Законодательство в сфере обращения с ТКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство в сфере обращения с ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам проверки Прокуратурой... генеральному директору ООО... внесено представление... об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам проверки Прокуратурой... генеральному директору ООО... внесено представление... об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 446 "Преддоговорные споры" ГК РФ"Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Применяется ли договорная неустойка за неоплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО, если ее размер меньше предусмотренного типовым договором
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: С 1 января 2025 г. до 1 января 2027 г. неустойку (штраф, пени) за несвоевременную и (или) неполную оплату юрлицами и ИП услуг по договорам, заключенным по законодательству об обращении с ТКО, рассчитывают исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России. Ключевую ставку выбирают из двух величин: действовавшей на 27 февраля 2022 г. или на день фактической оплаты (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 18.03.2025 N 329).
Применяется ли договорная неустойка за неоплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО, если ее размер меньше предусмотренного типовым договором
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: С 1 января 2025 г. до 1 января 2027 г. неустойку (штраф, пени) за несвоевременную и (или) неполную оплату юрлицами и ИП услуг по договорам, заключенным по законодательству об обращении с ТКО, рассчитывают исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России. Ключевую ставку выбирают из двух величин: действовавшей на 27 февраля 2022 г. или на день фактической оплаты (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 18.03.2025 N 329).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)VIII. Привлечение к административной ответственности
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)VIII. Привлечение к административной ответственности
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"2.1. До 1 марта 2020 года законодательство Российской Федерации в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"2.1. До 1 марта 2020 года законодательство Российской Федерации в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом в ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, которым установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, слова "за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности" исключены. В итоге Федеральный закон N 230-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере обращения с ТКО.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом в ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, которым установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, слова "за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности" исключены. В итоге Федеральный закон N 230-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере обращения с ТКО.
Готовое решение: Как взыскать законную неустойку по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)неустойку (штраф, пени) за несвоевременную и (или) неполную оплату юрлицами и ИП услуг по договорам, заключенным по законодательству об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении, об обращении с ТКО.
(КонсультантПлюс, 2025)неустойку (штраф, пени) за несвоевременную и (или) неполную оплату юрлицами и ИП услуг по договорам, заключенным по законодательству об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении, об обращении с ТКО.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)2) ППК "Российский экологический оператор" <69> (далее - ППК "РЭО"), созданная с целью формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления такой системой, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения. Причиной ее создания явилось ухудшение экологической ситуации, наличие проблемы свалок и отсутствие переработки вторичного сырья в России. В качестве задачи компании закреплена реализация законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках проводимой в России мусорной реформы, предполагающей выбор на конкурсной процедуре региональных операторов по сбору и утилизации мусора. Для ее достижения компания должна стимулировать инвестиции в данной сфере и создать систему вторичной переработки сырья;
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)2) ППК "Российский экологический оператор" <69> (далее - ППК "РЭО"), созданная с целью формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления такой системой, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения. Причиной ее создания явилось ухудшение экологической ситуации, наличие проблемы свалок и отсутствие переработки вторичного сырья в России. В качестве задачи компании закреплена реализация законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках проводимой в России мусорной реформы, предполагающей выбор на конкурсной процедуре региональных операторов по сбору и утилизации мусора. Для ее достижения компания должна стимулировать инвестиции в данной сфере и создать систему вторичной переработки сырья;
Статья: Особенности цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования
(Филиппова А.И.)
("Цивилист", 2023, N 3)Крайне важно определить правовой статус публично-правовой компании "Российский экологический оператор" <23> (далее - ППК РЭО), потому как у нее отсутствуют полномочия на введение соответствующей государственной информационной системы, на сбор данных, на иные работы, связанные с получением и распространением достоверной информации о состоянии окружающей среды. В качестве информационной справки в настоящее время ППК РЭО реализует лишь нормы законодательства в области обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) в Российской Федерации.
(Филиппова А.И.)
("Цивилист", 2023, N 3)Крайне важно определить правовой статус публично-правовой компании "Российский экологический оператор" <23> (далее - ППК РЭО), потому как у нее отсутствуют полномочия на введение соответствующей государственной информационной системы, на сбор данных, на иные работы, связанные с получением и распространением достоверной информации о состоянии окружающей среды. В качестве информационной справки в настоящее время ППК РЭО реализует лишь нормы законодательства в области обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) в Российской Федерации.