Замена стороны в контракте
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена стороны в контракте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Условия контракта. Изменение условий контракта. Замена стороны
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Условия контракта. Изменение условий контракта. Замена стороны
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Государственный (муниципальный) контракт
(КонсультантПлюс, 2025)2. Изменение условий контракта. Замена стороны
(КонсультантПлюс, 2025)2. Изменение условий контракта. Замена стороны
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли заменить сторону контракта
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли заменить сторону контракта
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Перемена заказчика в ходе исполнения контракта возможна, в этом случае права и обязанности по контракту переходят новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Согласие подрядчика (исполнителя) по контракту для этого не требуется (Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148). При этом Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок такой перемены и не определяет случаи, в которых такая перемена возможна. Переход прав заказчика по контракту возможен, например, при реорганизации заказчика (см. Письмо Минфина России от 30.01.2020 N 24-05-07/5494). Кроме того, передать полномочия заказчика можно для реализации бюджетных инвестиций. Это могут сделать госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления путем заключения соглашения о передаче полномочий заказчика (п. п. 4, 4.1 ст. 79 БК РФ, Письма Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-08/36960, от 30.04.2020 N 24-03-08/35357).
(КонсультантПлюс, 2025)Перемена заказчика в ходе исполнения контракта возможна, в этом случае права и обязанности по контракту переходят новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Согласие подрядчика (исполнителя) по контракту для этого не требуется (Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148). При этом Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок такой перемены и не определяет случаи, в которых такая перемена возможна. Переход прав заказчика по контракту возможен, например, при реорганизации заказчика (см. Письмо Минфина России от 30.01.2020 N 24-05-07/5494). Кроме того, передать полномочия заказчика можно для реализации бюджетных инвестиций. Это могут сделать госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления путем заключения соглашения о передаче полномочий заказчика (п. п. 4, 4.1 ст. 79 БК РФ, Письма Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-08/36960, от 30.04.2020 N 24-03-08/35357).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Вопрос: Об отказе заказчика от исполнения контракта, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям к участникам закупки.
(Письмо Минфина России от 24.10.2024 N 24-06-09/103309)Согласно части 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
(Письмо Минфина России от 24.10.2024 N 24-06-09/103309)Согласно части 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Вопрос: О предоставлении независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, в случае реорганизации заказчика в форме присоединения.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 24-06-09/104286)В соответствии с частью 6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 24-06-09/104286)В соответствии с частью 6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Так, Закон N 44-ФЗ предусматривает, что в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения в контракт могут быть внесены изменения в части замены стороны на соответствующего правопреемника. Сам контракт при этом остается действующим (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, Закон N 44-ФЗ предусматривает, что в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения в контракт могут быть внесены изменения в части замены стороны на соответствующего правопреемника. Сам контракт при этом остается действующим (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) <221>, утв. Президиумом ВС России 25 ноября 2015 г., изложен ответ на вопрос о том, на кого будет возлагаться обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, в случае перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам (контрактам) при уступке (цессии) прав требований денежных средств между резидентами по внешнеторговым сделкам. В данном Обзоре сделан вывод о том, что в случае осуществления уступки прав требований по внешнеторговому договору (контракту) субъектом валютного контроля, на которого возлагается обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, будет являться цессионарий (лицо, к которому перешло право требования).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) <221>, утв. Президиумом ВС России 25 ноября 2015 г., изложен ответ на вопрос о том, на кого будет возлагаться обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, в случае перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам (контрактам) при уступке (цессии) прав требований денежных средств между резидентами по внешнеторговым сделкам. В данном Обзоре сделан вывод о том, что в случае осуществления уступки прав требований по внешнеторговому договору (контракту) субъектом валютного контроля, на которого возлагается обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, будет являться цессионарий (лицо, к которому перешло право требования).
Вопрос: О перемене поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в случае его реорганизации в форме разделения.
(Письмо Минфина России от 31.10.2017 N 24-03-08/71520)Вопрос: О перемене поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в случае его реорганизации в форме разделения.
(Письмо Минфина России от 31.10.2017 N 24-03-08/71520)Вопрос: О перемене поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в случае его реорганизации в форме разделения.
Статья: Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)С точки зрения бланкетного законодательства и судебной практики, о нарушении валютного законодательства как об уклонении от репатриации денежных средств свидетельствуют непредставление в установленные сроки в уполномоченный банк, принявший на учет или на обслуживание внешнеторговый договор, подтверждающих документов, свидетельствующих об исполнении обязательства (прекращении, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту) <3>, отсутствие действий лица, направленных на репатриацию денежных средств, в частности: оказание воздействия на контрагентов в целях возврата денежных средств в рублях Российской Федерации, ведение претензионной работы, инициирование судебного разбирательства, в том числе в Международном коммерческом Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ <4>.
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)С точки зрения бланкетного законодательства и судебной практики, о нарушении валютного законодательства как об уклонении от репатриации денежных средств свидетельствуют непредставление в установленные сроки в уполномоченный банк, принявший на учет или на обслуживание внешнеторговый договор, подтверждающих документов, свидетельствующих об исполнении обязательства (прекращении, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту) <3>, отсутствие действий лица, направленных на репатриацию денежных средств, в частности: оказание воздействия на контрагентов в целях возврата денежных средств в рублях Российской Федерации, ведение претензионной работы, инициирование судебного разбирательства, в том числе в Международном коммерческом Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ <4>.
Вопрос: О перемене заказчика при закупках товаров (работ, услуг).
(Письмо Минфина России от 29.09.2020 N 24-03-06/85042)Вопрос: О перемене заказчика при закупках товаров (работ, услуг).
(Письмо Минфина России от 29.09.2020 N 24-03-06/85042)Вопрос: О перемене заказчика при закупках товаров (работ, услуг).
Вопрос: О перемене заказчика в ходе исполнения контракта.
(Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148)Вопрос: О перемене заказчика в ходе исполнения контракта.
(Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148)Вопрос: О перемене заказчика в ходе исполнения контракта.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от ответственности за просрочку оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетного финансирования
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительным соглашением от 30.11.2012 N 5 с согласия истца была произведена замена стороны контракта с департамента на МКУ ГО город Воронеж "Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства".
Освобождает ли заказчика от ответственности за просрочку оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетного финансирования
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительным соглашением от 30.11.2012 N 5 с согласия истца была произведена замена стороны контракта с департамента на МКУ ГО город Воронеж "Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства".
Статья: Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах
(Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)1. Самоисполнимость смарт-контракта приводит к его неотменяемости и неизменяемости и, как следствие, к невозможности расторгнуть или признать недействительным такой договор, а также произвести уступку требования или перевод долга. Все это может затруднить использование смарт-контракта в отдельных областях практической деятельности. Неотменяемость и неизменяемость смарт-контракта является серьезным препятствием в случае признания его судом недействительным, расторжения договора, применения реституции. Похожие проблемы могут встать также в случае перемены лиц в обязательстве, поскольку смарт-контракт будет исполняться именно на тех условиях, которые были определены при его программировании, включая стороны договора.
(Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)1. Самоисполнимость смарт-контракта приводит к его неотменяемости и неизменяемости и, как следствие, к невозможности расторгнуть или признать недействительным такой договор, а также произвести уступку требования или перевод долга. Все это может затруднить использование смарт-контракта в отдельных областях практической деятельности. Неотменяемость и неизменяемость смарт-контракта является серьезным препятствием в случае признания его судом недействительным, расторжения договора, применения реституции. Похожие проблемы могут встать также в случае перемены лиц в обязательстве, поскольку смарт-контракт будет исполняться именно на тех условиях, которые были определены при его программировании, включая стороны договора.