Запрос по операциям на счетах физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос по операциям на счетах физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 845 ГК РФБанк не может устанавливать комиссии за перевод денег на счета физлиц многократно выше комиссий за перечисление средств в пользу юрлиц, в том числе когда реализует свое право в одностороннем порядке изменить комиссионное вознаграждение >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязана ли ИФНС сообщить кредитору о движении денежных средств по счетам должника
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 7)В силу ст. 86 НК РФ банк формально проверяет запрос налогового органа на наличие информации о проведении проверки в отношении лица, имеющего расчетный счет в банке. Согласно п. 3 ст. 86 НК РФ запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. При этом направить запрос о предоставлении выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, операциям по их вкладам (депозитам) налоговый орган вправе только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ). Формы запросов о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) и операциям по вкладам (депозитам) утверждены Приказом ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 7)В силу ст. 86 НК РФ банк формально проверяет запрос налогового органа на наличие информации о проведении проверки в отношении лица, имеющего расчетный счет в банке. Согласно п. 3 ст. 86 НК РФ запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. При этом направить запрос о предоставлении выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, операциям по их вкладам (депозитам) налоговый орган вправе только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ). Формы запросов о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) и операциям по вкладам (депозитам) утверждены Приказом ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
Статья: Противодействие легализации преступных доходов: правовые средства прокурора и правоприменительная практика
(Бызова М.В., Калашников В.С.)
("Законность", 2023, N 7)Возвращаясь к правовым средствам прокурора, заметим, что в настоящее время в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" закреплено право прокуроров запрашивать справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц исключительно в случае проведения проверки в сфере противодействия коррупции, т.е. проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях. Это право ранее отдельными исследователями оценивалось как недопустимое, попирающее охраняемую законом банковскую тайну <6>.
(Бызова М.В., Калашников В.С.)
("Законность", 2023, N 7)Возвращаясь к правовым средствам прокурора, заметим, что в настоящее время в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" закреплено право прокуроров запрашивать справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц исключительно в случае проведения проверки в сфере противодействия коррупции, т.е. проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях. Это право ранее отдельными исследователями оценивалось как недопустимое, попирающее охраняемую законом банковскую тайну <6>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Речь идет об информации о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе) и о сведениях об операциях по переводу электронных денежных средств.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Речь идет об информации о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе) и о сведениях об операциях по переводу электронных денежных средств.
Статья: Криптовалютные счета как предмет автоматического обмена информацией по налоговым вопросам
(Агеев С.С.)
("Банковское право", 2021, N 6)Так, банки будут обязаны предоставлять ФНС России выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся ИП, справки о переводах электронных денежных средств, если поступит соответствующий запрос. Такой запрос будет иметь место при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, и при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России в случаях, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты.
(Агеев С.С.)
("Банковское право", 2021, N 6)Так, банки будут обязаны предоставлять ФНС России выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся ИП, справки о переводах электронных денежных средств, если поступит соответствующий запрос. Такой запрос будет иметь место при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, и при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России в случаях, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты.
Вопрос: Каков срок проверки налоговым органом отчета о движении средств резидента по счету (вкладу), открытому за пределами РФ, и о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа?
(Консультация эксперта, 2024)В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со ст. 23 Закона N 173-ФЗ в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 (далее - Правила N 98), которыми предусмотрено, что обязательный срок для представления документов не может составлять менее 7 рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 8 Правил N 1365, п. п. 2, 6 Правил N 98).
(Консультация эксперта, 2024)В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со ст. 23 Закона N 173-ФЗ в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 (далее - Правила N 98), которыми предусмотрено, что обязательный срок для представления документов не может составлять менее 7 рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 8 Правил N 1365, п. п. 2, 6 Правил N 98).
Вопрос: По постановлению судьи таможенным органом проводятся оперативно-разыскные мероприятия - наведение справок в банке для получения справок по операциям и счетам юридических лиц. В установленный срок запрошенные документы банк не представил. Предусмотрена ли административная ответственность за данное правонарушение?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией в срок, установленный ст. 9 Закона N 144-ФЗ, на основании судебного решения должностным лицам уполномоченных органов, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в установленном порядке, при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией в срок, установленный ст. 9 Закона N 144-ФЗ, на основании судебного решения должностным лицам уполномоченных органов, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в установленном порядке, при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц - руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, Председателю Центрального банка, высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), руководителям Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц руководителям государственных корпораций, публично-правовых компаний при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ, в случае проведения в соответствии с законодательством о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц - руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, Председателю Центрального банка, высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), руководителям Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц руководителям государственных корпораций, публично-правовых компаний при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ, в случае проведения в соответствии с законодательством о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Статья: Банковская тайна в уголовном судопроизводстве: коллизии толкования и правоприменения
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)До принятия подобных новелл считаем недопустимым использовать в доказывании любые сведения о счетах физических лиц и операциям по ним, полученные во внесудебном порядке, в том числе и по запросу, согласованному с руководителем следственного органа, поскольку данный порядок противоречит Конституции РФ. Режим банковской тайны в уголовном судопроизводстве должен быть единым. Применительно к банковской тайне организации следует также закрепить единый подход к ее ограничению. Представляется, что в данном случае также возможен только судебный порядок получения рассматриваемой информации. В связи с указанными обстоятельствами должностным лицам органов предварительного следствия предлагается во всех случаях обращаться в суд за получением согласия о получении сведений, составляющих банковскую тайну.
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)До принятия подобных новелл считаем недопустимым использовать в доказывании любые сведения о счетах физических лиц и операциям по ним, полученные во внесудебном порядке, в том числе и по запросу, согласованному с руководителем следственного органа, поскольку данный порядок противоречит Конституции РФ. Режим банковской тайны в уголовном судопроизводстве должен быть единым. Применительно к банковской тайне организации следует также закрепить единый подход к ее ограничению. Представляется, что в данном случае также возможен только судебный порядок получения рассматриваемой информации. В связи с указанными обстоятельствами должностным лицам органов предварительного следствия предлагается во всех случаях обращаться в суд за получением согласия о получении сведений, составляющих банковскую тайну.
Готовое решение: Какую информацию и в каком порядке запрашивает инспекция у банка в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)по нему вынесено решение о взыскании задолженности, приостановлении операций по счетам или переводов электронных денежных средств либо об отмене их приостановления.
(КонсультантПлюс, 2025)по нему вынесено решение о взыскании задолженности, приостановлении операций по счетам или переводов электронных денежных средств либо об отмене их приостановления.
Статья: Тест: хорошо ли вы ориентируетесь в уплате "личного" НДФЛ
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 22)По умолчанию сведения об операциях физлиц банки налоговикам не передают. Запросить у банка выписку по счету физлица инспекторы могут только в ходе налоговой проверки. Или если требуют у банка документы, информацию о деятельности компании (ИП), которую сейчас проверяют. Причем такие запросы в банк делаются с разрешения руководства вышестоящего налогового органа <4>. Кстати, даже если заем беспроцентный, у заемщика облагаемый НДФЛ доход не возникает. Ведь понятие материальной выгоды распространяется только на займы, полученные от организаций и ИП <5>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 22)По умолчанию сведения об операциях физлиц банки налоговикам не передают. Запросить у банка выписку по счету физлица инспекторы могут только в ходе налоговой проверки. Или если требуют у банка документы, информацию о деятельности компании (ИП), которую сейчас проверяют. Причем такие запросы в банк делаются с разрешения руководства вышестоящего налогового органа <4>. Кстати, даже если заем беспроцентный, у заемщика облагаемый НДФЛ доход не возникает. Ведь понятие материальной выгоды распространяется только на займы, полученные от организаций и ИП <5>.
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)В рамках данной обязанности: банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; банки обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и прочие сведения; банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной по мотивированному запросу налогового органа;
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)В рамках данной обязанности: банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; банки обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и прочие сведения; банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной по мотивированному запросу налогового органа;
Статья: Контроль за соответствием расходов государственных служащих их доходам: вопросы совершенствования законодательного механизма и практики применения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)Также Федеральным законом от 6 марта 2022 г. N 44-ФЗ в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" внесены изменения, обязывающие кредитные организации выдавать прокурорам справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц при проведении проверок, предусмотренных ст. 8.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", также введенной Федеральным законом N 44-ФЗ.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)Также Федеральным законом от 6 марта 2022 г. N 44-ФЗ в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" внесены изменения, обязывающие кредитные организации выдавать прокурорам справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц при проведении проверок, предусмотренных ст. 8.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", также введенной Федеральным законом N 44-ФЗ.
Путеводитель по судебной практике. Банковский счетВ соответствии с ч. 5 ст. 26 от 02.12.1990 N 395-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Председатель Центрального банка РФ вправе запросить в кредитной организации справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц в случае проведения в их отношении проверки в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" в части сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.