Запреты прохождения гражданской службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты прохождения гражданской службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако ст. 17 данного Закона содержит некоторые запреты, текущее нарушение которых несовместимо с прохождением государственной гражданской службы. Это значит, что при их нарушении невозможно ограничиться дисциплинарным взысканием, не связанным с увольнением. Это составы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 17, где речь идет о недопустимости совмещения некоторых должностей с исполнением обязанностей государственной гражданской службы. Например, запрет замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Как нам представляется, данные деяния (обстоятельства) ошибочно отнесены к запретам, а фактически представляют собой ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Так, одним из отличий ограничений от запретов является то, что они распространяются не только на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, но и на граждан, которые поступают на службу. Запреты же не являются основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу <25>. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, уже состоящее на государственной или иной выборной должности, может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и только после зачисления его на должность может быть поставлен вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением запретов, связанных с государственной службой. Кроме того, как мы уже говорили, запреты, в отличие от ограничений, представляют собой не императивное, а диспозитивное основание увольнения. Иными словами, теоретически представитель нанимателя не обязан расторгать служебный контракт в данном случае, однако нарушение рассматриваемых запретов делает невозможным прохождение гражданской службы. В этой связи мы полагаем, что запреты, сформулированные в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, необходимо перенести в ст. 16 в качестве ограничений, связанных с государственной гражданской службой.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако ст. 17 данного Закона содержит некоторые запреты, текущее нарушение которых несовместимо с прохождением государственной гражданской службы. Это значит, что при их нарушении невозможно ограничиться дисциплинарным взысканием, не связанным с увольнением. Это составы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 17, где речь идет о недопустимости совмещения некоторых должностей с исполнением обязанностей государственной гражданской службы. Например, запрет замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Как нам представляется, данные деяния (обстоятельства) ошибочно отнесены к запретам, а фактически представляют собой ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Так, одним из отличий ограничений от запретов является то, что они распространяются не только на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, но и на граждан, которые поступают на службу. Запреты же не являются основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу <25>. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, уже состоящее на государственной или иной выборной должности, может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и только после зачисления его на должность может быть поставлен вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением запретов, связанных с государственной службой. Кроме того, как мы уже говорили, запреты, в отличие от ограничений, представляют собой не императивное, а диспозитивное основание увольнения. Иными словами, теоретически представитель нанимателя не обязан расторгать служебный контракт в данном случае, однако нарушение рассматриваемых запретов делает невозможным прохождение гражданской службы. В этой связи мы полагаем, что запреты, сформулированные в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, необходимо перенести в ст. 16 в качестве ограничений, связанных с государственной гражданской службой.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Введение. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, являются одними из важнейших элементов правового статуса государственного гражданского служащего и, как следствие, должностной структуры гражданской службы. При этом ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), крайне разнородны, и лишь некоторые из них действительно имеют цель прямо или косвенно ограничить конституционные права и свободы лица, замещающего должность гражданской службы, т.е. выступают в качестве ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле - изъятий из конституционного статуса человека и гражданина.
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Введение. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, являются одними из важнейших элементов правового статуса государственного гражданского служащего и, как следствие, должностной структуры гражданской службы. При этом ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), крайне разнородны, и лишь некоторые из них действительно имеют цель прямо или косвенно ограничить конституционные права и свободы лица, замещающего должность гражданской службы, т.е. выступают в качестве ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле - изъятий из конституционного статуса человека и гражданина.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 20.05.2021 N 301
(ред. от 10.10.2024)
"О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении"
(вместе с "Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом или органом публичной власти федеральной территории "Сириус" и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы")в) условия прохождения гражданской службы, включая ограничения и запреты, предусмотренные статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами;
(ред. от 10.10.2024)
"О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении"
(вместе с "Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом или органом публичной власти федеральной территории "Сириус" и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы")в) условия прохождения гражданской службы, включая ограничения и запреты, предусмотренные статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами;
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
Вопрос: Какие требования предъявляются к государственному регистратору прав, осуществляющему полномочия в области кадастрового учета и регистрации недвижимости?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственный гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, в связи с этим имеющий определенные права и обязанности, готовый соблюдать ограничения и запреты, связанные с прохождением гражданской службы, а также требования к служебному поведению гражданского служащего. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом (ст. ст. 13 - 18 Закона N 79-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственный гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, в связи с этим имеющий определенные права и обязанности, готовый соблюдать ограничения и запреты, связанные с прохождением гражданской службы, а также требования к служебному поведению гражданского служащего. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом (ст. ст. 13 - 18 Закона N 79-ФЗ).
Статья: Роль и значение правоограничений на гражданской службе в условиях недружественной политики иностранных государств
(Ларькина А.П., Артемова О.Е., Свешникова Л.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В Законе о гражданской службе РФ закреплен широкий перечень ограничений и запретов. Например, в ст. 16 содержатся 13 ограничений, препятствующих поступлению на гражданскую службу, в ст. 17 предусмотрено еще больше обстоятельств (16), исключающих возможность нахождения на должности гражданской службы. Причем перечень правоограничений постепенно дополняется, в том числе в связи с недружественной политикой ряда иностранных государств. Запреты касаются периода прохождения службы, соответственно, должны соблюдаться гражданами, имеющими статус гражданского служащего. После увольнения для граждан, занимавших должности гражданской службы (перечень которых устанавливается Правительством РФ), предусматривается обязанность в течение двух лет после увольнения извещать своего работодателя о месте последней службы. Работодатель в свою очередь должен довести до сведения бывшего представителя нанимателя информацию о заключении трудового договора с данным работником.
(Ларькина А.П., Артемова О.Е., Свешникова Л.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В Законе о гражданской службе РФ закреплен широкий перечень ограничений и запретов. Например, в ст. 16 содержатся 13 ограничений, препятствующих поступлению на гражданскую службу, в ст. 17 предусмотрено еще больше обстоятельств (16), исключающих возможность нахождения на должности гражданской службы. Причем перечень правоограничений постепенно дополняется, в том числе в связи с недружественной политикой ряда иностранных государств. Запреты касаются периода прохождения службы, соответственно, должны соблюдаться гражданами, имеющими статус гражданского служащего. После увольнения для граждан, занимавших должности гражданской службы (перечень которых устанавливается Правительством РФ), предусматривается обязанность в течение двух лет после увольнения извещать своего работодателя о месте последней службы. Работодатель в свою очередь должен довести до сведения бывшего представителя нанимателя информацию о заключении трудового договора с данным работником.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Беларусь от 01.06.2022 N 175-З "О государственной службе", регулирующий вопросы прохождения государственной гражданской службы, военной службы и службы в военизированных организациях, устанавливает для госслужащих запрет выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Подобный подход, с одной стороны, более четко регламентирует вопрос осуществления педагогической деятельности, а с другой стороны, дополнительно позволяет госслужащим заниматься медицинской практикой. Аналогичный подход установлен и Законом Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь".
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Беларусь от 01.06.2022 N 175-З "О государственной службе", регулирующий вопросы прохождения государственной гражданской службы, военной службы и службы в военизированных организациях, устанавливает для госслужащих запрет выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Подобный подход, с одной стороны, более четко регламентирует вопрос осуществления педагогической деятельности, а с другой стороны, дополнительно позволяет госслужащим заниматься медицинской практикой. Аналогичный подход установлен и Законом Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь".
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Состав сведений. Подложные документы. Согласно п. 8 ст. 16 Закона о гражданской службе гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления при поступлении на гражданскую службу и (или) в период ее прохождения подложных документов и (или) заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы, либо непредставления документов и (или) сведений, свидетельствующих о несоблюдении ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы. Итак, в данном ограничении речь идет только: а) о соблюдении или несоблюдении запретов, ограничений и требований, и б) о тех из них, несоблюдение которых препятствует замещению должности государственной гражданской службы.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Состав сведений. Подложные документы. Согласно п. 8 ст. 16 Закона о гражданской службе гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления при поступлении на гражданскую службу и (или) в период ее прохождения подложных документов и (или) заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы, либо непредставления документов и (или) сведений, свидетельствующих о несоблюдении ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы. Итак, в данном ограничении речь идет только: а) о соблюдении или несоблюдении запретов, ограничений и требований, и б) о тех из них, несоблюдение которых препятствует замещению должности государственной гражданской службы.
Статья: Юридическое обеспечение дипломатической деятельности: административно-правовой аспект
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В целях детального исследования обозначенного вопроса необходимо изучить положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" (с последующими изменениями). Им устанавливаются правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ, такие как правовой статус сотрудника дипломатической службы, дипломатические ранги, ограничения и запреты для дипломатических служащих и иные особенности.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В целях детального исследования обозначенного вопроса необходимо изучить положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" (с последующими изменениями). Им устанавливаются правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ, такие как правовой статус сотрудника дипломатической службы, дипломатические ранги, ограничения и запреты для дипломатических служащих и иные особенности.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В ходе служебной проверки Управлением не был установлен состав коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. Ему не было известно о принадлежности указанной топливной карты Управлению, а также о порядке и ограничениях по ее использованию. В ходе служебной проверки Управлением не были установлены существенные обстоятельства коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. При применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п. 2 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ). Истец привлечен к ответственности за нарушение, которое не существовало на момент служебной проверки, заседания комиссии и издания оспариваемого приказа. В протоколе установлено, что он нарушил запрет, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 79-ФЗ. Согласно данной норме права, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В ходе служебной проверки Управлением не был установлен состав коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. Ему не было известно о принадлежности указанной топливной карты Управлению, а также о порядке и ограничениях по ее использованию. В ходе служебной проверки Управлением не были установлены существенные обстоятельства коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. При применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п. 2 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ). Истец привлечен к ответственности за нарушение, которое не существовало на момент служебной проверки, заседания комиссии и издания оспариваемого приказа. В протоколе установлено, что он нарушил запрет, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 79-ФЗ. Согласно данной норме права, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)В связи с прохождением гражданами государственной гражданской службы или службы в органах внутренних дел сотрудник добровольно принимает на себя определенные обязанности, запреты и ограничения. Запрет - это то, что действующему служащему нельзя делать, а ограничения - это обстоятельства, не совместимые со службой, т.е. с появлением которых лицо не может быть принято на службу и находиться на ней.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)В связи с прохождением гражданами государственной гражданской службы или службы в органах внутренних дел сотрудник добровольно принимает на себя определенные обязанности, запреты и ограничения. Запрет - это то, что действующему служащему нельзя делать, а ограничения - это обстоятельства, не совместимые со службой, т.е. с появлением которых лицо не может быть принято на службу и находиться на ней.
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2025)При этом в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается, например, участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением определенных случаев (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)При этом в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается, например, участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением определенных случаев (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ).
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)при поступлении на гражданскую службу и (или) в период ее прохождения вы, например, представили подложные документы и (или) заведомо ложные сведения. При этом из представленных документов и (или) сведений следует, что ограничения, запреты и требования, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы, соблюдены. Такая ситуация может случиться, в частности, при представлении анкеты или информации об изменении сведений, которые в ней содержатся;
(КонсультантПлюс, 2025)при поступлении на гражданскую службу и (или) в период ее прохождения вы, например, представили подложные документы и (или) заведомо ложные сведения. При этом из представленных документов и (или) сведений следует, что ограничения, запреты и требования, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы, соблюдены. Такая ситуация может случиться, в частности, при представлении анкеты или информации об изменении сведений, которые в ней содержатся;
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Сказанное выше о Счетной палате РФ относится и к другим федеральным органам (должностным лицам), в аппарате которых осуществляется прохождение государственной гражданской службы и должны соблюдаться антикоррупционные требования и запреты: Уполномоченному по правам человека в РФ, Верховному Суду РФ, Конституционному Суду РФ и др. Признание за названными субъектами полномочий издавать нормативные правовые акты, затрагивающие права человека, на наш взгляд, означало бы переворот в отечественном правоведении <33>. Но дело не столько в перевороте в правоведении, сколько в том, в какой мере это соответствовало бы уже упоминавшейся ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Внутриведомственные нормативные документы Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, в том числе изданные во исполнение законодательства о государственной гражданской службе и законодательства о противодействии коррупции, не публикуются официально для всеобщего сведения. Публикация документов на официальном сайте в сети Интернет, как правильно отмечается в литературе, не может считаться их официальным опубликованием <34>. Пусть указанные документы являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека. Тогда, во-первых, следует констатировать нарушение Конституции РФ рядом государственных органов (должностных лиц), в том числе призванных стоять на страже Основного Закона, во-вторых, эти документы не могут применяться как не опубликованные официально для всеобщего сведения. Если их все же нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека, то почему таковыми признаются аналогичные внутриведомственные акты федеральных органов исполнительной власти?
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Сказанное выше о Счетной палате РФ относится и к другим федеральным органам (должностным лицам), в аппарате которых осуществляется прохождение государственной гражданской службы и должны соблюдаться антикоррупционные требования и запреты: Уполномоченному по правам человека в РФ, Верховному Суду РФ, Конституционному Суду РФ и др. Признание за названными субъектами полномочий издавать нормативные правовые акты, затрагивающие права человека, на наш взгляд, означало бы переворот в отечественном правоведении <33>. Но дело не столько в перевороте в правоведении, сколько в том, в какой мере это соответствовало бы уже упоминавшейся ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Внутриведомственные нормативные документы Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, в том числе изданные во исполнение законодательства о государственной гражданской службе и законодательства о противодействии коррупции, не публикуются официально для всеобщего сведения. Публикация документов на официальном сайте в сети Интернет, как правильно отмечается в литературе, не может считаться их официальным опубликованием <34>. Пусть указанные документы являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека. Тогда, во-первых, следует констатировать нарушение Конституции РФ рядом государственных органов (должностных лиц), в том числе призванных стоять на страже Основного Закона, во-вторых, эти документы не могут применяться как не опубликованные официально для всеобщего сведения. Если их все же нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека, то почему таковыми признаются аналогичные внутриведомственные акты федеральных органов исполнительной власти?