Запрет на субподряд
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на субподряд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Привлечение субподрядчиков (договор подряда с множественностью лиц на стороне подрядчика)
(КонсультантПлюс, 2025)Условие договора о том, что подрядчик обязан выполнить работы самостоятельно, своими силами и средствами, само по себе не свидетельствует об установлении в договоре запрета на привлечение субподрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)Условие договора о том, что подрядчик обязан выполнить работы самостоятельно, своими силами и средствами, само по себе не свидетельствует об установлении в договоре запрета на привлечение субподрядчика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Понятие, предмет, результат и условия оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО... посчитав, что Обществом в Документации неправомерно установлен запрет на привлечение субподрядной организации (с учетом установленного условия о наличии у участника закупки заключенных договоров с тремя производителями контрольно-кассовой техники необоснованно ограничивает конкуренцию)... обратилось в УФАС с жалобой...
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО... посчитав, что Обществом в Документации неправомерно установлен запрет на привлечение субподрядной организации (с учетом установленного условия о наличии у участника закупки заключенных договоров с тремя производителями контрольно-кассовой техники необоснованно ограничивает конкуренцию)... обратилось в УФАС с жалобой...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление в конкурсной или аукционной документации ограничений на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)2. Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ запрещать контрагенту привлекать субподрядчиков?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Готовое решение: Что такое договоры генерального подряда и субподряда, как их составить
(КонсультантПлюс, 2025)Как сформулировать условие договора генерального подряда о запрете двойного субподряда
(КонсультантПлюс, 2025)Как сформулировать условие договора генерального подряда о запрете двойного субподряда
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Можно предположить, что из существа обязательственной связи заказчика и генподрядчика, настроенной так, что последний наделен правом привлекать третьих лиц, следует, что эти третьи лица также управомочены самим генподрядчиком получать исполнение напрямую от заказчика по смыслу п. 1 ст. 312 ГК РФ. Это означает, что платеж заказчика субподрядчику прекратит денежное обязательство заказчика перед генподрядчиком исполнением надлежащему лицу. Конечно, такие управомоченные лица, возможно, и не определены на момент заключения договора генерального подряда, но вполне определимы. В этой связи становится понятной склонность практики <1> признавать, что только прямые платежи номинированным субподрядчикам (nominated subcontractor) влекут прекращение денежного обязательства заказчика, - даже с точки зрения российского права таких поименованных в договоре генерального подряда субподрядчиков значительно проще признать в качестве лиц, управомоченных генподрядчиком на получение исполнения в понимании п. 1 ст. 312 ГК РФ, нежели субподрядчиков, не упомянутых в договоре генерального подряда, но тем не менее привлеченных генподрядчиком. Вместе с тем, учитывая транзитный характер денежного предоставления заказчика в части суммы, предназначающейся субподрядчику, при отсутствии в договоре запрета на привлечение субподрядчиков вполне можно допустить осуществление прямого платежа заказчиком в адрес любого субподрядчика с последующим пропорциональным прекращением денежного обязательства заказчика в рамках договора генподряда. Однако в случае, если реципиентом такого платежа выступает не номинированный субподрядчик, а привлеченный генподрядчиком самостоятельно (domestic subcontractor), заказчику, исходя из текста и смысла п. 1 ст. 312 ГК РФ, потребуется проявить дополнительную осмотрительность в целях превенции признания платежа совершенным ненадлежащему лицу. Заказчику, в частности, следует удостовериться в том, что:
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Можно предположить, что из существа обязательственной связи заказчика и генподрядчика, настроенной так, что последний наделен правом привлекать третьих лиц, следует, что эти третьи лица также управомочены самим генподрядчиком получать исполнение напрямую от заказчика по смыслу п. 1 ст. 312 ГК РФ. Это означает, что платеж заказчика субподрядчику прекратит денежное обязательство заказчика перед генподрядчиком исполнением надлежащему лицу. Конечно, такие управомоченные лица, возможно, и не определены на момент заключения договора генерального подряда, но вполне определимы. В этой связи становится понятной склонность практики <1> признавать, что только прямые платежи номинированным субподрядчикам (nominated subcontractor) влекут прекращение денежного обязательства заказчика, - даже с точки зрения российского права таких поименованных в договоре генерального подряда субподрядчиков значительно проще признать в качестве лиц, управомоченных генподрядчиком на получение исполнения в понимании п. 1 ст. 312 ГК РФ, нежели субподрядчиков, не упомянутых в договоре генерального подряда, но тем не менее привлеченных генподрядчиком. Вместе с тем, учитывая транзитный характер денежного предоставления заказчика в части суммы, предназначающейся субподрядчику, при отсутствии в договоре запрета на привлечение субподрядчиков вполне можно допустить осуществление прямого платежа заказчиком в адрес любого субподрядчика с последующим пропорциональным прекращением денежного обязательства заказчика в рамках договора генподряда. Однако в случае, если реципиентом такого платежа выступает не номинированный субподрядчик, а привлеченный генподрядчиком самостоятельно (domestic subcontractor), заказчику, исходя из текста и смысла п. 1 ст. 312 ГК РФ, потребуется проявить дополнительную осмотрительность в целях превенции признания платежа совершенным ненадлежащему лицу. Заказчику, в частности, следует удостовериться в том, что:
Статья: К вопросу о привлечении субподрядчиков к договору строительного подряда
(Аверин М.С., Кулагина Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику договора, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ.
(Аверин М.С., Кулагина Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику договора, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании условий договора учтите, что вы можете установить запрет на привлечение субподрядчиков, если это не ведет к победе конкретного участника. В этом случае суды могут признать такое ограничение правомерным (см. Позицию ВС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании условий договора учтите, что вы можете установить запрет на привлечение субподрядчиков, если это не ведет к победе конкретного участника. В этом случае суды могут признать такое ограничение правомерным (см. Позицию ВС РФ).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Ограничения на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) воспринимаются ФАС России и судами не столь однозначно. Поскольку в Обзоре судебной практики выражена позиция Верховного Суда РФ о праве заказчика полностью запрещать субподряд, заказчик при необходимости может пойти по пути полного запрета субподряда. Ситуации с ограничениями на привлечение субподряда решаются всегда по-разному в зависимости от позиции антимонопольного органа и обстоятельств конкретного дела.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Ограничения на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) воспринимаются ФАС России и судами не столь однозначно. Поскольку в Обзоре судебной практики выражена позиция Верховного Суда РФ о праве заказчика полностью запрещать субподряд, заказчик при необходимости может пойти по пути полного запрета субподряда. Ситуации с ограничениями на привлечение субподряда решаются всегда по-разному в зависимости от позиции антимонопольного органа и обстоятельств конкретного дела.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также заслуживают рассмотрения вопросы делимости функций технического заказчика и возможности привлечения им субподрядчиков. Согласно позиции Минстроя России ГрК РФ не предусматривается делегация техническим заказчиком своих функций иному лицу <1>. Вместе с тем, исходя из условий некоторых проектов контрактов, размещенных на сайтах закупок, технический заказчик пользуется правом привлечения субподрядчиков, предоставленным ГК РФ, тем более что ГрК РФ возможность либо запрет привлечения субподрядчиков не регулирует и не устанавливает.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также заслуживают рассмотрения вопросы делимости функций технического заказчика и возможности привлечения им субподрядчиков. Согласно позиции Минстроя России ГрК РФ не предусматривается делегация техническим заказчиком своих функций иному лицу <1>. Вместе с тем, исходя из условий некоторых проектов контрактов, размещенных на сайтах закупок, технический заказчик пользуется правом привлечения субподрядчиков, предоставленным ГК РФ, тем более что ГрК РФ возможность либо запрет привлечения субподрядчиков не регулирует и не устанавливает.
Готовое решение: Какую ответственность сторон предусмотреть в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)основания взимания штрафа. Это могут быть любые нарушения обеих сторон, как правило, за исключением просрочки исполнения. Со стороны поставщика это могут быть поставка некачественного или некомплектного товара, привлечение субподрядчика при запрете на это и т.д. Со стороны заказчика примерами нарушений, за которые взимается штраф, могут служить непредставление исходной документации или доступа на объект, нарушение порядка приемки и т.д.;
(КонсультантПлюс, 2025)основания взимания штрафа. Это могут быть любые нарушения обеих сторон, как правило, за исключением просрочки исполнения. Со стороны поставщика это могут быть поставка некачественного или некомплектного товара, привлечение субподрядчика при запрете на это и т.д. Со стороны заказчика примерами нарушений, за которые взимается штраф, могут служить непредставление исходной документации или доступа на объект, нарушение порядка приемки и т.д.;
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)- запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения определенных видов и объемов строительных работ.
(КонсультантПлюс, 2025)- запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения определенных видов и объемов строительных работ.