Запрет на привлечение субподряда
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на привлечение субподряда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Понятие, предмет, результат и условия оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО... посчитав, что Обществом в Документации неправомерно установлен запрет на привлечение субподрядной организации (с учетом установленного условия о наличии у участника закупки заключенных договоров с тремя производителями контрольно-кассовой техники необоснованно ограничивает конкуренцию)... обратилось в УФАС с жалобой...
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО... посчитав, что Обществом в Документации неправомерно установлен запрет на привлечение субподрядной организации (с учетом установленного условия о наличии у участника закупки заключенных договоров с тремя производителями контрольно-кассовой техники необоснованно ограничивает конкуренцию)... обратилось в УФАС с жалобой...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Можно ли ограничить участника госзакупки в привлечении субподрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)1. Можно ли ограничить участника госзакупки в привлечении субподрядчика
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)7. Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)7. Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)29.1. При осуществлении закупки работ, услуг, указанных в пунктах 3 - 5 части 4 статьи 48 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)29.1. При осуществлении закупки работ, услуг, указанных в пунктах 3 - 5 части 4 статьи 48 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
Готовое решение: Какую ответственность сторон предусмотреть в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)основания взимания штрафа. Это могут быть любые нарушения обеих сторон, как правило, за исключением просрочки исполнения. Со стороны поставщика это могут быть поставка некачественного или некомплектного товара, привлечение субподрядчика при запрете на это и т.д. Со стороны заказчика примерами нарушений, за которые взимается штраф, могут служить непредставление исходной документации или доступа на объект, нарушение порядка приемки и т.д.;
(КонсультантПлюс, 2025)основания взимания штрафа. Это могут быть любые нарушения обеих сторон, как правило, за исключением просрочки исполнения. Со стороны поставщика это могут быть поставка некачественного или некомплектного товара, привлечение субподрядчика при запрете на это и т.д. Со стороны заказчика примерами нарушений, за которые взимается штраф, могут служить непредставление исходной документации или доступа на объект, нарушение порядка приемки и т.д.;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Можно предположить, что из существа обязательственной связи заказчика и генподрядчика, настроенной так, что последний наделен правом привлекать третьих лиц, следует, что эти третьи лица также управомочены самим генподрядчиком получать исполнение напрямую от заказчика по смыслу п. 1 ст. 312 ГК РФ. Это означает, что платеж заказчика субподрядчику прекратит денежное обязательство заказчика перед генподрядчиком исполнением надлежащему лицу. Конечно, такие управомоченные лица, возможно, и не определены на момент заключения договора генерального подряда, но вполне определимы. В этой связи становится понятной склонность практики <1> признавать, что только прямые платежи номинированным субподрядчикам (nominated subcontractor) влекут прекращение денежного обязательства заказчика, - даже с точки зрения российского права таких поименованных в договоре генерального подряда субподрядчиков значительно проще признать в качестве лиц, управомоченных генподрядчиком на получение исполнения в понимании п. 1 ст. 312 ГК РФ, нежели субподрядчиков, не упомянутых в договоре генерального подряда, но тем не менее привлеченных генподрядчиком. Вместе с тем, учитывая транзитный характер денежного предоставления заказчика в части суммы, предназначающейся субподрядчику, при отсутствии в договоре запрета на привлечение субподрядчиков вполне можно допустить осуществление прямого платежа заказчиком в адрес любого субподрядчика с последующим пропорциональным прекращением денежного обязательства заказчика в рамках договора генподряда. Однако в случае, если реципиентом такого платежа выступает не номинированный субподрядчик, а привлеченный генподрядчиком самостоятельно (domestic subcontractor), заказчику, исходя из текста и смысла п. 1 ст. 312 ГК РФ, потребуется проявить дополнительную осмотрительность в целях превенции признания платежа совершенным ненадлежащему лицу. Заказчику, в частности, следует удостовериться в том, что:
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Можно предположить, что из существа обязательственной связи заказчика и генподрядчика, настроенной так, что последний наделен правом привлекать третьих лиц, следует, что эти третьи лица также управомочены самим генподрядчиком получать исполнение напрямую от заказчика по смыслу п. 1 ст. 312 ГК РФ. Это означает, что платеж заказчика субподрядчику прекратит денежное обязательство заказчика перед генподрядчиком исполнением надлежащему лицу. Конечно, такие управомоченные лица, возможно, и не определены на момент заключения договора генерального подряда, но вполне определимы. В этой связи становится понятной склонность практики <1> признавать, что только прямые платежи номинированным субподрядчикам (nominated subcontractor) влекут прекращение денежного обязательства заказчика, - даже с точки зрения российского права таких поименованных в договоре генерального подряда субподрядчиков значительно проще признать в качестве лиц, управомоченных генподрядчиком на получение исполнения в понимании п. 1 ст. 312 ГК РФ, нежели субподрядчиков, не упомянутых в договоре генерального подряда, но тем не менее привлеченных генподрядчиком. Вместе с тем, учитывая транзитный характер денежного предоставления заказчика в части суммы, предназначающейся субподрядчику, при отсутствии в договоре запрета на привлечение субподрядчиков вполне можно допустить осуществление прямого платежа заказчиком в адрес любого субподрядчика с последующим пропорциональным прекращением денежного обязательства заказчика в рамках договора генподряда. Однако в случае, если реципиентом такого платежа выступает не номинированный субподрядчик, а привлеченный генподрядчиком самостоятельно (domestic subcontractor), заказчику, исходя из текста и смысла п. 1 ст. 312 ГК РФ, потребуется проявить дополнительную осмотрительность в целях превенции признания платежа совершенным ненадлежащему лицу. Заказчику, в частности, следует удостовериться в том, что:
Вопрос: Об уменьшении налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога; о требованиях к участнику закупки о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков.
(Письмо Минфина России от 26.12.2018 N 03-02-07/1/94732)Согласно выработанным Верховным Судом Российской Федерации правовым позициям в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров с применением положений Федерального закона N 223-ФЗ по рассматриваемому вопросу в пункте 7 указывается, что установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
(Письмо Минфина России от 26.12.2018 N 03-02-07/1/94732)Согласно выработанным Верховным Судом Российской Федерации правовым позициям в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров с применением положений Федерального закона N 223-ФЗ по рассматриваемому вопросу в пункте 7 указывается, что установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Статья: К вопросу о привлечении субподрядчиков к договору строительного подряда
(Аверин М.С., Кулагина Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику договора, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ.
(Аверин М.С., Кулагина Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику договора, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ.
Статья: Договор субподряда: комментарий к ст. 706 ГК РФ
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Если стороны не установили в договоре субподряда, что личность субподрядчика имеет существенное значение, однако это вытекает из существа возникшего на основании этого договора обязательства, то подобные действия следует квалифицировать как запрет привлечения субподрядчика по договору без согласия должника. При этом запрет привлечения субподрядчика относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует нормам закона, предоставляющим возможность включения в договор условий о личном выполнении работ подрядчиком <12>.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Если стороны не установили в договоре субподряда, что личность субподрядчика имеет существенное значение, однако это вытекает из существа возникшего на основании этого договора обязательства, то подобные действия следует квалифицировать как запрет привлечения субподрядчика по договору без согласия должника. При этом запрет привлечения субподрядчика относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует нормам закона, предоставляющим возможность включения в договор условий о личном выполнении работ подрядчиком <12>.
Вопрос: О привлечении субподрядчиков (соисполнителей) при исполнении госконтракта, установлении требований к ним и закупаемым товарам, работам, услугам; о ставках по НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 08.04.2020 N 24-01-08/27934)Вопрос: О привлечении субподрядчиков (соисполнителей) при исполнении госконтракта, установлении требований к ним и закупаемым товарам, работам, услугам; о ставках по НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 08.04.2020 N 24-01-08/27934)Вопрос: О привлечении субподрядчиков (соисполнителей) при исполнении госконтракта, установлении требований к ним и закупаемым товарам, работам, услугам; о ставках по НДФЛ.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно запретить подрядчику (исполнителю) привлекать субподрядчиков (соисполнителей). Рекомендуем установить запрет не как требование к участникам закупки, а как одно из условий исполнения договора, заключаемого по ее итогам.
(КонсультантПлюс, 2025)Можно запретить подрядчику (исполнителю) привлекать субподрядчиков (соисполнителей). Рекомендуем установить запрет не как требование к участникам закупки, а как одно из условий исполнения договора, заключаемого по ее итогам.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также заслуживают рассмотрения вопросы делимости функций технического заказчика и возможности привлечения им субподрядчиков. Согласно позиции Минстроя России ГрК РФ не предусматривается делегация техническим заказчиком своих функций иному лицу <1>. Вместе с тем, исходя из условий некоторых проектов контрактов, размещенных на сайтах закупок, технический заказчик пользуется правом привлечения субподрядчиков, предоставленным ГК РФ, тем более что ГрК РФ возможность либо запрет привлечения субподрядчиков не регулирует и не устанавливает.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также заслуживают рассмотрения вопросы делимости функций технического заказчика и возможности привлечения им субподрядчиков. Согласно позиции Минстроя России ГрК РФ не предусматривается делегация техническим заказчиком своих функций иному лицу <1>. Вместе с тем, исходя из условий некоторых проектов контрактов, размещенных на сайтах закупок, технический заказчик пользуется правом привлечения субподрядчиков, предоставленным ГК РФ, тем более что ГрК РФ возможность либо запрет привлечения субподрядчиков не регулирует и не устанавливает.