Замена обязательных работ УИК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена обязательных работ УИК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уклонение от исполнения наказания и отбывания назначенного наказания в форме уголовно-противоправного непреступного бездействия как разновидность уголовного проступка: понятие, признаки, правовые последствия
(Коробейников Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)К вопросу о замене обязательных работ принудительными или лишением свободы в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ. Злостно уклоняющимся в соответствии со ст. 30 УИК РФ признается осужденный:
(Коробейников Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)К вопросу о замене обязательных работ принудительными или лишением свободы в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ. Злостно уклоняющимся в соответствии со ст. 30 УИК РФ признается осужденный:
Статья: Осуществление осужденным права на судебную защиту при замене уголовного наказания, не связанного с изоляцией от общества, лишением свободы
(Малышева О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Практикующие адвокаты также констатируют распространенность в Российской Федерации судебной практики разрешения вопроса о замене наказания лишением свободы в отсутствие осужденных, которым назначено наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы. На основе УИК РФ, УПК РФ, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" адвокатами, представляющими интересы осужденных, допустимый федеральными законами порядок разрешения указанного вопроса определяется следующим образом: "При злостном уклонении осужденного от отбывания наказания и когда место его нахождения неизвестно, он объявляется в розыск; при обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов; данный срок может быть продлен судом до 30 суток (п. 18 ст. 397 УПК РФ)" <21>. Указанных мер, по их мнению, достаточно для обеспечения участия осужденного в судебном заседании при рассмотрении в отношении его вопроса в соответствии с п. 2 ст. 397 УПК РФ.
(Малышева О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Практикующие адвокаты также констатируют распространенность в Российской Федерации судебной практики разрешения вопроса о замене наказания лишением свободы в отсутствие осужденных, которым назначено наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы. На основе УИК РФ, УПК РФ, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" адвокатами, представляющими интересы осужденных, допустимый федеральными законами порядок разрешения указанного вопроса определяется следующим образом: "При злостном уклонении осужденного от отбывания наказания и когда место его нахождения неизвестно, он объявляется в розыск; при обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов; данный срок может быть продлен судом до 30 суток (п. 18 ст. 397 УПК РФ)" <21>. Указанных мер, по их мнению, достаточно для обеспечения участия осужденного в судебном заседании при рассмотрении в отношении его вопроса в соответствии с п. 2 ст. 397 УПК РФ.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.
(ред. от 07.04.2025)2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"24.2. Судам следует иметь в виду, что к числу лиц, на которых распространяются положения частей 6 и 7 статьи 75.1 УИК РФ и пункта 18.1 статьи 397 УПК РФ, относятся также уклонившиеся от получения предписания или не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденные, которым отбывание наказания в колонии-поселении назначено после отмены условного осуждения или замены штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ по основаниям, предусмотренным в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"24.2. Судам следует иметь в виду, что к числу лиц, на которых распространяются положения частей 6 и 7 статьи 75.1 УИК РФ и пункта 18.1 статьи 397 УПК РФ, относятся также уклонившиеся от получения предписания или не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденные, которым отбывание наказания в колонии-поселении назначено после отмены условного осуждения или замены штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ по основаниям, предусмотренным в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопрос: В каких случаях и в каком порядке обязательные работы заменяются лишением свободы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 29 УИК РФ в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 29 УИК РФ в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.
Статья: Принудительные работы как вид уголовного наказания: дефекты правового регулирования и пути их устранения
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Надо отметить, что по своему содержанию принудительные работы являются более строгим наказанием, чем его оценивает законодатель, относя к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Отбывающий принудительные работы осужденный не только лишается права на выбор рода деятельности и части своего заработка, но и ограничивается в свободе передвижения, выборе места жительства и пребывания. Нахождение в исправительном центре, определяемом органом или учреждением уголовно-исполнительной системы, предполагает постоянный надзор за осужденными (ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ). Они лично и их жилые помещения могут подвергаться обыску, а их вещи могут быть досмотрены (ч. 5 ст. 60.4 УИК РФ). Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством и правилами внутреннего распорядка исправительных центров, при обнаружении таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются (ч. 4 ст. 60.4 УИК РФ) и т.д. Как правило, осужденный обязан непрерывно находиться на территории исправительного центра, включая нерабочее и ночное время, выходные и праздничные дни (п. "в" ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ). Самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра считается злостным нарушением порядка и условий отбывания принудительных работ (п. "ж" ч. 2 ст. 60.15 УИК РФ), а такое нарушение дает основание для направления в суд администрацией центра представления о замене неотбытой части наказания принудительными работами лишением свободы (ч. 5 ст. 60.15 УИК РФ).
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Надо отметить, что по своему содержанию принудительные работы являются более строгим наказанием, чем его оценивает законодатель, относя к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Отбывающий принудительные работы осужденный не только лишается права на выбор рода деятельности и части своего заработка, но и ограничивается в свободе передвижения, выборе места жительства и пребывания. Нахождение в исправительном центре, определяемом органом или учреждением уголовно-исполнительной системы, предполагает постоянный надзор за осужденными (ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ). Они лично и их жилые помещения могут подвергаться обыску, а их вещи могут быть досмотрены (ч. 5 ст. 60.4 УИК РФ). Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством и правилами внутреннего распорядка исправительных центров, при обнаружении таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются (ч. 4 ст. 60.4 УИК РФ) и т.д. Как правило, осужденный обязан непрерывно находиться на территории исправительного центра, включая нерабочее и ночное время, выходные и праздничные дни (п. "в" ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ). Самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра считается злостным нарушением порядка и условий отбывания принудительных работ (п. "ж" ч. 2 ст. 60.15 УИК РФ), а такое нарушение дает основание для направления в суд администрацией центра представления о замене неотбытой части наказания принудительными работами лишением свободы (ч. 5 ст. 60.15 УИК РФ).
Статья: Особенности административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительных инспекций при производстве по делам об административных правонарушениях
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В случае нарушения порядка отбывания наказания, а в нашем рассматриваемом примере это неявка осужденного в УИИ, необходимо было вынести предупреждение о замене исправительных работ более строгим видом наказания. Данный порядок закреплен в ч. 2 ст. 46 УИК РФ. Если же сотрудниками УИИ в отношении осужденного было вынесено предупреждение и вынесено постановление, тогда будет нарушен римский принцип "Non bis in idem", что с латинского переводится как "Не дважды за одно и то же" - принцип права человека, согласно которому человек не должен нести два наказания за одну провинность. В законодательстве Российской Федерации данный принцип закреплен в ст. 50 Конституции РФ.
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В случае нарушения порядка отбывания наказания, а в нашем рассматриваемом примере это неявка осужденного в УИИ, необходимо было вынести предупреждение о замене исправительных работ более строгим видом наказания. Данный порядок закреплен в ч. 2 ст. 46 УИК РФ. Если же сотрудниками УИИ в отношении осужденного было вынесено предупреждение и вынесено постановление, тогда будет нарушен римский принцип "Non bis in idem", что с латинского переводится как "Не дважды за одно и то же" - принцип права человека, согласно которому человек не должен нести два наказания за одну провинность. В законодательстве Российской Федерации данный принцип закреплен в ст. 50 Конституции РФ.
Статья: Лечение осужденных от алкоголизма как направление профилактики рецидива
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)- признание уклонения от обязательного лечения от алкоголизма злостным нарушением осужденным установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ст. 116 УИК РФ);
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)- признание уклонения от обязательного лечения от алкоголизма злостным нарушением осужденным установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ст. 116 УИК РФ);
Статья: Соблюдение законодательства при исполнении наказания в виде исправительных работ
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Кроме того, в силу тесной взаимосвязи положений УИК и ТК при исполнении наказания в виде исправительных работ полагаем целесообразным разрешать вопросы дисциплинарных взысканий осужденных с учетом положений ТК, так как в соответствии со ст. ст. 39, 40, 46 УИК и ст. ст. 192, 193 ТК вопрос соблюдения трудовой дисциплины осужденными относится к компетенции работодателя.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Кроме того, в силу тесной взаимосвязи положений УИК и ТК при исполнении наказания в виде исправительных работ полагаем целесообразным разрешать вопросы дисциплинарных взысканий осужденных с учетом положений ТК, так как в соответствии со ст. ст. 39, 40, 46 УИК и ст. ст. 192, 193 ТК вопрос соблюдения трудовой дисциплины осужденными относится к компетенции работодателя.
Вопрос: Какие полномочия имеет уголовно-исполнительная инспекция (УИИ)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности, а в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания указанного наказания, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания (ст. 29 УИК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности, а в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания указанного наказания, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания (ст. 29 УИК РФ).
Статья: Обязательные работы в УК РФ и КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу ст. 29 УИК РФ за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 1); в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ (ч. 2).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу ст. 29 УИК РФ за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 1); в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ (ч. 2).
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)В качестве принудительных мер предусмотрены предупреждение за нарушение условий и порядка отбывания и представление о замене обязательных работ более строгим наказанием при злостном (т.е. неоднократном) уклонении осужденного от отбывания наказания. Основанием для направления представления о замене обязательных работ более строгим наказанием должно быть зафиксированное замечание о том, что осужденный в течение месяца более двух раз не вышел на обязательные работы либо нарушил трудовую дисциплину.
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)В качестве принудительных мер предусмотрены предупреждение за нарушение условий и порядка отбывания и представление о замене обязательных работ более строгим наказанием при злостном (т.е. неоднократном) уклонении осужденного от отбывания наказания. Основанием для направления представления о замене обязательных работ более строгим наказанием должно быть зафиксированное замечание о том, что осужденный в течение месяца более двух раз не вышел на обязательные работы либо нарушил трудовую дисциплину.