Закупки за счет средств омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки за счет средств омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 N 11АП-15316/2023 по делу N А72-4379/2023
Требование: О взыскании основного долга по договору поставки, неустойки, судебных расходов.
Встречное требование: О взыскании неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Требования о взыскании задолженности по договору поставки по первоначальному иску и требования по встречному иску о взыскании пени предъявлены к учреждению и соответственно учреждением в своих интересах как стороной хозяйственных правоотношений; исполнение учреждением функций муниципального заказчика в соответствии с положениями Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", равно как и финансирование его деятельности за счет средств бюджета, не свидетельствуют о выполнении функций органа местного самоуправления и обращении в суд с целью защиты публичных интересов.
Требование: О взыскании основного долга по договору поставки, неустойки, судебных расходов.
Встречное требование: О взыскании неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Требования о взыскании задолженности по договору поставки по первоначальному иску и требования по встречному иску о взыскании пени предъявлены к учреждению и соответственно учреждением в своих интересах как стороной хозяйственных правоотношений; исполнение учреждением функций муниципального заказчика в соответствии с положениями Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", равно как и финансирование его деятельности за счет средств бюджета, не свидетельствуют о выполнении функций органа местного самоуправления и обращении в суд с целью защиты публичных интересов.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления приняли на себя публично-нормативные обязательства по социальной поддержке семей, имеющих детей...
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления приняли на себя публично-нормативные обязательства по социальной поддержке семей, имеющих детей...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
Статья: Реализация принципов обязательного медицинского страхования в контексте финансового обеспечения предоставления бесплатной медицинской помощи: тенденции судебной практики
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Анализ вышеуказанной информации позволяет сделать вывод о том, что передача лекарственных препаратов, которые были закуплены за счет денежных средств ОМС, другим медицинским организациям (работающим в системе ОМС) безвозмездно - это, по мнению суда, нецелевое расходование средств ОМС, а вот обмен лекарственных препаратов данными медицинскими организациями в пределах одной и той же суммы не является нецелевым расходованием средств ОМС.
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Анализ вышеуказанной информации позволяет сделать вывод о том, что передача лекарственных препаратов, которые были закуплены за счет денежных средств ОМС, другим медицинским организациям (работающим в системе ОМС) безвозмездно - это, по мнению суда, нецелевое расходование средств ОМС, а вот обмен лекарственных препаратов данными медицинскими организациями в пределах одной и той же суммы не является нецелевым расходованием средств ОМС.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745
(ред. от 23.12.2024)
"О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616"1. Ввести в качестве специальной меры в сфере экономики право исполнительных органов субъектов Российской Федерации и казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением субвенций из федерального бюджета), органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений (за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации), бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий (за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) осуществлять закупки товаров, в том числе товаров двойного назначения, беспилотных летательных аппаратов, средств радиосвязи, электроники, приборов ночного видения, тепловизионных биноклей и прицелов, средств обнаружения беспилотных летательных аппаратов, приборов обнаружения оптических, лазерных и иных систем наведения, автотранспорта и автозапчастей, обмундирования, туристического снаряжения, лекарственных препаратов и медицинских изделий, средств личной гигиены, продовольствия, стройматериалов и инструментов, обработанных и необработанных лесоматериалов, работ (услуг), и (или) передавать в соответствии с положениями пункта 2 настоящего постановления из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары (далее - имущество), и (или) результаты выполненных работ (оказанных услуг).
(ред. от 23.12.2024)
"О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616"1. Ввести в качестве специальной меры в сфере экономики право исполнительных органов субъектов Российской Федерации и казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением субвенций из федерального бюджета), органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений (за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации), бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий (за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) осуществлять закупки товаров, в том числе товаров двойного назначения, беспилотных летательных аппаратов, средств радиосвязи, электроники, приборов ночного видения, тепловизионных биноклей и прицелов, средств обнаружения беспилотных летательных аппаратов, приборов обнаружения оптических, лазерных и иных систем наведения, автотранспорта и автозапчастей, обмундирования, туристического снаряжения, лекарственных препаратов и медицинских изделий, средств личной гигиены, продовольствия, стройматериалов и инструментов, обработанных и необработанных лесоматериалов, работ (услуг), и (или) передавать в соответствии с положениями пункта 2 настоящего постановления из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары (далее - имущество), и (или) результаты выполненных работ (оказанных услуг).
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на соответствующий период предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на соответствующий период предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
Статья: О правомерности выплаты зарплаты фармацевтам и провизорам за счет средств ОМС
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Материалами дела подтверждается, что ГУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" имеет аптеку - структурное подразделение, которое осуществляет хранение и отпуск в отделения медицинской организации лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных за счет средств ОМС. В должностные обязанности работников аптеки не входит обеспечение граждан лекарственными препаратами.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Материалами дела подтверждается, что ГУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" имеет аптеку - структурное подразделение, которое осуществляет хранение и отпуск в отделения медицинской организации лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных за счет средств ОМС. В должностные обязанности работников аптеки не входит обеспечение граждан лекарственными препаратами.
Статья: Закупки автономных учреждений: судебные споры по состоянию на 1 июня 2025 г.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Из ч. 4 ст. 15 (ранее - ч. 5 ст. 15) Закона N 44-ФЗ следует, что при планировании и осуществлении автономными учреждениями закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, применяются положения Закона N 44-ФЗ.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Из ч. 4 ст. 15 (ранее - ч. 5 ст. 15) Закона N 44-ФЗ следует, что при планировании и осуществлении автономными учреждениями закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, применяются положения Закона N 44-ФЗ.
Статья: Лизинг за счет средств ОМС в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Бюджетные учреждения вправе проводить закупки по Закону N 223-ФЗ за счет ряда источников, однако средства ОМС к таковым не относятся. Поэтому при заключении договора лизинга за счет ОМС бюджетные учреждения обязаны применять Закон N 44-ФЗ.
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Бюджетные учреждения вправе проводить закупки по Закону N 223-ФЗ за счет ряда источников, однако средства ОМС к таковым не относятся. Поэтому при заключении договора лизинга за счет ОМС бюджетные учреждения обязаны применять Закон N 44-ФЗ.
Справка: Порядок предоставления и использования бюджетных инвестиций и субсидий на капвложения
(КонсультантПлюс, 2025)Соблюдение требований Закона N 44-ФЗ при закупках за счет средств, предоставленных из бюджета на капвложения, контролируют также ФАС России и исполнительные органы субъекта РФ (органы местного самоуправления), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок (п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Соблюдение требований Закона N 44-ФЗ при закупках за счет средств, предоставленных из бюджета на капвложения, контролируют также ФАС России и исполнительные органы субъекта РФ (органы местного самоуправления), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок (п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Минздрав о нарушениях в сфере закупок, выявляемых при проверках
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Закупки товаров, работ, услуг за счет средств бюджетов и ОМС осуществляются в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ <1>, а также иными нормативными актами, изданными в целях реализации его положений. В ходе контрольных мероприятий нередко выявляются нарушения. Ознакомимся с некоторыми из тех, которые приведены в Письме N 22-0/И/2-22583.
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Закупки товаров, работ, услуг за счет средств бюджетов и ОМС осуществляются в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ <1>, а также иными нормативными актами, изданными в целях реализации его положений. В ходе контрольных мероприятий нередко выявляются нарушения. Ознакомимся с некоторыми из тех, которые приведены в Письме N 22-0/И/2-22583.
Вопрос: О расчетах по госконтрактам, заключаемым ФГБУ, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 17.06.2025 N 02-12-12/58925)В соответствии с нормами статьи 6 Бюджетного кодекса орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом, признается получателем бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 17.06.2025 N 02-12-12/58925)В соответствии с нормами статьи 6 Бюджетного кодекса орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом, признается получателем бюджетных средств.
Статья: Разъяснения Минздрава о закупках медицинской продукции
(Валова С.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)При осуществлении закупок за счет средств ОМС медицинские учреждения должны руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ <1>, а также изданными во исполнение данного Закона нормативными актами. В Письме от 08.02.2023 N 25-3/1152 Минздрав России привел разъяснения относительно порядка осуществления закупок медицинской продукции. Рассмотрим их в статье.
(Валова С.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)При осуществлении закупок за счет средств ОМС медицинские учреждения должны руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ <1>, а также изданными во исполнение данного Закона нормативными актами. В Письме от 08.02.2023 N 25-3/1152 Минздрав России привел разъяснения относительно порядка осуществления закупок медицинской продукции. Рассмотрим их в статье.
Вопрос: О финансовом обеспечении муниципального автономного учреждения в целях проведения капитального ремонта здания и осуществлении им закупок.
(Письмо Минфина России от 05.06.2025 N 02-02-08/55979)В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливаются местной администрацией или уполномоченными ею органами местного самоуправления.
(Письмо Минфина России от 05.06.2025 N 02-02-08/55979)В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливаются местной администрацией или уполномоченными ею органами местного самоуправления.
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В Федеральном законе "О контрактной системе" отсутствует определение понятия "государственные и муниципальные нужды", хотя и указано, что государственные и муниципальные закупки осуществляются именно для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отсутствие данного определения создает трудности как для заказчиков, так и для субъектов общественного контроля. Заказчики могут злоупотреблять правом, проводя закупки, без которых они могут спокойно осуществлять свою деятельность, а у субъектов общественного контроля возникает необходимость доказывать, что заказчик осуществил закупку, без которой он мог бы спокойно исполнять свою деятельность. Например, Центральная базовая таможня намеревалась приобрести 16 икорниц на сумму более 300 тыс. руб., 30 кубков на сумму более 700 тыс. руб. и 20 наградных ковшей на сумму почти 1 млн руб. <12> Данная закупка была отменена после вмешательства Общероссийского народного фронта. Полагаем, что законодателю было бы правильно дать в ст. 3 Федерального закона "О контрактной системе" определение государственных и муниципальных нужд как нужд, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решения вопросов местного значения. Данное определение будет способствовать повышению эффективности контроля за расходованием бюджетных средств.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В Федеральном законе "О контрактной системе" отсутствует определение понятия "государственные и муниципальные нужды", хотя и указано, что государственные и муниципальные закупки осуществляются именно для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отсутствие данного определения создает трудности как для заказчиков, так и для субъектов общественного контроля. Заказчики могут злоупотреблять правом, проводя закупки, без которых они могут спокойно осуществлять свою деятельность, а у субъектов общественного контроля возникает необходимость доказывать, что заказчик осуществил закупку, без которой он мог бы спокойно исполнять свою деятельность. Например, Центральная базовая таможня намеревалась приобрести 16 икорниц на сумму более 300 тыс. руб., 30 кубков на сумму более 700 тыс. руб. и 20 наградных ковшей на сумму почти 1 млн руб. <12> Данная закупка была отменена после вмешательства Общероссийского народного фронта. Полагаем, что законодателю было бы правильно дать в ст. 3 Федерального закона "О контрактной системе" определение государственных и муниципальных нужд как нужд, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решения вопросов местного значения. Данное определение будет способствовать повышению эффективности контроля за расходованием бюджетных средств.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Расходы на закупку товаров, работ, услуг, произведенные за счет средств ОМС, необходимо отражать в соответствии с положениями Порядков N 85н и N 209н. Так, подлежат отражению по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н) в увязке со статьями (подстатьями) КОСГУ, соответствующими экономическому содержанию операции, например:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Расходы на закупку товаров, работ, услуг, произведенные за счет средств ОМС, необходимо отражать в соответствии с положениями Порядков N 85н и N 209н. Так, подлежат отражению по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н) в увязке со статьями (подстатьями) КОСГУ, соответствующими экономическому содержанию операции, например: