Запрос банка 115-фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос банка 115-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма""Закон N 115-ФЗ не устанавливает обязанность банка запрашивать у клиента дополнительные документы для анализа его операций на предмет сомнительности и подозрительности. Совершение таких действий является правом банка в рамках проведения мероприятий внутреннего контроля (пункт 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ)."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 4 "Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма""Так, 30.04.2021 банк запросил у ООО "Вектор" документы, необходимые для исполнения требований Закона N 115-ФЗ, и одновременно уведомил, что в случае непредставления документов банком будет реализовано право на ограничение использования системы ДБО в части приема распоряжений о совершении операции, пояснив, что запрос банка клиенту о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Законом N 115-ФЗ, является мерой по Закону N 115-ФЗ (статья 4 Закона N 115-ФЗ)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Сделки с недвижимостью: проблема выбора безопасного способа расчетов
(Глеба О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)
Из особенностей проведения сделок с использованием аккредитива стоит заметить, что зачисление денежных средств на счет продавца может занимать до 5 рабочих дней, что может заставить некоторых продавцов опасаться данного способа взаиморасчетов, так как нужно ждать. Также надо отметить, что документы, необходимые для раскрытия аккредитива, нужно предоставить в банк на бумажном носителе продавцу лично либо через доверенное лицо по нотариально удостоверенной доверенности. При желании снять со счета наличные средства продавец должен быть готов предоставить по запросу банка в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" документ, подтверждающий происхождение денежных средств, - договор купли-продажи недвижимости.
Вопрос: В организацию поступил запрос от банка о предоставлении информации о расчетных счетах, открытых в других кредитных организациях, со ссылкой на исполнение обязанностей по финансовому мониторингу. Правомерны ли требования банка и может ли организация отказаться представлять эти сведения?
(Консультация эксперта, 2023)
Клиенты обязаны предоставлять банку информацию в соответствии с предоставленными ему полномочиями (п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). При этом немотивированный отказ в представлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством РФ, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции отнесены к одному из признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (п. 1.1 Приложения 2 к Приложению к Письму Банка России N 99-Т). При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также если в результате анализа представленных клиентом документов и информации у кредитной организации возникают подозрения, что клиент совершает операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям рекомендуется принимать решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ; Методические рекомендации).

Нормативные акты

Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2024)
в) простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в случае, если использование соответствующей электронной подписи предусмотрено соглашением между субъектом кредитной истории (индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом), находящимся на обслуживании в кредитной организации, и этой кредитной организацией, через которую указанный субъект кредитной истории обращается за получением кредитного отчета и которая заключила договор об оказании информационных услуг с бюро кредитных историй, в которое направляется запрос, после проведения этой кредитной организацией идентификации такого субъекта кредитной истории при приеме его на обслуживание в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, сославшись на то, что банк имел право взимать комиссию в размере 20% при зачислении на счет истца в безналичном порядке денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свыше 600 000 руб. в соответствии с тарифами банка по расчетно-кассовому обслуживанию, с которыми истец был ознакомлен. По мнению суда, необоснованное непредставление истцом запрашиваемых банком документов свидетельствует о его попытке уклониться от соблюдения процедур обязательного контроля, введенных ответчиком на основании положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в связи с чем действия банка по удержанию указанной комиссии являются законными и соответствующими как условиям договора банковского счета, так и тарифам банка, а потому оснований считать данную комиссию неосновательным обогащением ответчика не имеется. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что тарифы банка по идентификационным картам также предусматривали комиссию за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка.