Запрос налогового органа о бенефициарах
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос налогового органа о бенефициарах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)Ответить на запрос налогового органа о бенефициарных владельцах нужно в течение семи рабочих дней со дня его получения. Сведения о бенефициарах (документально подтвержденная информация о бенефициарах либо принятых мерах по установлению сведений о них) предоставляются по состоянию на дату, указанную в запросе. В таком же порядке следует отвечать на запрос Росфинмониторинга, Минюста России (их территориальных органов) (п. п. 2, 4 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)Ответить на запрос налогового органа о бенефициарных владельцах нужно в течение семи рабочих дней со дня его получения. Сведения о бенефициарах (документально подтвержденная информация о бенефициарах либо принятых мерах по установлению сведений о них) предоставляются по состоянию на дату, указанную в запросе. В таком же порядке следует отвечать на запрос Росфинмониторинга, Минюста России (их территориальных органов) (п. п. 2, 4 Правил).
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Практика рассмотрения нижестоящими судами таких дел также заслуживает внимания. Одним из интересных споров в отношении признания лиц взаимосвязанными и заключения между ними контролируемой сделки является дело N А40-241026/2018 <4>, рассмотренное в Арбитражном суде г. Москвы. Налогоплательщик не признавал себя взаимосвязанным с организацией, с которой была заключена контролируемая сделка. На запросы налоговых органов предоставить данные о бенефициарных собственниках налогоплательщик предоставлял формальные ответы без необходимой информации. Налоговым органом была изучена информация из открытых и общедоступных источников, проанализирована информация, поступившая из другой страны по запросу налогового органа, и определен фактический бенефициарный владелец организаций. Интересной особенностью являлся не только анализ цепочки корпоративной структуры и определения косвенного участия, но и поиск публикаций статей бенефициарного собственника в средствах массовой информации. По результатам исследования доказательств, позиции сторон судом установлена взаимосвязанность между организациями на основании, в частности, таких обстоятельств, как наличие единого бенефициарного собственника у организаций, предоставление кредитных линий одним банком.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Практика рассмотрения нижестоящими судами таких дел также заслуживает внимания. Одним из интересных споров в отношении признания лиц взаимосвязанными и заключения между ними контролируемой сделки является дело N А40-241026/2018 <4>, рассмотренное в Арбитражном суде г. Москвы. Налогоплательщик не признавал себя взаимосвязанным с организацией, с которой была заключена контролируемая сделка. На запросы налоговых органов предоставить данные о бенефициарных собственниках налогоплательщик предоставлял формальные ответы без необходимой информации. Налоговым органом была изучена информация из открытых и общедоступных источников, проанализирована информация, поступившая из другой страны по запросу налогового органа, и определен фактический бенефициарный владелец организаций. Интересной особенностью являлся не только анализ цепочки корпоративной структуры и определения косвенного участия, но и поиск публикаций статей бенефициарного собственника в средствах массовой информации. По результатам исследования доказательств, позиции сторон судом установлена взаимосвязанность между организациями на основании, в частности, таких обстоятельств, как наличие единого бенефициарного собственника у организаций, предоставление кредитных линий одним банком.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- срок представления информации и (или) документов по запросу налоговых органов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- срок представления информации и (или) документов по запросу налоговых органов
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -
(ред. от 04.11.2025)Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Так, при проведении налогового мониторинга налоговые органы вправе запрашивать в банках документы, перечисленные в п. 2 ст. 86 НК РФ (справки о наличии счетов, вкладов, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, их счетам цифрового рубля и т.д.). Также документы могут быть запрошены в отношении контрагентов налогоплательщиков.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Так, при проведении налогового мониторинга налоговые органы вправе запрашивать в банках документы, перечисленные в п. 2 ст. 86 НК РФ (справки о наличии счетов, вкладов, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, их счетам цифрового рубля и т.д.). Также документы могут быть запрошены в отношении контрагентов налогоплательщиков.
Статья: Как налоговики раскрывают схемы уклонения от налогообложения
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 3)2) поиск информации о конечных получателях доходов и лицах, фактически руководящих деятельностью должника, в информационных ресурсах налоговых органов, а также внешних источниках информации (СМИ, соцсетях), чтобы обнаружить сведения, характеризующие их статус в качестве бенефициаров;
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 3)2) поиск информации о конечных получателях доходов и лицах, фактически руководящих деятельностью должника, в информационных ресурсах налоговых органов, а также внешних источниках информации (СМИ, соцсетях), чтобы обнаружить сведения, характеризующие их статус в качестве бенефициаров;
Статья: Стандарты доказывания и осмотрительности в работе налоговых органов и деятельности предпринимателей (тенденции)
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)- поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)- поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;
Статья: Внесены изменения в некоторые процедуры налогового контроля, в том числе в порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вне рамок налоговых проверок инспекция может запросить у банка, в частности (п. 2.1 ст. 86 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вне рамок налоговых проверок инспекция может запросить у банка, в частности (п. 2.1 ст. 86 НК РФ):
Статья: Обзор успешных практик уклонения от налогообложения от ФНС
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)- ищет информацию в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе СМИ и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)- ищет информацию в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе СМИ и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Дополнительной возможностью по контролю за цепочками поставок товаров послужил запуск с июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в розничном звене, а также расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля/надзора (в том числе предоставление права запрашивать у кредитных учреждений копии ряда документов: доверенностей на распоряжение денежными средствами, договора на открытие счета и заявления на его закрытие и другие).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Дополнительной возможностью по контролю за цепочками поставок товаров послужил запуск с июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в розничном звене, а также расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля/надзора (в том числе предоставление права запрашивать у кредитных учреждений копии ряда документов: доверенностей на распоряжение денежными средствами, договора на открытие счета и заявления на его закрытие и другие).