Запасные присяжные заседатели
Подборка наиболее важных документов по запросу Запасные присяжные заседатели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 329. Замена присяжного заседателя запасным
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 329. Замена присяжного заседателя запасным
Статья: Присяжные заседатели
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под статусом присяжного заседателя понимается круг прав, обязанностей и ответственность, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Присяжный заседатель свой правовой статус приобретает с момента принятия присяги в судебном разбирательстве. Однако несмотря на то, что присягу принимают как основные, так и запасные присяжные заседатели, полноценный статус есть только у членов основного состава коллегии. Если в ходе производства по уголовному делу запасной присяжный заседатель будет включен в состав основной коллегии, полный круг прав и обязанностей по уголовному делу он приобретет именно с этого момента. Круг основных прав и обязанностей предусмотрен ч. ч. 1 и 2 ст. 333 УПК РФ, ими обладают как основные, так и запасные присяжные заседатели. Дополнительными правами и обязанностями, которые содержатся в различных нормах УПК РФ, обладает только основной состав коллегии присяжных заседателей.
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под статусом присяжного заседателя понимается круг прав, обязанностей и ответственность, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Присяжный заседатель свой правовой статус приобретает с момента принятия присяги в судебном разбирательстве. Однако несмотря на то, что присягу принимают как основные, так и запасные присяжные заседатели, полноценный статус есть только у членов основного состава коллегии. Если в ходе производства по уголовному делу запасной присяжный заседатель будет включен в состав основной коллегии, полный круг прав и обязанностей по уголовному делу он приобретет именно с этого момента. Круг основных прав и обязанностей предусмотрен ч. ч. 1 и 2 ст. 333 УПК РФ, ими обладают как основные, так и запасные присяжные заседатели. Дополнительными правами и обязанностями, которые содержатся в различных нормах УПК РФ, обладает только основной состав коллегии присяжных заседателей.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 329. Замена присяжного заседателя запасным
(ред. от 27.10.2025)Статья 329. Замена присяжного заседателя запасным
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23
(ред. от 28.06.2022)
"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей"18. Исходя из положений части 1 статьи 331 УПК РФ, согласно которым старшину избирают присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в выборах старшины запасные присяжные заседатели участия не принимают. Избрание старшины происходит в совещательной комнате открытым голосованием. Данные о старшине заносятся в протокол судебного заседания, в котором указывается ход формирования коллегии. Составление присяжными заседателями какого-либо документа об избрании старшины не требуется.
(ред. от 28.06.2022)
"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей"18. Исходя из положений части 1 статьи 331 УПК РФ, согласно которым старшину избирают присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в выборах старшины запасные присяжные заседатели участия не принимают. Избрание старшины происходит в совещательной комнате открытым голосованием. Данные о старшине заносятся в протокол судебного заседания, в котором указывается ход формирования коллегии. Составление присяжными заседателями какого-либо документа об избрании старшины не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Присяжные заседатели. Правовая основа участия сотрудников ОПИ России в качестве присяжных заседателей регулируется подп. "е" п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" <1>, согласно которому гражданин, включенный в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключается из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если он является должностным лицом органов принудительного исполнения Российской Федерации, - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения. Получив такое уведомление о привлечении в качестве присяжного заседателя, сотруднику необходимо самостоятельно или через кадровое подразделение ОПИ ТО подать письменное заявление о наличии обстоятельств, указанных выше, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя. Подавая заявление самостоятельно, целесообразно приложить копию приказа о назначении (увольнении).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Присяжные заседатели. Правовая основа участия сотрудников ОПИ России в качестве присяжных заседателей регулируется подп. "е" п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" <1>, согласно которому гражданин, включенный в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключается из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если он является должностным лицом органов принудительного исполнения Российской Федерации, - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения. Получив такое уведомление о привлечении в качестве присяжного заседателя, сотруднику необходимо самостоятельно или через кадровое подразделение ОПИ ТО подать письменное заявление о наличии обстоятельств, указанных выше, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя. Подавая заявление самостоятельно, целесообразно приложить копию приказа о назначении (увольнении).
Статья: Суд присяжных в Российской империи: осмысление первого опыта в период контрреформ 1880 - 1890-х гг. (к 160-летию судебной реформы)
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Закон 12 июня 1884 г. <11> касался права отвода и порядка составления списка присяжных заседателей. Понимая невозможность контролировать каждый шаг своих агентов, власть пыталась влиять на формирование составов "суда совести", интегрируя в комиссии, формирующие институт присяжных заседателей, администрацию. В состав уездных комиссий, формирующих общие списки присяжных заседателей, вводились уездный исправник и полицмейстер. Причем эти списки должны были подлежать последующей проверке губернскими комиссиями, формируемыми под председательством губернатора из губернского предводителя дворянства, председателей окружного суда и съезда мировых судей, а также прокурора окружного суда. При составлении списков очередных и запасных присяжных заседателей в западных губерниях к работе уездных комиссий привлекался местный товарищ прокурора окружного суда.
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Закон 12 июня 1884 г. <11> касался права отвода и порядка составления списка присяжных заседателей. Понимая невозможность контролировать каждый шаг своих агентов, власть пыталась влиять на формирование составов "суда совести", интегрируя в комиссии, формирующие институт присяжных заседателей, администрацию. В состав уездных комиссий, формирующих общие списки присяжных заседателей, вводились уездный исправник и полицмейстер. Причем эти списки должны были подлежать последующей проверке губернскими комиссиями, формируемыми под председательством губернатора из губернского предводителя дворянства, председателей окружного суда и съезда мировых судей, а также прокурора окружного суда. При составлении списков очередных и запасных присяжных заседателей в западных губерниях к работе уездных комиссий привлекался местный товарищ прокурора окружного суда.
Статья: Оправдательные приговоры судов присяжных в Вятской губернии в XIX в.: уголовно-правовой и криминологический анализ
(Гребенкин Ф.Б., Рогова Н.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 4)В соответствии со ст. 550 Устава уголовного судопроизводства присяжные в количестве тридцати человек участвовали в отправлении правосудия в течение всего периода заседаний. Дополнительно назначались еще шесть запасных присяжных заседателей <10>. В ст. 81 Учреждения судебных установлений были сформулированы требования к качественному составу присяжных заседателей. Также перечислялись категории лиц, которые не могли избираться в присяжные заседатели <11>. Первоначально допускались ошибки в формировании их списков, что, естественно, могло повлиять на принятие ими решений. Как отмечал по данному поводу А.Ф. Кони, "с 1878 по 1879 г. пришлось исключить из списков, присланных в Петербургский окружной суд, 5 иностранцев, 12 человек старше 70 лет, не проживающих в Петербурге - 106, оказавшихся умершими за несколько лет перед занесением в списки - 23, признанных сумасшедшими - 3, не знающих русского языка - 5, слепых - 2, глухих - 8, не имеющих права быть присяжными заседателями - 18 и отбывающих в предшествующем году свою обязанность - 5" <12>. Если такие просчеты при составлении списков происходили в российской столице, то маловероятно, что в провинции, в том числе в Вятской губернии, дела такого рода обстояли лучше.
(Гребенкин Ф.Б., Рогова Н.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 4)В соответствии со ст. 550 Устава уголовного судопроизводства присяжные в количестве тридцати человек участвовали в отправлении правосудия в течение всего периода заседаний. Дополнительно назначались еще шесть запасных присяжных заседателей <10>. В ст. 81 Учреждения судебных установлений были сформулированы требования к качественному составу присяжных заседателей. Также перечислялись категории лиц, которые не могли избираться в присяжные заседатели <11>. Первоначально допускались ошибки в формировании их списков, что, естественно, могло повлиять на принятие ими решений. Как отмечал по данному поводу А.Ф. Кони, "с 1878 по 1879 г. пришлось исключить из списков, присланных в Петербургский окружной суд, 5 иностранцев, 12 человек старше 70 лет, не проживающих в Петербурге - 106, оказавшихся умершими за несколько лет перед занесением в списки - 23, признанных сумасшедшими - 3, не знающих русского языка - 5, слепых - 2, глухих - 8, не имеющих права быть присяжными заседателями - 18 и отбывающих в предшествующем году свою обязанность - 5" <12>. Если такие просчеты при составлении списков происходили в российской столице, то маловероятно, что в провинции, в том числе в Вятской губернии, дела такого рода обстояли лучше.
Статья: Состав суда как фактор, определяющий процессуальную форму рассмотрения уголовных дел
(Дикарев И.С., Лыков Д.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Коллегия присяжных заседателей, будучи организационно отделенной от председательствующего судьи, также нуждается во внутреннем руководстве, в связи с чем закон предусматривает избрание старшины присяжных заседателей (ст. 331 УПК РФ). Если бы представители народа образовывали с профессиональным судьей единую коллегию (как это было в суде с участием народных заседателей), фигура старшины оказалась бы излишней. Избираемость старшины имеет целью обеспечить выбор присяжными в качестве своего "процессуального руководителя" такого лица, которое пользуется авторитетом у большинства присяжных заседателей. В свете этого вызывает недоумение положение статьи 331 УПК РФ, по смыслу которой в избрании не принимают участие запасные присяжные заседатели, притом что каждый из них имеет шанс в любой момент оказаться в составе коллегии. Эта норма, как ограничивающая права запасных присяжных заседателей, нуждается в корректировке: избирать старшину должны, по нашему мнению, все присяжные заседатели. Таким образом, предлагается исключить из части 1 ст. 331 УПК РФ слова "входящие в состав коллегии".
(Дикарев И.С., Лыков Д.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Коллегия присяжных заседателей, будучи организационно отделенной от председательствующего судьи, также нуждается во внутреннем руководстве, в связи с чем закон предусматривает избрание старшины присяжных заседателей (ст. 331 УПК РФ). Если бы представители народа образовывали с профессиональным судьей единую коллегию (как это было в суде с участием народных заседателей), фигура старшины оказалась бы излишней. Избираемость старшины имеет целью обеспечить выбор присяжными в качестве своего "процессуального руководителя" такого лица, которое пользуется авторитетом у большинства присяжных заседателей. В свете этого вызывает недоумение положение статьи 331 УПК РФ, по смыслу которой в избрании не принимают участие запасные присяжные заседатели, притом что каждый из них имеет шанс в любой момент оказаться в составе коллегии. Эта норма, как ограничивающая права запасных присяжных заседателей, нуждается в корректировке: избирать старшину должны, по нашему мнению, все присяжные заседатели. Таким образом, предлагается исключить из части 1 ст. 331 УПК РФ слова "входящие в состав коллегии".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Дела о тяжких преступлениях разбирались окружным судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных был построен по образцу французского суда ассизов <1>. Коронный состав его складывался из трех членов суда, один из которых председательствовал в заседании. Скамья присяжных заседателей состояла из 12 очередных присяжных и двух запасных, которые могли заменить выбывших ввиду болезни очередных присяжных.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Дела о тяжких преступлениях разбирались окружным судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных был построен по образцу французского суда ассизов <1>. Коронный состав его складывался из трех членов суда, один из которых председательствовал в заседании. Скамья присяжных заседателей состояла из 12 очередных присяжных и двух запасных, которые могли заменить выбывших ввиду болезни очередных присяжных.