Замена обязательных работ более строгим наказанием
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена обязательных работ более строгим наказанием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)В качестве принудительных мер предусмотрены предупреждение за нарушение условий и порядка отбывания и представление о замене обязательных работ более строгим наказанием при злостном (т.е. неоднократном) уклонении осужденного от отбывания наказания. Основанием для направления представления о замене обязательных работ более строгим наказанием должно быть зафиксированное замечание о том, что осужденный в течение месяца более двух раз не вышел на обязательные работы либо нарушил трудовую дисциплину.
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)В качестве принудительных мер предусмотрены предупреждение за нарушение условий и порядка отбывания и представление о замене обязательных работ более строгим наказанием при злостном (т.е. неоднократном) уклонении осужденного от отбывания наказания. Основанием для направления представления о замене обязательных работ более строгим наказанием должно быть зафиксированное замечание о том, что осужденный в течение месяца более двух раз не вышел на обязательные работы либо нарушил трудовую дисциплину.
Статья: Уклонение от исполнения наказания и отбывания назначенного наказания в форме уголовно-противоправного непреступного бездействия как разновидность уголовного проступка: понятие, признаки, правовые последствия
(Коробейников Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Так, согласно материалам дела осужденный Т. своевременно встал на учет в уголовно-исполнительную инспекцию (далее - УИИ), в тот же день он был направлен для отбывания наказания и принят на работу для отбывания наказания в виде обязательных работ с указанием приступить к работе на следующий день. В ходе проверки через две недели по месту работы обнаружено, что осужденный в назначенный день на работу не явился и в течение всего срока для отбывания наказания к работе не приступал. В своем объяснении Т. признал факт отсутствия на работе все предшествующие дни без уважительных причин. За выявленные нарушения ему было вынесено предупреждение о возможности замены обязательных работ более строгим видом наказания. Однако позже, при повторной проверке, был выявлен еще один факт невыхода на работу осужденного в течение 2 недель, который также был безосновательным и был подтвержден Т.
(Коробейников Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Так, согласно материалам дела осужденный Т. своевременно встал на учет в уголовно-исполнительную инспекцию (далее - УИИ), в тот же день он был направлен для отбывания наказания и принят на работу для отбывания наказания в виде обязательных работ с указанием приступить к работе на следующий день. В ходе проверки через две недели по месту работы обнаружено, что осужденный в назначенный день на работу не явился и в течение всего срока для отбывания наказания к работе не приступал. В своем объяснении Т. признал факт отсутствия на работе все предшествующие дни без уважительных причин. За выявленные нарушения ему было вынесено предупреждение о возможности замены обязательных работ более строгим видом наказания. Однако позже, при повторной проверке, был выявлен еще один факт невыхода на работу осужденного в течение 2 недель, который также был безосновательным и был подтвержден Т.
Нормативные акты
"Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях"
(утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970)
(ред. от 17.01.1983)87. На предприятиях должен быть организован четкий контроль за соблюдением норм затрат с тем, чтобы не допускать необоснованных отступлений от установленной технологии изготовления изделий, нерациональной замены сырья и материалов, превышения установленных норм затрат и т.п. Отклонения от норм могут допускаться только с разрешения ответственных работников предприятий. Все случаи отклонения от норм должны оформляться соответствующими документами и строго учитываться. Учет отклонений ведется в целях обеспечения своевременной информации руководителей производства о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не предусмотренных нормами затрат и принятия необходимых для их предотвращения организационных и технических мер, а также - в случаях экономии - для распространения передового опыта.
(утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970)
(ред. от 17.01.1983)87. На предприятиях должен быть организован четкий контроль за соблюдением норм затрат с тем, чтобы не допускать необоснованных отступлений от установленной технологии изготовления изделий, нерациональной замены сырья и материалов, превышения установленных норм затрат и т.п. Отклонения от норм могут допускаться только с разрешения ответственных работников предприятий. Все случаи отклонения от норм должны оформляться соответствующими документами и строго учитываться. Учет отклонений ведется в целях обеспечения своевременной информации руководителей производства о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не предусмотренных нормами затрат и принятия необходимых для их предотвращения организационных и технических мер, а также - в случаях экономии - для распространения передового опыта.
Статья: Прогноз развития института принудительных работ в среднесрочной перспективе
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)Важным показателем для корректного прогноза численности осужденных к принудительным работам на средне- и долгосрочную перспективу являются сведения о доле осужденных к исправительным, обязательным работам и ограничению свободы, снятых с учета уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ) в связи с заменой на более строгое наказание (таблица 4).
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)Важным показателем для корректного прогноза численности осужденных к принудительным работам на средне- и долгосрочную перспективу являются сведения о доле осужденных к исправительным, обязательным работам и ограничению свободы, снятых с учета уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ) в связи с заменой на более строгое наказание (таблица 4).
Статья: Основания для прекращения производства по делам о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания
(Пупышева Л.А.)
("Законодательство и практика", 2021, N 1)Постановлением Центрального районного суда г. Красноярска от 2 мая 2017 г. производство по представлению начальника филиала по Центральному району г. Красноярска ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю о замене неотбытого срока обязательных работ более строгим видом наказания было прекращено.
(Пупышева Л.А.)
("Законодательство и практика", 2021, N 1)Постановлением Центрального районного суда г. Красноярска от 2 мая 2017 г. производство по представлению начальника филиала по Центральному району г. Красноярска ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю о замене неотбытого срока обязательных работ более строгим видом наказания было прекращено.
Статья: Особенности административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительных инспекций при производстве по делам об административных правонарушениях
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В случае нарушения порядка отбывания наказания, а в нашем рассматриваемом примере это неявка осужденного в УИИ, необходимо было вынести предупреждение о замене исправительных работ более строгим видом наказания. Данный порядок закреплен в ч. 2 ст. 46 УИК РФ. Если же сотрудниками УИИ в отношении осужденного было вынесено предупреждение и вынесено постановление, тогда будет нарушен римский принцип "Non bis in idem", что с латинского переводится как "Не дважды за одно и то же" - принцип права человека, согласно которому человек не должен нести два наказания за одну провинность. В законодательстве Российской Федерации данный принцип закреплен в ст. 50 Конституции РФ.
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В случае нарушения порядка отбывания наказания, а в нашем рассматриваемом примере это неявка осужденного в УИИ, необходимо было вынести предупреждение о замене исправительных работ более строгим видом наказания. Данный порядок закреплен в ч. 2 ст. 46 УИК РФ. Если же сотрудниками УИИ в отношении осужденного было вынесено предупреждение и вынесено постановление, тогда будет нарушен римский принцип "Non bis in idem", что с латинского переводится как "Не дважды за одно и то же" - принцип права человека, согласно которому человек не должен нести два наказания за одну провинность. В законодательстве Российской Федерации данный принцип закреплен в ст. 50 Конституции РФ.
Статья: Об уголовном наказании в России: заметки на полях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему)
(Лопашенко Н.А.)
("Закон", 2021, N 12)В то же время сам законодатель подходит к принудительным работам как к самостоятельному виду наказания, о чем свидетельствуют два момента: 1) в некоторых санкциях, не содержащих наказание в виде лишения свободы, в то же время значатся принудительные работы (ч. 1 ст. 159.5, ч. 1 ст. 159.6, ч. 1 и 2 ст. 200.1, ч. 1 ст. 207 УК РФ) <17>; 2) в законе нет ограничений по замене других видов наказания принудительными работами обязательной привязкой к их упоминанию в конкретной санкции и к лишению свободы. А потому было бы правильным отказаться от положения о том, что принудительные работы являются альтернативой лишению свободы, и от порядка их назначения, регламентированного в ч. 2 ст. 53.1 УК РФ. Тем более что в настоящее время порядок применения принудительных работ по тем санкциям, где они соседствуют с лишением свободы, нарушает принцип выбора сначала более мягкого наказания и лишь при невозможности его назначения - назначения более строгого, поскольку суд сначала должен назначить лишение свободы, а потом заменить его принудительными работами <18>.
(Лопашенко Н.А.)
("Закон", 2021, N 12)В то же время сам законодатель подходит к принудительным работам как к самостоятельному виду наказания, о чем свидетельствуют два момента: 1) в некоторых санкциях, не содержащих наказание в виде лишения свободы, в то же время значатся принудительные работы (ч. 1 ст. 159.5, ч. 1 ст. 159.6, ч. 1 и 2 ст. 200.1, ч. 1 ст. 207 УК РФ) <17>; 2) в законе нет ограничений по замене других видов наказания принудительными работами обязательной привязкой к их упоминанию в конкретной санкции и к лишению свободы. А потому было бы правильным отказаться от положения о том, что принудительные работы являются альтернативой лишению свободы, и от порядка их назначения, регламентированного в ч. 2 ст. 53.1 УК РФ. Тем более что в настоящее время порядок применения принудительных работ по тем санкциям, где они соседствуют с лишением свободы, нарушает принцип выбора сначала более мягкого наказания и лишь при невозможности его назначения - назначения более строгого, поскольку суд сначала должен назначить лишение свободы, а потом заменить его принудительными работами <18>.
Статья: Осуществление осужденным права на судебную защиту при замене уголовного наказания, не связанного с изоляцией от общества, лишением свободы
(Малышева О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Право на защиту является конвенциональным и фундаментальным правом человека в сфере уголовного судопроизводства. Верность данного суждения подтверждается также результатами монографического исследования, проведенного коллективом авторов, раскрывших значение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, решений ЕСПЧ для российской правовой системы и правоприменительной практики <11>. Данное право согласно ст. 17, 45, 46, 48, 123 Конституции РФ гарантируется и осужденному, несмотря на то, что его процессуальный статус по сравнению с подозреваемым, обвиняемым уголовно-процессуальным законом сужен. В Постановлении Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" уточнены перечень субъектов, наделенных рассматриваемым правом, и пределы его осуществления. Указанная позиция Верховного Суда презюмирует, что осужденный обладает правом на защиту, формами осуществления которого являются: участвовать в судебном заседании, давать показания, представлять доказательства по предмету исследования в судебном заседании и др. (п. 1, 2 Постановления). Важным с точки зрения полного обеспечения права на защиту осужденного представляется уточнение Верховным Судом РФ, которое базируется на толковании правовых норм, закрепленных ч. 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 16 УПК РФ, того обстоятельства, что в судебном производстве на суд возлагается процессуальная обязанность по созданию необходимых условий для пользования осужденным таким правомочием. Отмеченное, как ожидается, должно исключить процессуальную возможность, а следовательно, и формирование судебной практики по рассмотрению и разрешению вопроса о замене осужденному наказания, не связанного с лишением свободы, на более строгое - лишение свободы в отсутствие осужденного.
(Малышева О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Право на защиту является конвенциональным и фундаментальным правом человека в сфере уголовного судопроизводства. Верность данного суждения подтверждается также результатами монографического исследования, проведенного коллективом авторов, раскрывших значение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, решений ЕСПЧ для российской правовой системы и правоприменительной практики <11>. Данное право согласно ст. 17, 45, 46, 48, 123 Конституции РФ гарантируется и осужденному, несмотря на то, что его процессуальный статус по сравнению с подозреваемым, обвиняемым уголовно-процессуальным законом сужен. В Постановлении Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" уточнены перечень субъектов, наделенных рассматриваемым правом, и пределы его осуществления. Указанная позиция Верховного Суда презюмирует, что осужденный обладает правом на защиту, формами осуществления которого являются: участвовать в судебном заседании, давать показания, представлять доказательства по предмету исследования в судебном заседании и др. (п. 1, 2 Постановления). Важным с точки зрения полного обеспечения права на защиту осужденного представляется уточнение Верховным Судом РФ, которое базируется на толковании правовых норм, закрепленных ч. 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 16 УПК РФ, того обстоятельства, что в судебном производстве на суд возлагается процессуальная обязанность по созданию необходимых условий для пользования осужденным таким правомочием. Отмеченное, как ожидается, должно исключить процессуальную возможность, а следовательно, и формирование судебной практики по рассмотрению и разрешению вопроса о замене осужденному наказания, не связанного с лишением свободы, на более строгое - лишение свободы в отсутствие осужденного.
Статья: Принудительные работы как вид "внесистемного" уголовного наказания
(Лапшин В.Ф.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Но и оспорить позицию Пленума ВС РФ тоже затруднительно, поскольку принудительные работы в соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ назначаются только в качестве основного наказания. Поэтому при замене ранее назначенного наказания, от исполнения/отбытия которого злостно уклоняется осужденный, фактически произойдет двойная замена, например, штрафа на лишение свободы, а затем лишения свободы принудительными работами. В этом можно увидеть юридическую непоследовательность, а точнее - нелогичность в принятии решения о замене штрафа более строгим видом наказания. Изначально суд признает повышенную общественную опасность осужденного, вследствие чего на основании ст. 6 и 60 УК РФ принимается решение о замене ранее назначенного штрафа более строгим видом наказания в виде лишения свободы. И этим же решением без оценки положительного эффекта, который должен был быть оказан вновь назначенным наказанием на исправление осужденного, производит замену уже более строгого наказания в виде лишения свободы менее строгим - принудительными работами.
(Лапшин В.Ф.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Но и оспорить позицию Пленума ВС РФ тоже затруднительно, поскольку принудительные работы в соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ назначаются только в качестве основного наказания. Поэтому при замене ранее назначенного наказания, от исполнения/отбытия которого злостно уклоняется осужденный, фактически произойдет двойная замена, например, штрафа на лишение свободы, а затем лишения свободы принудительными работами. В этом можно увидеть юридическую непоследовательность, а точнее - нелогичность в принятии решения о замене штрафа более строгим видом наказания. Изначально суд признает повышенную общественную опасность осужденного, вследствие чего на основании ст. 6 и 60 УК РФ принимается решение о замене ранее назначенного штрафа более строгим видом наказания в виде лишения свободы. И этим же решением без оценки положительного эффекта, который должен был быть оказан вновь назначенным наказанием на исправление осужденного, производит замену уже более строгого наказания в виде лишения свободы менее строгим - принудительными работами.
Статья: Уголовное наказание в виде исправительных работ в зарубежных странах
(Чулунов Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Уголовное наказание в виде исправительных работ нашло свое законодательное отражение в большинстве зарубежных стран, в том числе и в странах бывшего Советского Союза. Стоит отметить, что наказания с обязательным привлечением к труду проявили себя как эффективная мера государственного принуждения. В статье автор рассматривает уголовное наказание в виде исправительных работ на примере таких стран, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина. Выбор пал на анализ уголовного наказания в виде исправительных работ на примере некоторых зарубежных стран бывшего Советского Союза, так как исторически сложилось, что правовая система этих государств схожа с Российской Федерацией. Автор анализирует нормативно-правовую регламентацию назначения, исполнения наказания. Рассматривает пределы назначения и перечень лиц, в отношении которых исполняются исправительные работы, основания освобождения и порядок замены на более строгий вид наказания в случае уклонения. Приводит мнения различных авторов, изучавших данный вид уголовно-правовой меры государственного принуждения. Также приведены предложения по устранению правовых пробелов при исполнении уголовного наказания в виде исправительных работ и интеграции передового опыта в действующее законодательство для улучшения правового положения как сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, так и осужденных.
(Чулунов Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Уголовное наказание в виде исправительных работ нашло свое законодательное отражение в большинстве зарубежных стран, в том числе и в странах бывшего Советского Союза. Стоит отметить, что наказания с обязательным привлечением к труду проявили себя как эффективная мера государственного принуждения. В статье автор рассматривает уголовное наказание в виде исправительных работ на примере таких стран, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина. Выбор пал на анализ уголовного наказания в виде исправительных работ на примере некоторых зарубежных стран бывшего Советского Союза, так как исторически сложилось, что правовая система этих государств схожа с Российской Федерацией. Автор анализирует нормативно-правовую регламентацию назначения, исполнения наказания. Рассматривает пределы назначения и перечень лиц, в отношении которых исполняются исправительные работы, основания освобождения и порядок замены на более строгий вид наказания в случае уклонения. Приводит мнения различных авторов, изучавших данный вид уголовно-правовой меры государственного принуждения. Также приведены предложения по устранению правовых пробелов при исполнении уголовного наказания в виде исправительных работ и интеграции передового опыта в действующее законодательство для улучшения правового положения как сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, так и осужденных.
Статья: Преддоговорный этап при заключении договора на торгах
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)<23> Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации. С. 887 (автор комментария к ст. 434.1 - А.Г. Карапетов). Важно отметить, что приведенный отрывок относился к разделу об определении правовой природы преддоговорной ответственности в целом - в ситуации, когда нет какого-либо соглашения; но представляется возможным экстраполировать это заключение и на случаи заключения соглашения, ведь строгая ответственность предпринимателей должна быть нежелательна и в данном случае, поскольку суть нарушений не меняется.
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)<23> Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации. С. 887 (автор комментария к ст. 434.1 - А.Г. Карапетов). Важно отметить, что приведенный отрывок относился к разделу об определении правовой природы преддоговорной ответственности в целом - в ситуации, когда нет какого-либо соглашения; но представляется возможным экстраполировать это заключение и на случаи заключения соглашения, ведь строгая ответственность предпринимателей должна быть нежелательна и в данном случае, поскольку суть нарушений не меняется.