Защита прав иностранных инвесторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав иностранных инвесторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые гарантии прав иностранных инвесторов
(Нугманова А.Н.)
("Администратор суда", 2022, N 3)"Администратор суда", 2022, N 3
(Нугманова А.Н.)
("Администратор суда", 2022, N 3)"Администратор суда", 2022, N 3
Статья: Зонтичная оговорка как инструмент защиты прав иностранного инвестора
(Ашихмин И.М.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 6)"Международное публичное и частное право", 2021, N 6
(Ашихмин И.М.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 6)"Международное публичное и частное право", 2021, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции
(ред. от 08.08.2024)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлены дополнительные гарантии прав иностранных инвесторов (01.07.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлены дополнительные гарантии прав иностранных инвесторов (01.07.2025)
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Весьма важное значение для формирования международного публичного правопорядка в сфере экономических отношений имеют акты, которые, строго говоря, не являются обязательными для применения. Речь идет о Руководящих принципах Всемирного банка, определяющих режим иностранных инвестиций (1992) и проекте Многостороннего договора об инвестициях (переговоры по этому договору ведутся с 1995 года и пока еще не нашли своего нормативного завершения). В силу фундаментальности и авторитетности принципов, которые заложены в эти акты, престиже органов, которые рекомендуют указанные акты к применению, они оказывают фактически регулирующее воздействие на инвестиционные отношения через реализацию в конкретных инвестиционных соглашениях, заключаемых государствами, а также в актах внутреннего законодательства. В данном случае можно говорить о том, что сформулированные принципы инвестирования могут иметь характер наилучшего применения (best practice), вследствие чего и завоевывают особое место в системе последующего правового регулирования внутренними нормативными актами. Констатируя то обстоятельство, что международные принципы, формулируемые в этих актах, имеют рекомендательный характер, юристы тем не менее полагают, что они "создадут базу, исходя из которой в области режима иностранных инвестиций мог бы применяться международно-правовой обычай, разумеется, при условии, что в случае успешного завершения переговоров по многостороннему договору об инвестициях произошло бы вытеснение неконвенционного права конвенционным" <1>. К основным принципам, которые фиксируются указанными актами, относятся принцип справедливого и равного режима иностранных организаций; принцип национального режима иностранных инвестиций; принцип, обязывающий государства не делать различий между иностранными инвесторами вследствие их различной национальной принадлежности; принцип, предоставляющий юридические механизмы защиты прав иностранных инвесторов.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Весьма важное значение для формирования международного публичного правопорядка в сфере экономических отношений имеют акты, которые, строго говоря, не являются обязательными для применения. Речь идет о Руководящих принципах Всемирного банка, определяющих режим иностранных инвестиций (1992) и проекте Многостороннего договора об инвестициях (переговоры по этому договору ведутся с 1995 года и пока еще не нашли своего нормативного завершения). В силу фундаментальности и авторитетности принципов, которые заложены в эти акты, престиже органов, которые рекомендуют указанные акты к применению, они оказывают фактически регулирующее воздействие на инвестиционные отношения через реализацию в конкретных инвестиционных соглашениях, заключаемых государствами, а также в актах внутреннего законодательства. В данном случае можно говорить о том, что сформулированные принципы инвестирования могут иметь характер наилучшего применения (best practice), вследствие чего и завоевывают особое место в системе последующего правового регулирования внутренними нормативными актами. Констатируя то обстоятельство, что международные принципы, формулируемые в этих актах, имеют рекомендательный характер, юристы тем не менее полагают, что они "создадут базу, исходя из которой в области режима иностранных инвестиций мог бы применяться международно-правовой обычай, разумеется, при условии, что в случае успешного завершения переговоров по многостороннему договору об инвестициях произошло бы вытеснение неконвенционного права конвенционным" <1>. К основным принципам, которые фиксируются указанными актами, относятся принцип справедливого и равного режима иностранных организаций; принцип национального режима иностранных инвестиций; принцип, обязывающий государства не делать различий между иностранными инвесторами вследствие их различной национальной принадлежности; принцип, предоставляющий юридические механизмы защиты прав иностранных инвесторов.
Статья: Регионализация как тенденция развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов
(Матвеев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)"Международное публичное и частное право", 2022, N 3
(Матвеев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)"Международное публичное и частное право", 2022, N 3
Статья: К вопросу о защите прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности с использованием инвестиционных платформ
(Галишин Р.Р.)
("Современное право", 2025, N 2)1. Губин Е.П. Защита прав иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации / Е.П. Губин // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 1.
(Галишин Р.Р.)
("Современное право", 2025, N 2)1. Губин Е.П. Защита прав иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации / Е.П. Губин // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 1.
Статья: Последующая практика применения международных договоров как средство их толкования
(Берг Л.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)<3> Матвеев В.В. Тенденции развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов в контексте целей устойчивого развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 127 - 136.
(Берг Л.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)<3> Матвеев В.В. Тенденции развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов в контексте целей устойчивого развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 127 - 136.
Статья: Применение теста Салини при определении инвестиций в практике международного центра по урегулированию инвестиционных споров
(Терешкова В.В., Гадалов Г.А.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 3)Определение наличия предметной юрисдикции имеет практическое значение для всего процесса рассмотрения спора в МЦУИС, который был создан с целью защиты прав иностранных инвесторов. Предметная юрисдикция МЦУИС обусловлена наличием "инвестиции". Определение наличия инвестиции в каждом конкретном споре относится к исключительной компетенции самого арбитража, поскольку понятие "инвестиции" в тексте Вашингтонской конвенции не раскрывается. Авторы оценивают основные признаки деятельности, признаваемой в качестве инвестиционной, используемые арбитрами при проведении квалификации тех или иных транзакций на предмет их соответствия требованиям статьи 25 Вашингтонской конвенции, уделяя внимание методологии и практике применения этих критериев. Авторы отмечают, что в каждом из критериев арбитры выделяют свою собственную структуру. В статье использованы общенаучные и специальные методы исследования, такие как анализ, синтез и сравнительный анализ. Авторы детально анализируют вопросы предметной юрисдикции в решениях МЦУИС, начиная анализ с дела Fedex, где впервые отмечена необходимость использования объективных критериев при определении юрисдикции МЦУИС без толкования этих критериев, и дела Salini, где арбитры раскрыли содержание этих критериев, а также последующие решения, иллюстрирующие разные подходы арбитров к толкованию теста Салини. Авторы приходят к выводу о том, что используемые в современной арбитражной практике критерии, выработанные в деле Салини, хотя и не обладают нормативными свойствами, их наличие позволяет объективно разграничивать защищаемые на уровне международных договоров инвестиции и обычные коммерческие транзакции. Тест Салини предоставляет потенциальным инвесторам возможность оценить риски еще до начала инвестиционной активности на территории иностранного государства, а также защитить стороны инвестиционного правоотношения от злоупотребления.
(Терешкова В.В., Гадалов Г.А.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 3)Определение наличия предметной юрисдикции имеет практическое значение для всего процесса рассмотрения спора в МЦУИС, который был создан с целью защиты прав иностранных инвесторов. Предметная юрисдикция МЦУИС обусловлена наличием "инвестиции". Определение наличия инвестиции в каждом конкретном споре относится к исключительной компетенции самого арбитража, поскольку понятие "инвестиции" в тексте Вашингтонской конвенции не раскрывается. Авторы оценивают основные признаки деятельности, признаваемой в качестве инвестиционной, используемые арбитрами при проведении квалификации тех или иных транзакций на предмет их соответствия требованиям статьи 25 Вашингтонской конвенции, уделяя внимание методологии и практике применения этих критериев. Авторы отмечают, что в каждом из критериев арбитры выделяют свою собственную структуру. В статье использованы общенаучные и специальные методы исследования, такие как анализ, синтез и сравнительный анализ. Авторы детально анализируют вопросы предметной юрисдикции в решениях МЦУИС, начиная анализ с дела Fedex, где впервые отмечена необходимость использования объективных критериев при определении юрисдикции МЦУИС без толкования этих критериев, и дела Salini, где арбитры раскрыли содержание этих критериев, а также последующие решения, иллюстрирующие разные подходы арбитров к толкованию теста Салини. Авторы приходят к выводу о том, что используемые в современной арбитражной практике критерии, выработанные в деле Салини, хотя и не обладают нормативными свойствами, их наличие позволяет объективно разграничивать защищаемые на уровне международных договоров инвестиции и обычные коммерческие транзакции. Тест Салини предоставляет потенциальным инвесторам возможность оценить риски еще до начала инвестиционной активности на территории иностранного государства, а также защитить стороны инвестиционного правоотношения от злоупотребления.
Статья: Роль международно-правового регулирования противодействия коррупции в достижении целей устойчивого развития
(Матвеев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)<4> Матвеев В.В. Тенденции развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов в контексте целей устойчивого развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 127 - 136. DOI: 10.12737/jflcl.2022.017; Матвеев В.В. Регионализация как тенденция развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов // Международное публичное и частное право. 2022. N 3. С. 17 - 20. DOI: 10.18572/1812-3910-2022-3-17-20. EDN QGRFQL.
(Матвеев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)<4> Матвеев В.В. Тенденции развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов в контексте целей устойчивого развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 127 - 136. DOI: 10.12737/jflcl.2022.017; Матвеев В.В. Регионализация как тенденция развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов // Международное публичное и частное право. 2022. N 3. С. 17 - 20. DOI: 10.18572/1812-3910-2022-3-17-20. EDN QGRFQL.
Статья: Современная политика по противодействию коррупции за рубежом
(Баргаринов А.Р., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)<13> Матвеев В.В. Тенденции развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов в контексте целей устойчивого развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 127 - 136.
(Баргаринов А.Р., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)<13> Матвеев В.В. Тенденции развития международно-правовых механизмов защиты прав иностранных инвесторов в контексте целей устойчивого развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 127 - 136.
Статья: Правовое регулирование иностранных инвестиций в российскую рыбодобывающую отрасль: состояние и перспективы
(Сайдашева М.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)На наш взгляд, указанное положение Закона о сроках приведения доли иностранного инвестора в соответствие с новыми правилами необходимо при внесении любых подобных изменений в регулирование иностранных инвестиций, так как позволяет избежать различного понимания по вопросу о возможном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании превышения иностранным инвестором законодательно установленного порога размера его участия в уставном капитале рыбодобывающей компании. Кроме того, это необходимо для соблюдения гарантий прав иностранного инвестора в части стабилизационной оговорки, следование которой рассматривается в науке как одна из составляющих благоприятного инвестиционного климата.
(Сайдашева М.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)На наш взгляд, указанное положение Закона о сроках приведения доли иностранного инвестора в соответствие с новыми правилами необходимо при внесении любых подобных изменений в регулирование иностранных инвестиций, так как позволяет избежать различного понимания по вопросу о возможном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании превышения иностранным инвестором законодательно установленного порога размера его участия в уставном капитале рыбодобывающей компании. Кроме того, это необходимо для соблюдения гарантий прав иностранного инвестора в части стабилизационной оговорки, следование которой рассматривается в науке как одна из составляющих благоприятного инвестиционного климата.
Статья: Взаимодействие национально-правового и международно-правового регулирования правовых гарантий иностранных инвесторов
(Юлов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)В пункте 8 ст. 10 Закона N 69-ФЗ содержатся положения о перечне условий, которые должны включаться в соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Представляется, что соответствующие условия о правовых гарантиях иностранного инвестора, содержащиеся в двустороннем соглашении о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - ДСПВЗК), могли бы быть включены в соглашение о защите и поощрении капиталовложений, предусмотренное в подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 69-ФЗ; это будет способствовать трансформации публично-правовых гарантий прав иностранного инвестора, содержащихся в ДСПВЗК, в частноправовые путем закрепления соответствующих правовых гарантий в соглашении о защите и поощрении капиталовложений, заключаемом между государством - реципиентом иностранного капитала и иностранным инвестором, а также являющемся гражданско-правовым договором. Одновременно в данном процессе происходила бы трансформация международно-правового обязательства в частноправовое.
(Юлов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)В пункте 8 ст. 10 Закона N 69-ФЗ содержатся положения о перечне условий, которые должны включаться в соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Представляется, что соответствующие условия о правовых гарантиях иностранного инвестора, содержащиеся в двустороннем соглашении о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - ДСПВЗК), могли бы быть включены в соглашение о защите и поощрении капиталовложений, предусмотренное в подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 69-ФЗ; это будет способствовать трансформации публично-правовых гарантий прав иностранного инвестора, содержащихся в ДСПВЗК, в частноправовые путем закрепления соответствующих правовых гарантий в соглашении о защите и поощрении капиталовложений, заключаемом между государством - реципиентом иностранного капитала и иностранным инвестором, а также являющемся гражданско-правовым договором. Одновременно в данном процессе происходила бы трансформация международно-правового обязательства в частноправовое.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Обращение к международному праву как основному источнику в сфере защиты прав иностранного инвестора не является новым. Первые инвестиционные споры возникли как межгосударственные. Они разрешались с помощью международно-правовых способов защиты в международном суде, хотя речь шла о частноправовых интересах предпринимателей, в защиту которых выступали государства - участники спора <1>. Международный суд, разрешая межгосударственные споры по вопросу защиты вещных прав предпринимателей одного государства, осуществляющих свою деятельность на территории другого государства, где эти права были нарушены, ссылался на общие принципы международного права. Эти принципы были сформулированы на основе анализа конкретных ситуаций в принимаемых международным судом решениях при рассмотрении межгосударственных конфликтов еще в начале XX в. <2>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Обращение к международному праву как основному источнику в сфере защиты прав иностранного инвестора не является новым. Первые инвестиционные споры возникли как межгосударственные. Они разрешались с помощью международно-правовых способов защиты в международном суде, хотя речь шла о частноправовых интересах предпринимателей, в защиту которых выступали государства - участники спора <1>. Международный суд, разрешая межгосударственные споры по вопросу защиты вещных прав предпринимателей одного государства, осуществляющих свою деятельность на территории другого государства, где эти права были нарушены, ссылался на общие принципы международного права. Эти принципы были сформулированы на основе анализа конкретных ситуаций в принимаемых международным судом решениях при рассмотрении межгосударственных конфликтов еще в начале XX в. <2>.