сети Интернет товаров и услуг с использованием спорного товарного знака могут представляться доказательства, полученные с использованием сети Интернет.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака ответчиком в подтверждение факта использования товарного знака путем предложения к продаже в сети Интернет товаров и услуг с использованием спорного товарного знака могут представляться доказательства, полученные с использованием сети Интернет.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Описание ситуации: Между Лицензиаром и Лицензиатом заключен с 2017 г. Лицензионный договор, по которому Лицензиар предоставляет Лицензиату на срок действия Договора за вознаграждение неисключительную лицензию на использование Товарных знаков путем применения в рекламе, Интернете, печатных изданиях и т.п. Договор заключен на весь срок действия правовой охраны Товарных знаков. Размер лицензионного вознаграждения составляет 5% от полной суммы денежных средств, включая авансовые платежи, полученные Лицензиатом от реализации работ с использованием Товарных знаков.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Описание ситуации: Между Лицензиаром и Лицензиатом заключен с 2017 г. Лицензионный договор, по которому Лицензиар предоставляет Лицензиату на срок действия Договора за вознаграждение неисключительную лицензию на использование Товарных знаков путем применения в рекламе, Интернете, печатных изданиях и т.п. Договор заключен на весь срок действия правовой охраны Товарных знаков. Размер лицензионного вознаграждения составляет 5% от полной суммы денежных средств, включая авансовые платежи, полученные Лицензиатом от реализации работ с использованием Товарных знаков.