Законодательство о туризме
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о туризме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Таким образом, законодательство о туристской деятельности предполагает, что отношения по реализации туристского продукта могут формироваться в виде двух моделей: 1) по модели двусторонних отношений "турист-туроператор"; 2) по модели трехсторонних отношений с участием посредника "турист-турагент-туроператор".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О туристском продукте в контексте современного туристского законодательства
(Сергиенко С.Ю., Гриб В.Г.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)"Туризм: право и экономика", 2025, N 2
(Сергиенко С.Ю., Гриб В.Г.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)"Туризм: право и экономика", 2025, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; ст. 10 Закона N 132-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; ст. 10 Закона N 132-ФЗ).
Статья: Какие ошибки допускает бизнес в декларациях по туристическому налогу?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Напомним, согласно налоговому законодательству сдавать декларацию по туристическому налогу плательщики должны один раз в квартал. По итогам первого отчетного периода сдать отчет нужно было не позднее 25 апреля. Следующий день сдачи декларации, уже за II квартал текущего года, - 25 июля.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Напомним, согласно налоговому законодательству сдавать декларацию по туристическому налогу плательщики должны один раз в квартал. По итогам первого отчетного периода сдать отчет нужно было не позднее 25 апреля. Следующий день сдачи декларации, уже за II квартал текущего года, - 25 июля.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В 2022 г. Минэкономразвития России было наделено функцией по проведению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью: аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию туристических объектов; туроператоров; организаций, аттестовывающих инструкторов-проводников. Это произошло в результате упразднения Ростуризма в октябре 2022 г. <1>, получившего указанные полномочия лишь в 2021 г. в связи с образованием соответствующего института в законодательстве о туристской деятельности <2>. До этого контроль (надзор) в сфере туристской деятельности осуществлял Роспотребнадзор. В Указе Президента РФ об упразднении Ростуризма сказано, что решение принято "в целях совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности, повышения эффективности развития туристской деятельности и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти". В тех же целях ранее из Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму в самостоятельный орган исполнительной власти, подведомственный Правительству РФ <3>, было выделено Агентство по туризму, вскоре переданное в ведение Минэкономразвития России <4>, затем - в ведение Минспорта России (в то время Министерства спорта, туризма и молодежной политики) <5> и вновь переподчиненное Правительству РФ <6>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В 2022 г. Минэкономразвития России было наделено функцией по проведению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью: аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию туристических объектов; туроператоров; организаций, аттестовывающих инструкторов-проводников. Это произошло в результате упразднения Ростуризма в октябре 2022 г. <1>, получившего указанные полномочия лишь в 2021 г. в связи с образованием соответствующего института в законодательстве о туристской деятельности <2>. До этого контроль (надзор) в сфере туристской деятельности осуществлял Роспотребнадзор. В Указе Президента РФ об упразднении Ростуризма сказано, что решение принято "в целях совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности, повышения эффективности развития туристской деятельности и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти". В тех же целях ранее из Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму в самостоятельный орган исполнительной власти, подведомственный Правительству РФ <3>, было выделено Агентство по туризму, вскоре переданное в ведение Минэкономразвития России <4>, затем - в ведение Минспорта России (в то время Министерства спорта, туризма и молодежной политики) <5> и вновь переподчиненное Правительству РФ <6>.
Статья: Административная деятельность в сфере туризма
(Калинина Л.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Статья посвящена анализу административного законодательства, регулирующего отношения в сфере туризма. Автор использует теорию административного права А.И. Стахова для характеристики административной деятельности в сфере туризма. Исследуются административно-организационные функции органов публичной администрации и их связи с административно-публичными функциями. Законодательство позволяет выделить такие функции, как планирование, учет (ведение реестров, информационных систем), управление публичным имуществом.
(Калинина Л.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Статья посвящена анализу административного законодательства, регулирующего отношения в сфере туризма. Автор использует теорию административного права А.И. Стахова для характеристики административной деятельности в сфере туризма. Исследуются административно-организационные функции органов публичной администрации и их связи с административно-публичными функциями. Законодательство позволяет выделить такие функции, как планирование, учет (ведение реестров, информационных систем), управление публичным имуществом.