Запрос антимонопольного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос антимонопольного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредставление информации по запросу госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)1. Привлечение к ответственности за непредставление информации по запросам антимонопольного органа
(КонсультантПлюс, 2025)1. Привлечение к ответственности за непредставление информации по запросам антимонопольного органа
Важнейшая практика по ст. 2.9 КоАП РФнепредставление информации и документов по запросу антимонопольного органа (ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для организации за непредставление по запросу антимонопольного органа сведений (информации)? В каком случае антимонопольный орган привлечет к административной ответственности?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для организации за непредставление по запросу антимонопольного органа сведений (информации)? В каком случае антимонопольный орган привлечет к административной ответственности?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для организации за непредставление по запросу антимонопольного органа сведений (информации)? В каком случае антимонопольный орган привлечет к административной ответственности?
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, у банка отсутствовала обязанность исполнять запрос антимонопольного органа о предоставлении сведений, в связи с чем в действиях банка отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, у банка отсутствовала обязанность исполнять запрос антимонопольного органа о предоставлении сведений, в связи с чем в действиях банка отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Статья: Антиконкурентные соглашения: бороться или предупреждать?
(Малютина О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)2. МВД России, в свою очередь, уведомляет о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства; участвует в проведении проверок, осуществляет розыск лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, по запросу антимонопольного органа; оказывает практическую помощь ФАС России в сборе и закреплении доказательств нарушений антимонопольного законодательства.
(Малютина О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)2. МВД России, в свою очередь, уведомляет о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства; участвует в проведении проверок, осуществляет розыск лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, по запросу антимонопольного органа; оказывает практическую помощь ФАС России в сборе и закреплении доказательств нарушений антимонопольного законодательства.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Обязаны ли банки представлять в антимонопольный орган документы, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, у банка отсутствовала обязанность исполнять запрос антимонопольного органа о представлении сведений, содержащих банковскую тайну, следовательно, в действиях банка отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ..."
Обязаны ли банки представлять в антимонопольный орган документы, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, у банка отсутствовала обязанность исполнять запрос антимонопольного органа о представлении сведений, содержащих банковскую тайну, следовательно, в действиях банка отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ..."
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерного общества в форме присоединенияЕсли указанные копии документов не представлены заявителем, то уполномоченные органы предоставляют сведения о наличии таких разрешений по межведомственному запросу антимонопольного органа (ч. 5.2 ст. 32 Закона о защите конкуренции, п. 3.27 Административного регламента);
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)На сегодняшний день отсутствует правовой, законодательно закрепленный механизм, обеспечивающий заявителям в рамках рассмотрения ходатайства право знакомиться с материалами, оказывающими непосредственное влияние на решение антимонопольного органа по результатам рассмотрения его ходатайства. К таким материалам, в частности, могут относиться аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке, запросы антимонопольного органа участникам рынка и иным лицам, осуществленные в процессе рассмотрения ходатайства, ответы указанных лиц на такие запросы, сведения, представленные третьими лицами в инициативном порядке, и т.д.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)На сегодняшний день отсутствует правовой, законодательно закрепленный механизм, обеспечивающий заявителям в рамках рассмотрения ходатайства право знакомиться с материалами, оказывающими непосредственное влияние на решение антимонопольного органа по результатам рассмотрения его ходатайства. К таким материалам, в частности, могут относиться аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке, запросы антимонопольного органа участникам рынка и иным лицам, осуществленные в процессе рассмотрения ходатайства, ответы указанных лиц на такие запросы, сведения, представленные третьими лицами в инициативном порядке, и т.д.
Статья: Методы доказывания монопольно высоких цен в практике антимонопольных органов
(Тараданкина А.А., Лисиченкова М.А.)
("Закон", 2024, N 7)Поэтому компаниям рекомендуется ответственно подходить к сбору информации для ее последующего представления антимонопольному органу. Если компания не успевает подготовить данные на запрос антимонопольного органа и проверить корректность данных, то следует обращаться в антимонопольный орган за продлением срока представления документов. В большинстве случаев такие ходатайства удовлетворяют.
(Тараданкина А.А., Лисиченкова М.А.)
("Закон", 2024, N 7)Поэтому компаниям рекомендуется ответственно подходить к сбору информации для ее последующего представления антимонопольному органу. Если компания не успевает подготовить данные на запрос антимонопольного органа и проверить корректность данных, то следует обращаться в антимонопольный орган за продлением срока представления документов. В большинстве случаев такие ходатайства удовлетворяют.
Статья: Административная ответственность в сфере конкуренции: проблемы и пути их устранения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Исторически в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" <1> (далее - Закон о конкуренции), кроме антимонопольных запретов, содержались нормы об административной ответственности за непредставление уведомлений, ходатайств, а также информации и сведений по запросу антимонопольного органа, а также за невыполнение предписаний антимонопольного органа.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Исторически в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" <1> (далее - Закон о конкуренции), кроме антимонопольных запретов, содержались нормы об административной ответственности за непредставление уведомлений, ходатайств, а также информации и сведений по запросу антимонопольного органа, а также за невыполнение предписаний антимонопольного органа.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: как пояснила ТПП г. Анапы в ответ на запрос антимонопольного органа, данный сертификат был выдан ею для подтверждения страны происхождения товара с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь, а не для цели осуществления закупок <122>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: как пояснила ТПП г. Анапы в ответ на запрос антимонопольного органа, данный сертификат был выдан ею для подтверждения страны происхождения товара с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь, а не для цели осуществления закупок <122>.
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Нередко взаимодействие антимонопольного регулятора и участников рынка направлено на предотвращение правонарушения. Хозяйствующие субъекты, получив запрос антимонопольного органа или выводы о наличии у них доминирующего положения на товарном рынке, принимают добровольные обязательства, направленные на ограничение роста цен <22>. В связи с этим можно вспомнить обсуждение института предупреждений в антимонопольном праве. Выдача предупреждений предусмотрена в отношении ряда злоупотреблений доминирующим положением (например, в случае отказа от заключения договора), что позволяет хозяйствующему субъекту исправить сложившуюся ситуацию и избежать возбуждения антимонопольного дела, а следовательно, и штрафов <23>. Такая возможность отсутствует в случае установления признаков монопольно высокой цены - антимонопольный орган обязан возбудить дело даже в случае последующего ее снижения.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Нередко взаимодействие антимонопольного регулятора и участников рынка направлено на предотвращение правонарушения. Хозяйствующие субъекты, получив запрос антимонопольного органа или выводы о наличии у них доминирующего положения на товарном рынке, принимают добровольные обязательства, направленные на ограничение роста цен <22>. В связи с этим можно вспомнить обсуждение института предупреждений в антимонопольном праве. Выдача предупреждений предусмотрена в отношении ряда злоупотреблений доминирующим положением (например, в случае отказа от заключения договора), что позволяет хозяйствующему субъекту исправить сложившуюся ситуацию и избежать возбуждения антимонопольного дела, а следовательно, и штрафов <23>. Такая возможность отсутствует в случае установления признаков монопольно высокой цены - антимонопольный орган обязан возбудить дело даже в случае последующего ее снижения.
Статья: О правовых последствиях анонимных обращений в ФАС России
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Однако еще до рассмотрения апелляционной жалобы в связи с неисполнением обжалуемого запроса Татарстанское УФАС России составило в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" протокол об административном правонарушении от 07.06.2017 N А05-884/2017, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, и вынесло постановление о привлечении к ответственности. Несмотря на наше ходатайство об отложении рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к ответственности до рассмотрения апелляционной жалобы по делу об оспаривании запроса антимонопольного органа, решением ФАС России от 11.10.2017 N АК/70320/17 постановление УФАС РТ было оставлено без изменения <3>.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Однако еще до рассмотрения апелляционной жалобы в связи с неисполнением обжалуемого запроса Татарстанское УФАС России составило в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" протокол об административном правонарушении от 07.06.2017 N А05-884/2017, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, и вынесло постановление о привлечении к ответственности. Несмотря на наше ходатайство об отложении рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к ответственности до рассмотрения апелляционной жалобы по делу об оспаривании запроса антимонопольного органа, решением ФАС России от 11.10.2017 N АК/70320/17 постановление УФАС РТ было оставлено без изменения <3>.