Запрещенные предметы в сизо
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрещенные предметы в сизо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации" КоАП РФ"Таким образом, действия Р. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ, поскольку она, осведомленная о запрете проноса в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Москве запрещенных предметов, ознакомившись с перечнем запрещенных предметов и ответственностью за их пронос, не выполнила требование часового контрольно-пропускного пункта о сдаче указанных предметов, которые были обнаружены при досмотре ее вещей."
Решение Московского городского суда от 28.02.2025 по делу N 7-91/2025 (УИД 77RS0001-02-2024-009283-32)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение распоряжению сотрудника правоохранительных органов.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы об отсутствии подписей понятых в акте об изъятии предметов, запрещенных к хранению и использованию в следственных изоляторах ФСИН РФ, не могут являться основанием для прекращения производства по делу. Так, акт составлен и подписан инспектором фиофио Указание в акте иных инспекторов и отсутствие их подписей само по себе не свидетельствует об отсутствии факта изъятия у адвоката П. запрещенных предметов, в виде флеш-карт. Указание в акте иных лиц, кроме составляющего его должностного лица, не является обязательным и ничем не регламентировано, существенного нарушения норм процессуального права не допущено. Кроме того, указанный акт является одним из доказательств по делу, которое наряду с рапортом должностного лица и протоколом об административном правонарушении, образуют совокупность доказательств, позволяющих установить виновность привлекаемого лица.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение распоряжению сотрудника правоохранительных органов.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы об отсутствии подписей понятых в акте об изъятии предметов, запрещенных к хранению и использованию в следственных изоляторах ФСИН РФ, не могут являться основанием для прекращения производства по делу. Так, акт составлен и подписан инспектором фиофио Указание в акте иных инспекторов и отсутствие их подписей само по себе не свидетельствует об отсутствии факта изъятия у адвоката П. запрещенных предметов, в виде флеш-карт. Указание в акте иных лиц, кроме составляющего его должностного лица, не является обязательным и ничем не регламентировано, существенного нарушения норм процессуального права не допущено. Кроме того, указанный акт является одним из доказательств по делу, которое наряду с рапортом должностного лица и протоколом об административном правонарушении, образуют совокупность доказательств, позволяющих установить виновность привлекаемого лица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила СИЗО), Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила ИУ) и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила ИЦ) утверждены Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110. Правила ИЦ не включают в перечень предметов и веществ, которые осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать, средства мобильной связи, иные средства коммуникации и комплектующие к ним (приложение N 1), следовательно, передача им указанных предметов не образует состава обсуждаемого преступления. Правила СИЗО и Правила ИУ по-разному подходят к установлению круга запрещенных к обороту предметов. Правила СИЗО устанавливают перечень разрешенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания (п. 5.13 и приложение N 1), а Правила ИУ, напротив, устанавливают перечень предметов, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (п. 12.12 и приложение N 3).
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила СИЗО), Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила ИУ) и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила ИЦ) утверждены Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110. Правила ИЦ не включают в перечень предметов и веществ, которые осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать, средства мобильной связи, иные средства коммуникации и комплектующие к ним (приложение N 1), следовательно, передача им указанных предметов не образует состава обсуждаемого преступления. Правила СИЗО и Правила ИУ по-разному подходят к установлению круга запрещенных к обороту предметов. Правила СИЗО устанавливают перечень разрешенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания (п. 5.13 и приложение N 1), а Правила ИУ, напротив, устанавливают перечень предметов, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (п. 12.12 и приложение N 3).
Статья: Административно-правовое противодействие угрозам безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы
(Румянцев Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Применяемые судами меры административной ответственности в отношении граждан за доставку запрещенных предметов из сведений, полученных в ходе научных исследований, свидетельствуют о применении к нарушителям лишь среднего размера штрафных санкций, что составляет 3 тыс. руб., в то время как его максимальный размер 5 тыс. руб. Однако установлено, что стоимость для граждан, осуществляющих доставку запрещенных предметов, в зависимости от вида учреждения составляет от 3 тыс. до 10 тыс. руб., для следственных изоляторов - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <8>. И, естественно, размер штрафа за административное наказание, в соответствии с КоАП РФ, несоизмерим с размером оплаты, осуществляемым на коммерческой основе и превышающим его в десятки раз. При этом можно констатировать, что установленный размер штрафа, к сожалению, не является сдерживающим механизмом для соблюдения установленных ограничений и в целом, по нашему мнению, не соответствует снижению степени общественной опасности.
(Румянцев Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Применяемые судами меры административной ответственности в отношении граждан за доставку запрещенных предметов из сведений, полученных в ходе научных исследований, свидетельствуют о применении к нарушителям лишь среднего размера штрафных санкций, что составляет 3 тыс. руб., в то время как его максимальный размер 5 тыс. руб. Однако установлено, что стоимость для граждан, осуществляющих доставку запрещенных предметов, в зависимости от вида учреждения составляет от 3 тыс. до 10 тыс. руб., для следственных изоляторов - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <8>. И, естественно, размер штрафа за административное наказание, в соответствии с КоАП РФ, несоизмерим с размером оплаты, осуществляемым на коммерческой основе и превышающим его в десятки раз. При этом можно констатировать, что установленный размер штрафа, к сожалению, не является сдерживающим механизмом для соблюдения установленных ограничений и в целом, по нашему мнению, не соответствует снижению степени общественной опасности.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части шестой статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобой гражданина Р.Р. Идиятдинова"Таким образом, предусмотренный оспариваемой нормой досмотр вещей и одежды в связи с наличием достаточных оснований подозревать адвоката в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания реализуется - по содержанию и форме - за пределами обычного прохождения контроля (досмотра) с использованием технических средств при посещении следственного изолятора и характеризуется безальтернативной обязанностью адвоката выполнить соответствующее требование уполномоченного сотрудника, в том числе под угрозой принуждения или ответственности. Следовательно, в данном случае в целях защиты прав адвокатов должна быть предусмотрена возможность фиксации оснований, хода и результатов такого досмотра.
"По делу о проверке конституционности части шестой статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобой гражданина Р.Р. Идиятдинова"Таким образом, предусмотренный оспариваемой нормой досмотр вещей и одежды в связи с наличием достаточных оснований подозревать адвоката в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания реализуется - по содержанию и форме - за пределами обычного прохождения контроля (досмотра) с использованием технических средств при посещении следственного изолятора и характеризуется безальтернативной обязанностью адвоката выполнить соответствующее требование уполномоченного сотрудника, в том числе под угрозой принуждения или ответственности. Следовательно, в данном случае в целях защиты прав адвокатов должна быть предусмотрена возможность фиксации оснований, хода и результатов такого досмотра.
Статья: О факторах, влияющих на обеспечение безопасности персонала следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Факторами, влияющими на обеспечение безопасности персонала СИЗО, следует признать низкий уровень организаторской и оперативно-профилактической работы, недостаточное обеспечение изоляции и надзора за спецконтингентом, слабо проводимая работа по перекрытию источников и каналов поступления к ним запрещенных предметов (спиртных напитков, наркотических средств, денег, средств мобильной связи и др.). Негативно отражаются на вопросах обеспечения безопасности в рассматриваемых учреждениях и проблемы в технической оснащенности средствами охраны и надзора, связи, специальными средствами и средствами индивидуальными защиты. Отрицательно влияют на обеспечение безопасности персонала СИЗО факты нереагирования на нарушения установленного порядка содержания, недисциплинированность, безответственность, низкая профессиональная подготовка сотрудников, а также вступление во внеслужебные связи с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, что в итоге трансформируется в совершение противоправных действий в отношении персонала <4>.
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Факторами, влияющими на обеспечение безопасности персонала СИЗО, следует признать низкий уровень организаторской и оперативно-профилактической работы, недостаточное обеспечение изоляции и надзора за спецконтингентом, слабо проводимая работа по перекрытию источников и каналов поступления к ним запрещенных предметов (спиртных напитков, наркотических средств, денег, средств мобильной связи и др.). Негативно отражаются на вопросах обеспечения безопасности в рассматриваемых учреждениях и проблемы в технической оснащенности средствами охраны и надзора, связи, специальными средствами и средствами индивидуальными защиты. Отрицательно влияют на обеспечение безопасности персонала СИЗО факты нереагирования на нарушения установленного порядка содержания, недисциплинированность, безответственность, низкая профессиональная подготовка сотрудников, а также вступление во внеслужебные связи с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, что в итоге трансформируется в совершение противоправных действий в отношении персонала <4>.
Статья: Обыск: режимное мероприятие и следственное действие
(Валов С.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)<11> Статья 264 ПВР СИЗО, ст. 336 ПВР ИУ, ст. 89, 90 ПВР ИЦ.
(Валов С.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)<11> Статья 264 ПВР СИЗО, ст. 336 ПВР ИУ, ст. 89, 90 ПВР ИЦ.
Статья: Административное противодействие поступлению запрещенных предметов на территории учреждений УИС
(Дазмарова Т.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Также к мерам административного противодействия поступлению запрещенных предметов на территории учреждений УИС следует отнести проводимые сотрудниками собственной безопасности региональных управлений ФСИН России внезапные проверки служебных кабинетов и рабочих мест работников УИС на охраняемых территориях ИУ и СИЗО и организацию работы по выявлению фактов незаконного использования ими средств мобильной связи. В результате проведенных внезапных проверок в ряде ГУФСИН (УФСИН) России выявлено наличие в служебных кабинетах сотрудников средств мобильной связи, повлекшее назначение служебных проверок с последующим привлечением сотрудников к дисциплинарной ответственности.
(Дазмарова Т.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Также к мерам административного противодействия поступлению запрещенных предметов на территории учреждений УИС следует отнести проводимые сотрудниками собственной безопасности региональных управлений ФСИН России внезапные проверки служебных кабинетов и рабочих мест работников УИС на охраняемых территориях ИУ и СИЗО и организацию работы по выявлению фактов незаконного использования ими средств мобильной связи. В результате проведенных внезапных проверок в ряде ГУФСИН (УФСИН) России выявлено наличие в служебных кабинетах сотрудников средств мобильной связи, повлекшее назначение служебных проверок с последующим привлечением сотрудников к дисциплинарной ответственности.
Статья: Незаконный оборот наркотиков в учреждениях уголовно-исполнительной системы: современное состояние, выявление и профилактика
(Волох А.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)1) совершенствование системы организации охраны и возможностей использования инженерно-технических средств охраны для перекрытия участков, уязвимых для доставки в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов, включая наркотические средства;
(Волох А.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)1) совершенствование системы организации охраны и возможностей использования инженерно-технических средств охраны для перекрытия участков, уязвимых для доставки в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов, включая наркотические средства;
Статья: Криминологическое обеспечение предупреждения пенитенциарных преступлений
(Нестерова О.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Немаловажным считается то, что теорию криминологической безопасности можно применить и на деятельности уголовно-исполнительной системы. Действительно, стратегия защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (в данном конкретном случае защита сотрудников уголовно-исполнительной системы, их родственников, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц от преступных посягательств) будет максимально эффективна при борьбе с пенитенциарной преступностью. Начало данной деятельности на законодательном уровне уже положено. Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в своем содержании содержит разд. XVII "Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы" <9>. В данном разделе предусмотрен целый комплекс мероприятий, в том числе криминологического характера: оснащение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора; укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах; повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности; выработка мер, направленных на выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений; создание условий раздельного содержания осужденных; совершенствование мер по профилактике побегов и доставки на режимную территорию запрещенных предметов, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов; мониторинг рецидива преступлений; повышение эффективности индивидуального профилактического воздействия, включая постановку на профилактический учет; совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел и т.д. Реализация указанных выше направлений будет способствовать повышению эффективности деятельности по предупреждению пенитенциарных преступлений.
(Нестерова О.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Немаловажным считается то, что теорию криминологической безопасности можно применить и на деятельности уголовно-исполнительной системы. Действительно, стратегия защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (в данном конкретном случае защита сотрудников уголовно-исполнительной системы, их родственников, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц от преступных посягательств) будет максимально эффективна при борьбе с пенитенциарной преступностью. Начало данной деятельности на законодательном уровне уже положено. Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в своем содержании содержит разд. XVII "Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы" <9>. В данном разделе предусмотрен целый комплекс мероприятий, в том числе криминологического характера: оснащение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора; укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах; повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности; выработка мер, направленных на выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений; создание условий раздельного содержания осужденных; совершенствование мер по профилактике побегов и доставки на режимную территорию запрещенных предметов, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов; мониторинг рецидива преступлений; повышение эффективности индивидуального профилактического воздействия, включая постановку на профилактический учет; совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел и т.д. Реализация указанных выше направлений будет способствовать повышению эффективности деятельности по предупреждению пенитенциарных преступлений.
Статья: Правовое обеспечение юридической документации адвоката: ордер и доверенность
(Пронина М.А.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Особые требования предъявляются к ордерам, выдаваемым для участия в уголовных делах или для свиданий с подзащитным. В них обязательно указывается формулировка предмета поручения, например "участие в уголовном деле в качестве защитника" или "свидание с обвиняемым". Также фиксируется стадия процесса, наименование следственного органа и, если необходимо, номер следственного изолятора.
(Пронина М.А.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Особые требования предъявляются к ордерам, выдаваемым для участия в уголовных делах или для свиданий с подзащитным. В них обязательно указывается формулировка предмета поручения, например "участие в уголовном деле в качестве защитника" или "свидание с обвиняемым". Также фиксируется стадия процесса, наименование следственного органа и, если необходимо, номер следственного изолятора.
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прокурор при осуществлении надзора должен иметь в виду, что нарушения режимных требований прежде всего обусловлены недостаточно эффективной деятельностью оперативных и иных служб по выявлению каналов проникновения запрещенных предметов, установлению и привлечению виновных лиц к ответственности, а также своевременному и качественному проведению обысков. К примеру, при попустительстве сотрудников СИЗО-1 (Ярославская область) подозреваемые, обвиняемые и осужденные имели возможность изготавливать и употреблять спиртные напитки. В результате 24 августа 2021 г. в ночное время после употребления алкогольных напитков кустарного производства осужденный К. на почве возникших неприязненных отношений нанес осужденному Ю. множественные удары руками и ногами по голове и телу, повлекшие его смерть. Примером беспрепятственного использования запрещенных веществ может служить и факт употребления 11 июня 2021 г. обвиняемым И. героина в СИЗО-1 (Приморский край), что привело к его смерти. В определенной мере нарушениям режима способствуют противоправные деяния сотрудников пенитенциарных учреждений. Не единичны случаи их вступления в преступную связь с лицами, заключенными под стражу, осужденными и иными лицами с целью получения материальной выгоды для себя.
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прокурор при осуществлении надзора должен иметь в виду, что нарушения режимных требований прежде всего обусловлены недостаточно эффективной деятельностью оперативных и иных служб по выявлению каналов проникновения запрещенных предметов, установлению и привлечению виновных лиц к ответственности, а также своевременному и качественному проведению обысков. К примеру, при попустительстве сотрудников СИЗО-1 (Ярославская область) подозреваемые, обвиняемые и осужденные имели возможность изготавливать и употреблять спиртные напитки. В результате 24 августа 2021 г. в ночное время после употребления алкогольных напитков кустарного производства осужденный К. на почве возникших неприязненных отношений нанес осужденному Ю. множественные удары руками и ногами по голове и телу, повлекшие его смерть. Примером беспрепятственного использования запрещенных веществ может служить и факт употребления 11 июня 2021 г. обвиняемым И. героина в СИЗО-1 (Приморский край), что привело к его смерти. В определенной мере нарушениям режима способствуют противоправные деяния сотрудников пенитенциарных учреждений. Не единичны случаи их вступления в преступную связь с лицами, заключенными под стражу, осужденными и иными лицами с целью получения материальной выгоды для себя.
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении, обеспечивающем изоляцию от общества, средств мобильной связи и иных средств коммуникации
(Плешаков А.М., Туманов А.С.)
("Российский следователь", 2025, N 8)Не допускается приобретение таких устройств, т.е. их получение осужденным (обвиняемым, подозреваемым) любым способом (покупка, дарение, в счет уплаты долга и т.д.) с момента перехода предмета преступления в фактическое владение виновным. Запрещается хранение средств мобильной связи, нахождение при себе, в помещении, в тайнике и т.д.
(Плешаков А.М., Туманов А.С.)
("Российский следователь", 2025, N 8)Не допускается приобретение таких устройств, т.е. их получение осужденным (обвиняемым, подозреваемым) любым способом (покупка, дарение, в счет уплаты долга и т.д.) с момента перехода предмета преступления в фактическое владение виновным. Запрещается хранение средств мобильной связи, нахождение при себе, в помещении, в тайнике и т.д.