Заполнение сведений о доходах госслужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Заполнение сведений о доходах госслужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 19.12.2024 N 33-3479/2024 (УИД 67RS0004-01-2024-001621-73)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда; 2) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 3) О признании незаконным увольнения, о восстановлении на работе; 4) О признании незаконным протокола комиссии; 5) Об исключении информации из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Обстоятельства: Суд пришел к выводу о том, что были подтверждены факты неисполнения истцом обязанности по предотвращению и урегулированию возможного конфликта интересов, а также предоставления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то, что допущенные им нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения ввиду их несущественности и малозначительности, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они могут быть расценены как значительные, влекущие увольнение государственного служащего, в каждом конкретном случае работодатель принимает решение самостоятельно. В ходе проверки достоверности представленных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера в отношении Б. были выявлены факты предоставления недостоверных сведений в справке о доходах, сокрытия счетов, доход в виде арендных платежей за сдачу нежилого помещения.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда; 2) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 3) О признании незаконным увольнения, о восстановлении на работе; 4) О признании незаконным протокола комиссии; 5) Об исключении информации из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Обстоятельства: Суд пришел к выводу о том, что были подтверждены факты неисполнения истцом обязанности по предотвращению и урегулированию возможного конфликта интересов, а также предоставления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то, что допущенные им нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения ввиду их несущественности и малозначительности, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они могут быть расценены как значительные, влекущие увольнение государственного служащего, в каждом конкретном случае работодатель принимает решение самостоятельно. В ходе проверки достоверности представленных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера в отношении Б. были выявлены факты предоставления недостоверных сведений в справке о доходах, сокрытия счетов, доход в виде арендных платежей за сдачу нежилого помещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как госслужащему заполнить справку (декларацию) о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
(КонсультантПлюс, 2025)Как госслужащему заполнить справку (декларацию) о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
(КонсультантПлюс, 2025)Как госслужащему заполнить справку (декларацию) о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- предшествующее ознакомление работника с информацией по представлению информации об имуществе (доходах) в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, свидетельствующее об обязанности указать сведения о наличии имущества. Пунктом 23 Положения N 1065 от 21 сентября 2009 г. на кадровую службу государственных органов возлагается обязанность ознакомления государственного служащего с результатами проведенной проверки, при этом по смыслу вышеуказанного акта такое ознакомление должно иметь место до применения к государственному служащему мер юридической ответственности, поскольку обязанности кадровой службы ознакомить государственного служащего с результатами проверки корреспондирует предусмотренное п. 24 вышеуказанного Положения право государственного служащего дать объяснения по результатам проверки (например, ознакомление с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (прилагаются) за отчетный период <26>; в 2015 - 2016 г. сотрудники налоговой инспекции, в том числе истица, были ознакомлены с Обзором основных ошибок, допускаемых государственными служащими (работниками) при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки от 23 июня 2014 г. N 460. 26 февраля 2016 г. истица под роспись была ознакомлена с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 г. (за отчетный 2015 год) и письмом Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 11-12-10/6155 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Министерстве финансов Российской Федерации" <27>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- предшествующее ознакомление работника с информацией по представлению информации об имуществе (доходах) в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, свидетельствующее об обязанности указать сведения о наличии имущества. Пунктом 23 Положения N 1065 от 21 сентября 2009 г. на кадровую службу государственных органов возлагается обязанность ознакомления государственного служащего с результатами проведенной проверки, при этом по смыслу вышеуказанного акта такое ознакомление должно иметь место до применения к государственному служащему мер юридической ответственности, поскольку обязанности кадровой службы ознакомить государственного служащего с результатами проверки корреспондирует предусмотренное п. 24 вышеуказанного Положения право государственного служащего дать объяснения по результатам проверки (например, ознакомление с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (прилагаются) за отчетный период <26>; в 2015 - 2016 г. сотрудники налоговой инспекции, в том числе истица, были ознакомлены с Обзором основных ошибок, допускаемых государственными служащими (работниками) при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки от 23 июня 2014 г. N 460. 26 февраля 2016 г. истица под роспись была ознакомлена с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 г. (за отчетный 2015 год) и письмом Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 11-12-10/6155 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Министерстве финансов Российской Федерации" <27>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559
(ред. от 26.06.2023)
"О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"
(вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")9. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(ред. от 26.06.2023)
"О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"
(вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")9. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 256
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"б) предоставления гражданам, претендующим на замещение должностей гражданской службы, и гражданским служащим возможности загрузки в единую систему справки о доходах и расходах, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК";
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"б) предоставления гражданам, претендующим на замещение должностей гражданской службы, и гражданским служащим возможности загрузки в единую систему справки о доходах и расходах, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК";
Ситуация: Как госслужащему представить уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Чтобы представить уточненные сведения, госслужащему необходимо повторно заполнить справку о доходах, расходах и подать ее в кадровую службу госоргана в установленный срок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Чтобы представить уточненные сведения, госслужащему необходимо повторно заполнить справку о доходах, расходах и подать ее в кадровую службу госоргана в установленный срок.
Статья: Административно-правовая регламентация электронного декларирования расходов и доходов государственных гражданских служащих
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Возможность формирования сведений о доходах в электронном виде с использованием специального программного обеспечения "Справки БК" <8> нормативно урегулирована для участников государственно-служебных отношений еще с 2014 г. Вместе с тем перевод этого процесса полностью в электронный вид предполагает концептуальный пересмотр парадигмы декларирования сведений о доходах и рассмотрение вопроса "упрощения процедуры заполнения справок о доходах и расходах", перехода к новому подходу - предзаполнения сведений для декларанта на основе данных, содержащихся в государственных информационных системах <9>. Также целесообразно оценить возможность ухода от тотального сбора сведений о доходах и перейти к фрагментарной проверке с учетом риск-ориентированного подхода. Например, только при получении информации о значительном увеличении доходов за несколько декларируемых периодов <10>. Это позволило бы значительно сократить расходы государственного аппарата на организацию проведения антикоррупционных кампаний, сосредоточив усилия на более качественной обработке представляемых сведений о доходах для их последующего автоматизированного анализа. Данный вопрос требует тщательной проработки в целях соблюдения требований по обработке персональных данных гражданских служащих, а также установления необходимого правового регулирования, которое позволило бы соответствующие данные получать из внешних информационных систем в объеме, необходимом для "заполнения" сведений о доходах.
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Возможность формирования сведений о доходах в электронном виде с использованием специального программного обеспечения "Справки БК" <8> нормативно урегулирована для участников государственно-служебных отношений еще с 2014 г. Вместе с тем перевод этого процесса полностью в электронный вид предполагает концептуальный пересмотр парадигмы декларирования сведений о доходах и рассмотрение вопроса "упрощения процедуры заполнения справок о доходах и расходах", перехода к новому подходу - предзаполнения сведений для декларанта на основе данных, содержащихся в государственных информационных системах <9>. Также целесообразно оценить возможность ухода от тотального сбора сведений о доходах и перейти к фрагментарной проверке с учетом риск-ориентированного подхода. Например, только при получении информации о значительном увеличении доходов за несколько декларируемых периодов <10>. Это позволило бы значительно сократить расходы государственного аппарата на организацию проведения антикоррупционных кампаний, сосредоточив усилия на более качественной обработке представляемых сведений о доходах для их последующего автоматизированного анализа. Данный вопрос требует тщательной проработки в целях соблюдения требований по обработке персональных данных гражданских служащих, а также установления необходимого правового регулирования, которое позволило бы соответствующие данные получать из внешних информационных систем в объеме, необходимом для "заполнения" сведений о доходах.
Статья: Ошибки, допускаемые госслужащими при заполнении справок о доходах
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)17.05.2024 Минфин на своем официальном сайте (minfin.gov.ru) разместил Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Обзор).
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)17.05.2024 Минфин на своем официальном сайте (minfin.gov.ru) разместил Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Обзор).
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме своих сведений, они предоставляют информацию о доходах, расходах и имуществе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме своих сведений, они предоставляют информацию о доходах, расходах и имуществе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.