Запрет агитации
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 29 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Авторские права в электоральной сфере: влияние на право быть избранным и новеллы правоприменительной практики
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)Нельзя не сказать о том, что вопросы использования объектов авторского права в предвыборной агитации в 2024 г. стали предметом исследования Конституционного Суда РФ, который Определениями от 26 сентября 2024 г. N 2589-О <26> и от 24 декабря 2024 г. N 3304-О <27> отказал в принятии жалоб двух граждан, являвшихся кандидатами на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, регистрация которых была отменена судами в связи с несоблюдением ими запрета агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)Нельзя не сказать о том, что вопросы использования объектов авторского права в предвыборной агитации в 2024 г. стали предметом исследования Конституционного Суда РФ, который Определениями от 26 сентября 2024 г. N 2589-О <26> и от 24 декабря 2024 г. N 3304-О <27> отказал в принятии жалоб двух граждан, являвшихся кандидатами на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, регистрация которых была отменена судами в связи с несоблюдением ими запрета агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В сети Интернет размещенные на том или ином ресурсе материалы остаются доступными для неопределенного круга лиц вне зависимости от законодательно дозволенных для проведения предвыборной агитации отрезков, что представляет собой также отдельную проблему ущемления пассивного избирательного права кандидатов-конкурентов. В свете указанного очевидна необходимость правового регулирования обозначенного пробела, что может выражаться, например, в предоставлении права обращения в Роскомнадзор в том числе лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на соответствующих выборах, в случае выявления нарушения с заявлением о необходимости блокировки информации, являющейся общедоступной, на период установленного законом запрета проведения агитации. Однако в целях предотвращения возможных злоупотреблений со стороны конкурентов одновременно с обозначенным правом следует ввести обязанность по представлению в подтверждение такого обращения достоверных и неопровержимых доказательств.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В сети Интернет размещенные на том или ином ресурсе материалы остаются доступными для неопределенного круга лиц вне зависимости от законодательно дозволенных для проведения предвыборной агитации отрезков, что представляет собой также отдельную проблему ущемления пассивного избирательного права кандидатов-конкурентов. В свете указанного очевидна необходимость правового регулирования обозначенного пробела, что может выражаться, например, в предоставлении права обращения в Роскомнадзор в том числе лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на соответствующих выборах, в случае выявления нарушения с заявлением о необходимости блокировки информации, являющейся общедоступной, на период установленного законом запрета проведения агитации. Однако в целях предотвращения возможных злоупотреблений со стороны конкурентов одновременно с обозначенным правом следует ввести обязанность по представлению в подтверждение такого обращения достоверных и неопровержимых доказательств.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"52. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов (например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе), создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии (подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"52. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов (например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе), создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии (подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)27 февраля 2024 г. Высший избирательный суд (Tribunal Superior Electorial, TSE) принял решение о регулировании использования ИИ в избирательном процессе и абсолютном запрете использования дипфейков в предвыборной агитации уже к выборам 2024 г. [32]. Отмечается, что ИИ необходимо создавать с требованием идентификационных меток для синтетического мультимедийного контента.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)27 февраля 2024 г. Высший избирательный суд (Tribunal Superior Electorial, TSE) принял решение о регулировании использования ИИ в избирательном процессе и абсолютном запрете использования дипфейков в предвыборной агитации уже к выборам 2024 г. [32]. Отмечается, что ИИ необходимо создавать с требованием идентификационных меток для синтетического мультимедийного контента.
Статья: Ментальные права: конституционное содержание и допустимость ограничений
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)С.А. Куликова и С.Н. Тогузаева на основе анализа конституций зарубежных стран отмечают, что запрет пропаганды непосредственно расового, национального, социального и иного превосходства характерен только для Основного Закона Российской Федерации и Конституции Республики Казахстан. "В конституциях других стран либо устанавливается запрет пропаганды, возбуждающей расовую, национальную, религиозную и социальную рознь, ненависть, вражду или неприязнь, но категория какого-либо превосходства не упоминается... либо вводятся общие ограничения свободы слова без уточнения запрета пропаганды, агитации или превосходства какого-либо вида..." <14>.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)С.А. Куликова и С.Н. Тогузаева на основе анализа конституций зарубежных стран отмечают, что запрет пропаганды непосредственно расового, национального, социального и иного превосходства характерен только для Основного Закона Российской Федерации и Конституции Республики Казахстан. "В конституциях других стран либо устанавливается запрет пропаганды, возбуждающей расовую, национальную, религиозную и социальную рознь, ненависть, вражду или неприязнь, но категория какого-либо превосходства не упоминается... либо вводятся общие ограничения свободы слова без уточнения запрета пропаганды, агитации или превосходства какого-либо вида..." <14>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В то же время, если это не противоречит природе спорного правоотношения, суд вправе применить иные меры предварительной защиты, например наложить запрет на распространение не соответствующих закону агитационных материалов или наложить арест на соответствующие печатные материалы. При применении мер предварительной защиты необходимо руководствоваться в том числе ст. 85 КАС РФ с учетом положения о ее частичном несоответствии Конституции РФ, установленном Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 КАС РФ в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева";
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В то же время, если это не противоречит природе спорного правоотношения, суд вправе применить иные меры предварительной защиты, например наложить запрет на распространение не соответствующих закону агитационных материалов или наложить арест на соответствующие печатные материалы. При применении мер предварительной защиты необходимо руководствоваться в том числе ст. 85 КАС РФ с учетом положения о ее частичном несоответствии Конституции РФ, установленном Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 КАС РФ в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева";
Статья: Динамизм развития электоральных правоотношений партий и кандидатов
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Изменение процессуального статуса участника избирательного процесса позволяет преодолевать материальные запреты, устанавливаемые вышеназванным Федеральным законом N 67-ФЗ. Так, если депутат Государственной Думы или глава муниципального образования возглавляет список кандидатов, выдвинутых политической партией на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, то с регистрацией списка он приобретает статус зарегистрированного кандидата, что позволяет ему вести агитацию. Таким образом он преодолевает запрет, установленный для лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности, на участие в агитации, в том числе на распространение агитационных материалов в СМИ. Очевидно, что законодатель, установив исключение из общего запрета на ведение агитации должностными лицами, которые зарегистрированы в качестве кандидатов, подразумевал прежде всего свободу агитационной деятельности кандидата в свою поддержку или в поддержку выдвинувшего его избирательного объединения. Тем не менее проблема VIP-персон, возглавляющих пропорциональные списки и отказывающихся затем по итогам выборов от получения депутатских мандатов, актуальна не только в контексте непосредственных целей участия такого кандидата в выборах, но и в контексте возможного использования им преимуществ статуса зарегистрированного кандидата.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Изменение процессуального статуса участника избирательного процесса позволяет преодолевать материальные запреты, устанавливаемые вышеназванным Федеральным законом N 67-ФЗ. Так, если депутат Государственной Думы или глава муниципального образования возглавляет список кандидатов, выдвинутых политической партией на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, то с регистрацией списка он приобретает статус зарегистрированного кандидата, что позволяет ему вести агитацию. Таким образом он преодолевает запрет, установленный для лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности, на участие в агитации, в том числе на распространение агитационных материалов в СМИ. Очевидно, что законодатель, установив исключение из общего запрета на ведение агитации должностными лицами, которые зарегистрированы в качестве кандидатов, подразумевал прежде всего свободу агитационной деятельности кандидата в свою поддержку или в поддержку выдвинувшего его избирательного объединения. Тем не менее проблема VIP-персон, возглавляющих пропорциональные списки и отказывающихся затем по итогам выборов от получения депутатских мандатов, актуальна не только в контексте непосредственных целей участия такого кандидата в выборах, но и в контексте возможного использования им преимуществ статуса зарегистрированного кандидата.
Ситуация: В каком порядке граждане вправе проводить митинги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)использовать при проведении митинга различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)использовать при проведении митинга различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ;