Защита детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Истец или член его семьи хочет обязать Уполномоченный орган восстановить его на жилищном учете
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Истца или члена его семьи, он и иные проживающие с ним лица имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с характером их трудовых отношений, нахождением на государственной службе или обучении, получением социальных услуг, капитальным ремонтом или утратой единственного жилого помещения, признанием беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, нуждающимися в особой социальной защите (сиротами, оставшимися без попечения родителей, и т.п.). Истец и члены его семьи были поставлены на жилищный учет по указанному основанию. Однако Уполномоченным органом принято решение о снятии Истца и иных проживающих с ним лиц с жилищного учета.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Истца или члена его семьи, он и иные проживающие с ним лица имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с характером их трудовых отношений, нахождением на государственной службе или обучении, получением социальных услуг, капитальным ремонтом или утратой единственного жилого помещения, признанием беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, нуждающимися в особой социальной защите (сиротами, оставшимися без попечения родителей, и т.п.). Истец и члены его семьи были поставлены на жилищный учет по указанному основанию. Однако Уполномоченным органом принято решение о снятии Истца и иных проживающих с ним лиц с жилищного учета.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Гражданин или его законный представитель хочет обязать Уполномоченный орган поставить Гражданина на жилищный учет
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Гражданина или его законного представителя, Гражданин и иные проживающие с ним лица имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с характером их трудовых отношений, нахождением на государственной службе или обучении, получением социальных услуг, капитальным ремонтом или утратой единственного жилого помещения, признанием беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, нуждающимися в особой социальной защите (сиротами, оставшимися без попечения родителей, и т.п.). Гражданин или его законный представитель обратился в Уполномоченный орган с заявлением о постановке на жилищный учет по указанному основанию. Однако Уполномоченным органом отказано в постановке Гражданина и иных проживающих с ним лиц на жилищный учет. Гражданин или его законный представитель считает данный отказ необоснованным.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Гражданина или его законного представителя, Гражданин и иные проживающие с ним лица имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с характером их трудовых отношений, нахождением на государственной службе или обучении, получением социальных услуг, капитальным ремонтом или утратой единственного жилого помещения, признанием беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, нуждающимися в особой социальной защите (сиротами, оставшимися без попечения родителей, и т.п.). Гражданин или его законный представитель обратился в Уполномоченный орган с заявлением о постановке на жилищный учет по указанному основанию. Однако Уполномоченным органом отказано в постановке Гражданина и иных проживающих с ним лиц на жилищный учет. Гражданин или его законный представитель считает данный отказ необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приказ Росстата от 16.09.2024 N 410
(ред. от 15.10.2024)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ОД "Сведения об организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и указаний по ее заполнению"3. Защита прав детей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек, единица
(ред. от 15.10.2024)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ОД "Сведения об организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и указаний по ее заполнению"3. Защита прав детей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек, единица
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В контексте научного исследования правовой проблематики социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что данная категория граждан, а также лица, определяемые ст. 20 Конвенции о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.) как "молодые люди, временно или постоянно лишенные семейного окружения", характеризуются повышенной социальной уязвимостью. В связи с этим государство реализует комплекс мер, направленных на компенсацию неблагоприятных жизненных обстоятельств и содействие их успешной социальной интеграции. Среди ключевых социальных гарантий и льгот, предоставляемых лицам данной категории, выделяются: право на устройство в семью, способствующее созданию благоприятных условий для развития и социализации; преимущественное право при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения, обеспечивающее доступ к качественному образованию и повышение конкурентоспособности на рынке труда; предоставление бесплатной медицинской помощи, гарантирующее охрану здоровья и доступ к необходимым медицинским услугам; а также содействие в трудоустройстве, направленное на обеспечение экономической самостоятельности и профессиональной реализации <1>. Данный комплекс мер призван создать условия для преодоления социального неравенства и обеспечения равных возможностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных сферах жизни общества.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В контексте научного исследования правовой проблематики социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что данная категория граждан, а также лица, определяемые ст. 20 Конвенции о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.) как "молодые люди, временно или постоянно лишенные семейного окружения", характеризуются повышенной социальной уязвимостью. В связи с этим государство реализует комплекс мер, направленных на компенсацию неблагоприятных жизненных обстоятельств и содействие их успешной социальной интеграции. Среди ключевых социальных гарантий и льгот, предоставляемых лицам данной категории, выделяются: право на устройство в семью, способствующее созданию благоприятных условий для развития и социализации; преимущественное право при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения, обеспечивающее доступ к качественному образованию и повышение конкурентоспособности на рынке труда; предоставление бесплатной медицинской помощи, гарантирующее охрану здоровья и доступ к необходимым медицинским услугам; а также содействие в трудоустройстве, направленное на обеспечение экономической самостоятельности и профессиональной реализации <1>. Данный комплекс мер призван создать условия для преодоления социального неравенства и обеспечения равных возможностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных сферах жизни общества.
Ситуация: Как стать опекуном или попечителем ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для содержания, воспитания и образования, а также для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ними может быть установлена опека или попечительство (ст. 31 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для содержания, воспитания и образования, а также для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ними может быть установлена опека или попечительство (ст. 31 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; будет относиться к медицинской организации, если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации, оказывающей социальные услуги, если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; будет относиться к медицинской организации, если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации, оказывающей социальные услуги, если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)"Семейное и жилищное право", 2025, N 2
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)"Семейное и жилищное право", 2025, N 2
Ситуация: Какие ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц действуют в Московской области?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет включительно, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей одиноких родителей, получающих пенсию на детей по случаю потери кормильца (в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности) (п. п. 3, 4 Решения Совета депутатов Ленинского городского округа МО от 21.10.2020 N 16/5).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет включительно, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей одиноких родителей, получающих пенсию на детей по случаю потери кормильца (в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности) (п. п. 3, 4 Решения Совета депутатов Ленинского городского округа МО от 21.10.2020 N 16/5).
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
Ситуация: Что делать в случае отчисления ребенка из школы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об отчислении обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не освоившего уровень основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства (ч. 9 ст. 43 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об отчислении обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не освоившего уровень основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства (ч. 9 ст. 43 Закона N 273-ФЗ).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. N 258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 2.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. N 258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 2.