Замена экспедитОрской расписки
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена экспедитОрской расписки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 252 НК РФДля подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции нужны экспедиторские документы (в частности, экспедиторская расписка) >>>
Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2016 N 308-ЭС16-10828 по делу N А53-8838/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору поставки, обязании вывезти товар.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку, несмотря на нарушение компанией порядка возврата товара, иные обстоятельства дела свидетельствуют о возврате некачественного товара и принятие его обществом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.По товарной накладной от 12.12.2012 N 32 ответчик возвратил истцу некачественный товар: светодиоды в количестве 48 654 штук, переключатели и микросхемы на общую сумму 637 270 рублей 68 копеек. Оценив указанную накладную, а также экспедиторскую расписку от 13.12.2012, письма истца от 27.11.2012 N 2096, от 26.12.2013 N 2392 и N 2394, акт сверки по состоянию на 27.11.2013, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что компания предъявила обществу претензию по качеству товара и вернула его, а общество, в свою очередь, удовлетворило претензию, приняв некачественный товар. При этом суд апелляционной инстанции указал, что осуществляя в течение 2013 года замену товара, возвращенного по накладной от 12.12.2012 N 32, общество в течение этого года какие-либо претензии в отношении светодиодов не предъявляло. И лишь спустя год после возврата товара - 26.12.2013 обратилось к компании с письмами (исх. N 2392 и N 2393) с просьбой пояснить основания возврата светодиодов. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельства дела свидетельствуют о возврате обществу некачественного товара и принятии его обществом.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору поставки, обязании вывезти товар.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку, несмотря на нарушение компанией порядка возврата товара, иные обстоятельства дела свидетельствуют о возврате некачественного товара и принятие его обществом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.По товарной накладной от 12.12.2012 N 32 ответчик возвратил истцу некачественный товар: светодиоды в количестве 48 654 штук, переключатели и микросхемы на общую сумму 637 270 рублей 68 копеек. Оценив указанную накладную, а также экспедиторскую расписку от 13.12.2012, письма истца от 27.11.2012 N 2096, от 26.12.2013 N 2392 и N 2394, акт сверки по состоянию на 27.11.2013, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что компания предъявила обществу претензию по качеству товара и вернула его, а общество, в свою очередь, удовлетворило претензию, приняв некачественный товар. При этом суд апелляционной инстанции указал, что осуществляя в течение 2013 года замену товара, возвращенного по накладной от 12.12.2012 N 32, общество в течение этого года какие-либо претензии в отношении светодиодов не предъявляло. И лишь спустя год после возврата товара - 26.12.2013 обратилось к компании с письмами (исх. N 2392 и N 2393) с просьбой пояснить основания возврата светодиодов. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельства дела свидетельствуют о возврате обществу некачественного товара и принятии его обществом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Является ли "поручение экспедитору" или "экспедиторская расписка" таким документом и достаточно ли будет указание его реквизитов в гр. 44 таможенной декларации (ДТ или ТД) в качестве сведений о транспортных (перевозочных) документах? Можно ли его реквизиты указывать в гр. 44 ДТ под кодом 02099?
("Официальный сайт ФТС России", 2021)Ответ: Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС под транспортными (перевозочными) документами понимаются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы). Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). В соответствии с пунктом 7 данного Постановления экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, т.е. данные документы не заменяют договор транспортной экспедиции, а дополняют его. Таким образом, и поручение экспедитору, и экспедиторская расписка являются транспортными документами, подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию в том числе сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. К таким документам в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относятся и транспортные документы. Согласно подпункту 42 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ. При этом в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378, транспортные документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции, подлежат указанию в графе 44 ДТ под кодом 02099 "Иные транспортные (перевозочные) документы". Поручение экспедитору или экспедиторская расписка не могут выступать в качестве документов, в соответствии с которыми осуществляется международная перевозка товаров или перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (например, в качестве товаротранспортной накладной), так как не содержат всех необходимых сведений, определенных статьей 106 ТК ЕАЭС (о получателе и перевозчике товаров, номерах и названиях транспортных средств международной перевозки, стоимости груза). В связи с чем указание сведений о данных документах в графе 44 ДТ будет являться недостаточным. При помещении партии товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, декларантом которой является экспедитор (пункт 1 статьи 83 ТК ЕАЭС), экспедиторские документы могут представляться в качестве транспортных (перевозочных) документов (пункт 2 решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 438). Учитывая тот факт, что договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка не содержат сведений, обязательных к указанию в транзитной декларации и перечисленных в пункте 1 статьи 107 ТК ЕАЭС (об отправителе и получателе товаров, декларанте, перевозчике; о транспортном средстве, которым перевозятся товар; о пункте назначения товаров и т.д.), недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации и прилагаемых к ней документах (в том числе товаротранспортных накладных), представляемых декларантом таможенному органу отправления. Сведения о таких документах дополнительно вносятся в транзитную декларацию.
("Официальный сайт ФТС России", 2021)Ответ: Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС под транспортными (перевозочными) документами понимаются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы). Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). В соответствии с пунктом 7 данного Постановления экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, т.е. данные документы не заменяют договор транспортной экспедиции, а дополняют его. Таким образом, и поручение экспедитору, и экспедиторская расписка являются транспортными документами, подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию в том числе сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. К таким документам в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относятся и транспортные документы. Согласно подпункту 42 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ. При этом в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378, транспортные документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции, подлежат указанию в графе 44 ДТ под кодом 02099 "Иные транспортные (перевозочные) документы". Поручение экспедитору или экспедиторская расписка не могут выступать в качестве документов, в соответствии с которыми осуществляется международная перевозка товаров или перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (например, в качестве товаротранспортной накладной), так как не содержат всех необходимых сведений, определенных статьей 106 ТК ЕАЭС (о получателе и перевозчике товаров, номерах и названиях транспортных средств международной перевозки, стоимости груза). В связи с чем указание сведений о данных документах в графе 44 ДТ будет являться недостаточным. При помещении партии товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, декларантом которой является экспедитор (пункт 1 статьи 83 ТК ЕАЭС), экспедиторские документы могут представляться в качестве транспортных (перевозочных) документов (пункт 2 решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 438). Учитывая тот факт, что договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка не содержат сведений, обязательных к указанию в транзитной декларации и перечисленных в пункте 1 статьи 107 ТК ЕАЭС (об отправителе и получателе товаров, декларанте, перевозчике; о транспортном средстве, которым перевозятся товар; о пункте назначения товаров и т.д.), недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации и прилагаемых к ней документах (в том числе товаротранспортных накладных), представляемых декларантом таможенному органу отправления. Сведения о таких документах дополнительно вносятся в транзитную декларацию.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под. ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2019, N 6)В рассматриваемом случае перечень оказываемых Обществом услуг (согласно п. 1.2 контракта) фактически соответствует перечню услуг экспедитора, однако в контракте нет положений о составлении каких-либо документов, выполняющих функции поручения клиента, и экспедиторской (складской) расписки. На наш взгляд, для избежания спорных ситуаций по квалификации оказываемых Обществом услуг сторонам следует предусмотреть составление документов, по своему смыслу заменяющих поручение клиента и экспедиторскую (складскую) расписку, а также помимо акта об оказании услуг предусмотреть составление Обществом отчета экспедитора.
(под. ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2019, N 6)В рассматриваемом случае перечень оказываемых Обществом услуг (согласно п. 1.2 контракта) фактически соответствует перечню услуг экспедитора, однако в контракте нет положений о составлении каких-либо документов, выполняющих функции поручения клиента, и экспедиторской (складской) расписки. На наш взгляд, для избежания спорных ситуаций по квалификации оказываемых Обществом услуг сторонам следует предусмотреть составление документов, по своему смыслу заменяющих поручение клиента и экспедиторскую (складскую) расписку, а также помимо акта об оказании услуг предусмотреть составление Обществом отчета экспедитора.
Нормативные акты
"Экспедиторская расписка ФИАТА - ФЦР" [англ.]
(Вместе с <Пояснением по ее использованию> [рус.]) (FIATA FCR - Forwarders Certificate of Receipt)
(Утверждена ФИАТА в г. Цюрихе в феврале 1982 г.)Экспедиторская расписка ФИАТА заполняется только уполномоченным на то сотрудником экспедиторской организации в строгом соответствии с поручением заказчика, подписывается им и скрепляется печатью организации. И только после этого расписка передается грузоотправителю в обмен на товар.
(Вместе с <Пояснением по ее использованию> [рус.]) (FIATA FCR - Forwarders Certificate of Receipt)
(Утверждена ФИАТА в г. Цюрихе в феврале 1982 г.)Экспедиторская расписка ФИАТА заполняется только уполномоченным на то сотрудником экспедиторской организации в строгом соответствии с поручением заказчика, подписывается им и скрепляется печатью организации. И только после этого расписка передается грузоотправителю в обмен на товар.
Решение Московского УФАС России от 30.09.2024 по делу N 077/10/104-13113/2024
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.20.09.2024 в адрес Заказчика отгружена партия Товара в количестве 13 шт., что подтверждается Накладной/экспедиторской распиской от 20.09.2024.
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.20.09.2024 в адрес Заказчика отгружена партия Товара в количестве 13 шт., что подтверждается Накладной/экспедиторской распиской от 20.09.2024.
"Перевозки и автотранспорт"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)В целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. При этом отмечено, что пунктом 6 Правил N 554 состав экспедиторских документов может быть расширен, а не заменен.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)В целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. При этом отмечено, что пунктом 6 Правил N 554 состав экспедиторских документов может быть расширен, а не заменен.
"Посреднические услуги"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)В целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. При этом отмечено, что пунктом 6 Правил N 554 состав экспедиторских документов может быть расширен, а не заменен.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)В целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. При этом отмечено, что пунктом 6 Правил N 554 состав экспедиторских документов может быть расширен, а не заменен.
"Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования"
(Метелева Ю.А.)
("Юриспруденция", 2008)Экспедиторская расписка (Forwarder's Certificate of Receipt - FCR). Применяется с 1955 г. Документ отличительного зеленого цвета, выдается экспедитором грузовладельцу и свидетельствует о приеме экспедитором груза. После выдачи FCR дальнейшее право распоряжения грузом принадлежит исключительно экспедитору: он может хранить этот груз в распоряжении получателя или отправить его получателю в соответствии с указаниями клиента. Продавец теряет всякие права по распоряжению грузом. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, поскольку он уверен, что товар находится вне контроля продавца.
(Метелева Ю.А.)
("Юриспруденция", 2008)Экспедиторская расписка (Forwarder's Certificate of Receipt - FCR). Применяется с 1955 г. Документ отличительного зеленого цвета, выдается экспедитором грузовладельцу и свидетельствует о приеме экспедитором груза. После выдачи FCR дальнейшее право распоряжения грузом принадлежит исключительно экспедитору: он может хранить этот груз в распоряжении получателя или отправить его получателю в соответствии с указаниями клиента. Продавец теряет всякие права по распоряжению грузом. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, поскольку он уверен, что товар находится вне контроля продавца.
Статья: ТН, ТТН и УПД
(Васильев Ю.А.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1)Вряд ли также УПД может конкурировать с экспедиторскими документами, такими как поручение экспедитору, складская и экспедиторская расписки. Их формы и Порядок заполнения утверждены Минтрансом (Приказ от 11.02.2008 N 23). Столько сведений, сколько в них указывается, вряд ли возможно уместить в универсальном документе. К тому же экспедиторский документооборот ведется по Правилам транспортно-экспедиционной деятельности <3> на минтрансовских бланках, а в "новинке" налоговиков может быть указан минимум сведений о реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, экспедитору нет смысла кардинально менять свой документооборот, но добавить в него форму УПД будет не лишним, она вполне подойдет для оформления отдельных разовых операций, не имеющих прямого отношения, но все же связанных с основной деятельностью.
(Васильев Ю.А.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1)Вряд ли также УПД может конкурировать с экспедиторскими документами, такими как поручение экспедитору, складская и экспедиторская расписки. Их формы и Порядок заполнения утверждены Минтрансом (Приказ от 11.02.2008 N 23). Столько сведений, сколько в них указывается, вряд ли возможно уместить в универсальном документе. К тому же экспедиторский документооборот ведется по Правилам транспортно-экспедиционной деятельности <3> на минтрансовских бланках, а в "новинке" налоговиков может быть указан минимум сведений о реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, экспедитору нет смысла кардинально менять свой документооборот, но добавить в него форму УПД будет не лишним, она вполне подойдет для оформления отдельных разовых операций, не имеющих прямого отношения, но все же связанных с основной деятельностью.
Статья: О транспортной накладной замолвите слово...
(Булаев С.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 7)Следует помнить: если в доставке грузов задействован экспедитор, то именно он, а не грузоотправитель составляет транспортную накладную. Ведь договор перевозки заключается между экспедитором и транспортной компанией, поэтому и транспортная накладная должна быть оформлена от имени этих лиц. То есть в роли грузоотправителя выступает экспедитор, который выдает первоначальному грузоотправителю расписку о приеме груза в рамках заключенного с ним договора транспортной экспедиции. Кстати, пока для такого договора не нашли замену, подобную замене транспортной накладной привычного договора перевозки, налоговики советуют экспедитору оформлять как можно больше документов (Письма УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@):
(Булаев С.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 7)Следует помнить: если в доставке грузов задействован экспедитор, то именно он, а не грузоотправитель составляет транспортную накладную. Ведь договор перевозки заключается между экспедитором и транспортной компанией, поэтому и транспортная накладная должна быть оформлена от имени этих лиц. То есть в роли грузоотправителя выступает экспедитор, который выдает первоначальному грузоотправителю расписку о приеме груза в рамках заключенного с ним договора транспортной экспедиции. Кстати, пока для такого договора не нашли замену, подобную замене транспортной накладной привычного договора перевозки, налоговики советуют экспедитору оформлять как можно больше документов (Письма УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@):
"Перевозки и автотранспорт"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. При этом отмечено, что пунктом 6 Правил N 554 состав экспедиторских документов может быть расширен, а не заменен.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. При этом отмечено, что пунктом 6 Правил N 554 состав экспедиторских документов может быть расширен, а не заменен.
"Международная морская перевозка груза: право и практика"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Кокин А.С.)
("Инфотропик Медиа", 2012)Если разногласия отправителя и перевозчика по поводу дефектов груза или его упаковки ликвидировать не удается, а отправитель отказывается принять коносамент с оговоркой, потребуется выгрузить груз. Редко приходится прибегать к выдаче коносамента, подписанного под протестом. Например, одно из условий типовой проформы разрешения на погрузку, принятой федерацией экспедиторов порта Антверпен, гласит: "Груз не должен грузиться, если не может быть выдан чистый коносамент". В конкретном случае груз был покрыт ржавчиной. Перевозчик внес соответствующую оговорку в штурманскую расписку. Она не вызвала возражения у отправителя, но он не соглашался принять коносамент с такой оговоркой, предлагая в обмен на чистый коносамент свое гарантийное письмо <623>. Коммерческий суд Антверпена 29 января 1988 г. вынес решение в пользу отправителя <624>. В подобных случаях перевозчик не лишен возможности подписать коносамент под протестом (signed under protest). Выдавая чистый коносамент, капитан одновременно заявляет у местного нотариуса протест с соблюдением правил, действующих в данном порту. Прежде чем выдать такой коносамент, капитану необходимо получить консультации у агента судна и рекомендованного им юриста.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Кокин А.С.)
("Инфотропик Медиа", 2012)Если разногласия отправителя и перевозчика по поводу дефектов груза или его упаковки ликвидировать не удается, а отправитель отказывается принять коносамент с оговоркой, потребуется выгрузить груз. Редко приходится прибегать к выдаче коносамента, подписанного под протестом. Например, одно из условий типовой проформы разрешения на погрузку, принятой федерацией экспедиторов порта Антверпен, гласит: "Груз не должен грузиться, если не может быть выдан чистый коносамент". В конкретном случае груз был покрыт ржавчиной. Перевозчик внес соответствующую оговорку в штурманскую расписку. Она не вызвала возражения у отправителя, но он не соглашался принять коносамент с такой оговоркой, предлагая в обмен на чистый коносамент свое гарантийное письмо <623>. Коммерческий суд Антверпена 29 января 1988 г. вынес решение в пользу отправителя <624>. В подобных случаях перевозчик не лишен возможности подписать коносамент под протестом (signed under protest). Выдавая чистый коносамент, капитан одновременно заявляет у местного нотариуса протест с соблюдением правил, действующих в данном порту. Прежде чем выдать такой коносамент, капитану необходимо получить консультации у агента судна и рекомендованного им юриста.
Статья: Экспедиторские документы ФИАТА в международной и внешней торговле
(Холопов К.В.)
("Российский внешнеэкономический вестник", 2013, N 12; 2014, N 1)- Декларация отправителя о перевозке опасных грузов ФИАТА (FIATA Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods - SDT). Под таким названием существует два документа ФИАТА. Первый был разработан и внедрен в 1984 году. Его заменил усовершенствованный документ от 2005 года;
(Холопов К.В.)
("Российский внешнеэкономический вестник", 2013, N 12; 2014, N 1)- Декларация отправителя о перевозке опасных грузов ФИАТА (FIATA Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods - SDT). Под таким названием существует два документа ФИАТА. Первый был разработан и внедрен в 1984 году. Его заменил усовершенствованный документ от 2005 года;
Статья: Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях
(Кузьмичев А.С., Малыгин А.А.)
("Журнал российского права", 2007, N 5)Своеобразные определения даны в Правилах грузоотправителю и грузополучателю. В них можно видеть лишь некоторое сходство с "классическими" определениями, даваемыми в транспортных уставах и кодексах. Поэтому нельзя проводить аналогию с законодательным видением клиента. Как показано выше, совокупность норм гл. 41 ГК РФ позволяет судить об определенном значении и смысле, заложенном в Кодексе применительно к клиенту по договору транспортной экспедиции. Следовательно, здесь также следует видеть расхождение смысла ГК РФ, который подразумевает под грузоотправителем сторону договора перевозки, а под грузополучателем - лицо, которое уполномочено на получение груза у перевозчика по мере его доставки в пункт назначения и указано в перевозочном документе (накладная, коносамент и др.), и смысла Правил, в которых грузоотправитель не считается стороной договора перевозки, а в случае с грузополучателем вообще меняются местами перевозчик и экспедитор. Такую замену - перевозчика экспедитором - подтверждает данное в Правилах определение экспедиторской расписки. Последняя, как следует из п. 5 Правил, "подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя". Экспедиторская расписка в соответствии с п. 12 Правил выдается экспедитором клиенту при приеме груза. Этот документ предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю. Следовательно, клиент, в случае передачи груза экспедитору и получения от него экспедиторской расписки, не может быть "классическим" грузоотправителем в договоре перевозки. Не может он быть и грузополучателем, поскольку таковой получает груз от перевозчика после ее завершения в соответствии с договором перевозки.
(Кузьмичев А.С., Малыгин А.А.)
("Журнал российского права", 2007, N 5)Своеобразные определения даны в Правилах грузоотправителю и грузополучателю. В них можно видеть лишь некоторое сходство с "классическими" определениями, даваемыми в транспортных уставах и кодексах. Поэтому нельзя проводить аналогию с законодательным видением клиента. Как показано выше, совокупность норм гл. 41 ГК РФ позволяет судить об определенном значении и смысле, заложенном в Кодексе применительно к клиенту по договору транспортной экспедиции. Следовательно, здесь также следует видеть расхождение смысла ГК РФ, который подразумевает под грузоотправителем сторону договора перевозки, а под грузополучателем - лицо, которое уполномочено на получение груза у перевозчика по мере его доставки в пункт назначения и указано в перевозочном документе (накладная, коносамент и др.), и смысла Правил, в которых грузоотправитель не считается стороной договора перевозки, а в случае с грузополучателем вообще меняются местами перевозчик и экспедитор. Такую замену - перевозчика экспедитором - подтверждает данное в Правилах определение экспедиторской расписки. Последняя, как следует из п. 5 Правил, "подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя". Экспедиторская расписка в соответствии с п. 12 Правил выдается экспедитором клиенту при приеме груза. Этот документ предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю. Следовательно, клиент, в случае передачи груза экспедитору и получения от него экспедиторской расписки, не может быть "классическим" грузоотправителем в договоре перевозки. Не может он быть и грузополучателем, поскольку таковой получает груз от перевозчика после ее завершения в соответствии с договором перевозки.
"Международные коммерческие транзакции"
(4-е издание)
(Рамберг Я.)
(пер. с англ. под ред. Н.Г. Вилковой)
("Инфотропик Медиа", "ICC Russia", 2011)Экспедиторская расписка ФИАТА не может быть ни продана, ни куплена, ни переуступлена, она не подлежит передаче в обмен на товар и не подпадает под правило передаточной подписи, т.е. она является необоротным, нетоварораспорядительным документом.
(4-е издание)
(Рамберг Я.)
(пер. с англ. под ред. Н.Г. Вилковой)
("Инфотропик Медиа", "ICC Russia", 2011)Экспедиторская расписка ФИАТА не может быть ни продана, ни куплена, ни переуступлена, она не подлежит передаче в обмен на товар и не подпадает под правило передаточной подписи, т.е. она является необоротным, нетоварораспорядительным документом.