Закрепление территории за школой
Подборка наиболее важных документов по запросу Закрепление территории за школой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием таких заявлений начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. В случае окончания приема всех детей, имеющих право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема на обучение, а также проживающих на закрепленной территории, школы осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 6 июля текущего года (п. 17 Порядка N 458).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием таких заявлений начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. В случае окончания приема всех детей, имеющих право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема на обучение, а также проживающих на закрепленной территории, школы осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 6 июля текущего года (п. 17 Порядка N 458).
Статья: Наследование жителями федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Наследственное право", 2021, N 2)Между тем рассматриваемое по аналогии право на образование реализуется жителями федеральной территории за счет инфраструктуры города-курорта Сочи. Так, п. 5 Приложения к Постановлению Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 17 февраля 2021 г. N 193 "О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за территориями муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и федеральной территории "Сириус" за жителями федеральной территории закреплены общеобразовательные школы города-курорта Сочи. Подобная форма обеспечения реализации права на образование происходит не оттого, что на рассматриваемой территории не расположены общеобразовательные школы, а оттого, что федеральная территория не имеет самостоятельной адресации в адресной системе страны.
(Майборода В.А.)
("Наследственное право", 2021, N 2)Между тем рассматриваемое по аналогии право на образование реализуется жителями федеральной территории за счет инфраструктуры города-курорта Сочи. Так, п. 5 Приложения к Постановлению Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 17 февраля 2021 г. N 193 "О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за территориями муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и федеральной территории "Сириус" за жителями федеральной территории закреплены общеобразовательные школы города-курорта Сочи. Подобная форма обеспечения реализации права на образование происходит не оттого, что на рассматриваемой территории не расположены общеобразовательные школы, а оттого, что федеральная территория не имеет самостоятельной адресации в адресной системе страны.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"реализация мероприятий, относящихся к благоустройству территорий, закрепленных за соответствующими общеобразовательными организациями;
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"реализация мероприятий, относящихся к благоустройству территорий, закрепленных за соответствующими общеобразовательными организациями;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Между тем образовательные и иные организации, где малолетний временно находился в силу п. 3 ст. 1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда. Такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Между тем образовательные и иные организации, где малолетний временно находился в силу п. 3 ст. 1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда. Такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории.
Статья: Субъектность территории реновации
(Майборода В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Говоря простым языком, ДПТ обеспечивает фактическую реализацию прав граждан на доступность объектов, обеспечивающих реализацию прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Так, например, средняя общеобразовательная школа является объектом местного значения, обеспечивающим реализацию права на образование, закрепленного в ст. 43 Конституции России. А доступность и сам факт наличия поликлиники обеспечивают реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь, установленного ст. 41 Конституции России.
(Майборода В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Говоря простым языком, ДПТ обеспечивает фактическую реализацию прав граждан на доступность объектов, обеспечивающих реализацию прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Так, например, средняя общеобразовательная школа является объектом местного значения, обеспечивающим реализацию права на образование, закрепленного в ст. 43 Конституции России. А доступность и сам факт наличия поликлиники обеспечивают реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь, установленного ст. 41 Конституции России.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ответу на вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ответу на вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Ситуация: В каких случаях и в каком размере родители должны возместить вред, причиненный их детьми?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)образовательная организация (например, детский сад, общеобразовательная школа, гимназия, лицей);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)образовательная организация (например, детский сад, общеобразовательная школа, гимназия, лицей);
Статья: Проблемы применения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Предусмотренные названным Законом изменения представляют собой дополнительные гарантии детям, воспитывающимся в одной семье, на получение образования. Право на образование представляется одним из наиболее существенных прав ребенка, предусмотренных Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) и обеспечиваемых в том числе международными договорами. Родители в свою очередь несут обязанность по обеспечению детей получением общего образования. В их зону ответственности входит как образование, так и воспитание ребенка в нормальных условиях. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка <3>, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Как отмечается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" <4>, прием на обучение в ГМОО осуществляется с учетом закрепленной в целях конкретной ОО территории. В то же время ограничение мест в школах не всегда дает возможность устроить ребенка туда, куда желают его родители, это зачастую весьма проблематично. Все эти обстоятельства не способствуют укреплению семьи, а также поддержанию благоприятных условий для целей разрешения демографической и других проблем в стране. Предпосылкой разработки законопроекта стали проблемы с зачислением детей в ту же школу, в которой обучаются их СиБ. Эти проблемы существуют давно и характерны для многих регионов. В некоторых из них удалось внести коррективы на уровне законодательства субъектов РФ, например в Санкт-Петербурге и Тверской области. В некоторых регионах прокуратура обращала внимание на недопустимость включения в учредительные документы муниципальных образовательных организаций положений о преимущественном праве при зачислении в 1-й класс детей, имеющих старших братьев и сестер, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении, и требовала принять меры к недопущению органами образования подобных нарушений впредь, а также усилению контроля за деятельностью образовательных учреждений. На федеральном уровне пока не удавалось разрешить проблему, хотя попытки в этой части неоднократно предпринимались.
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Предусмотренные названным Законом изменения представляют собой дополнительные гарантии детям, воспитывающимся в одной семье, на получение образования. Право на образование представляется одним из наиболее существенных прав ребенка, предусмотренных Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) и обеспечиваемых в том числе международными договорами. Родители в свою очередь несут обязанность по обеспечению детей получением общего образования. В их зону ответственности входит как образование, так и воспитание ребенка в нормальных условиях. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка <3>, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Как отмечается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" <4>, прием на обучение в ГМОО осуществляется с учетом закрепленной в целях конкретной ОО территории. В то же время ограничение мест в школах не всегда дает возможность устроить ребенка туда, куда желают его родители, это зачастую весьма проблематично. Все эти обстоятельства не способствуют укреплению семьи, а также поддержанию благоприятных условий для целей разрешения демографической и других проблем в стране. Предпосылкой разработки законопроекта стали проблемы с зачислением детей в ту же школу, в которой обучаются их СиБ. Эти проблемы существуют давно и характерны для многих регионов. В некоторых из них удалось внести коррективы на уровне законодательства субъектов РФ, например в Санкт-Петербурге и Тверской области. В некоторых регионах прокуратура обращала внимание на недопустимость включения в учредительные документы муниципальных образовательных организаций положений о преимущественном праве при зачислении в 1-й класс детей, имеющих старших братьев и сестер, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении, и требовала принять меры к недопущению органами образования подобных нарушений впредь, а также усилению контроля за деятельностью образовательных учреждений. На федеральном уровне пока не удавалось разрешить проблему, хотя попытки в этой части неоднократно предпринимались.
Статья: О новых тенденциях в развитии территориального общественного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)В доктрине местного самоуправления в основном определились подходы к институту ТОС. Они, хотя и не единообразны, но каждая научная школа дополняет видение, понимание, характеристику ТОС.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)В доктрине местного самоуправления в основном определились подходы к институту ТОС. Они, хотя и не единообразны, но каждая научная школа дополняет видение, понимание, характеристику ТОС.
Статья: Автопарковки на придомовой территории
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Собственник жилого помещения многоквартирного дома посчитал, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, позволяющие не устанавливать разрывы для гостевых автостоянок до фасадов жилых домов и торцов с окнами, а также территорий школ:
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Собственник жилого помещения многоквартирного дома посчитал, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, позволяющие не устанавливать разрывы для гостевых автостоянок до фасадов жилых домов и торцов с окнами, а также территорий школ:
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истцы обратились с требованиями в суд, которые мотивировали тем, что они подали письменные заявления в МАОУ о зачислении детей в первый класс, указанные заявления были также отправлены в электронном виде. Однако директор образовательного учреждения устно отказала им в приеме детей в первый класс, мотивируя это тем, что они могут быть зачислены в первый класс после прохождения платных курсов для дошкольников стоимостью 9000 руб. и наличии удовлетворительных результатов тестирования по результатам прохождения данных курсов. Тестирование является также платным и составляет 370 руб. Письменный отказ в зачислении в первый класс предоставлен не был. Поскольку судом установлены факты проживания детей на закрепленной за школой территории и своевременность подачи заявления, требования истцов удовлетворены (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 17.08.2017 по делу N 33-14253/2017).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истцы обратились с требованиями в суд, которые мотивировали тем, что они подали письменные заявления в МАОУ о зачислении детей в первый класс, указанные заявления были также отправлены в электронном виде. Однако директор образовательного учреждения устно отказала им в приеме детей в первый класс, мотивируя это тем, что они могут быть зачислены в первый класс после прохождения платных курсов для дошкольников стоимостью 9000 руб. и наличии удовлетворительных результатов тестирования по результатам прохождения данных курсов. Тестирование является также платным и составляет 370 руб. Письменный отказ в зачислении в первый класс предоставлен не был. Поскольку судом установлены факты проживания детей на закрепленной за школой территории и своевременность подачи заявления, требования истцов удовлетворены (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 17.08.2017 по делу N 33-14253/2017).
Статья: Муниципальная власть и ее процессуальное обеспечение
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)<17> Виноградов В.А., Ларичев А.А. Народовластие как конституционная ценность: проблемы теоретического подхода и практики реализации // Народовластие как конституционная ценность: правовое регулирование и гарантии реализации: Кол. монография / Отв. ред. В.А. Виноградов, А.А. Ларичев. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М., 2021. С. 11.
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)<17> Виноградов В.А., Ларичев А.А. Народовластие как конституционная ценность: проблемы теоретического подхода и практики реализации // Народовластие как конституционная ценность: правовое регулирование и гарантии реализации: Кол. монография / Отв. ред. В.А. Виноградов, А.А. Ларичев. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М., 2021. С. 11.
Статья: Конституционные ориентиры развития местного самоуправления в единой системе публичной власти
(Зуйков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)3. Закрепляя местное самоуправление в качестве основанной на самоорганизации населения территориальной формы народовластия, призванной обеспечивать благоустроенную среду для проживания человека по месту жительства, Конституция РФ связывает местное самоуправление с основными жизненно важными потребностями человека и его участием в решении вопросов, непосредственно касающихся их удовлетворения. Отсюда вопрос позиционирования человека в системе муниципальных отношений. Не входя в обсуждение всего многообразия подходов к его решению, стоит отметить существующие концепции, предполагающие обоснование таких категорий, как право граждан на местное самоуправление <6>, муниципальные права и свободы человека и гражданина <7>.
(Зуйков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)3. Закрепляя местное самоуправление в качестве основанной на самоорганизации населения территориальной формы народовластия, призванной обеспечивать благоустроенную среду для проживания человека по месту жительства, Конституция РФ связывает местное самоуправление с основными жизненно важными потребностями человека и его участием в решении вопросов, непосредственно касающихся их удовлетворения. Отсюда вопрос позиционирования человека в системе муниципальных отношений. Не входя в обсуждение всего многообразия подходов к его решению, стоит отметить существующие концепции, предполагающие обоснование таких категорий, как право граждан на местное самоуправление <6>, муниципальные права и свободы человека и гражданина <7>.
Статья: О некоторых вопросах по закреплению муниципальных (государственных) образовательных организаций за конкретными территориями
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Не всеми общеобразовательными организациями реализуются все уровни общего образования. Если речь идет о государственной основной общеобразовательной организации, то возникает вопрос о закреплении территории, к которой она относится, также за близлежащей муниципальной средней общеобразовательной организацией, в целях предоставления ее обучающимся возможности получения среднего общего образования. То же возможно в отношении муниципальной основной общеобразовательной организации.
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Не всеми общеобразовательными организациями реализуются все уровни общего образования. Если речь идет о государственной основной общеобразовательной организации, то возникает вопрос о закреплении территории, к которой она относится, также за близлежащей муниципальной средней общеобразовательной организацией, в целях предоставления ее обучающимся возможности получения среднего общего образования. То же возможно в отношении муниципальной основной общеобразовательной организации.