Законодательство о концессионных соглашениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о концессионных соглашениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Объекты концессионного соглашения" Федерального закона "О концессионных соглашениях""Статьей 41.1 Закона N 416-ФЗ, пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления заключать концессионные соглашения в отношении объектов централизованного водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Создание казенного учреждения. Его права
(КонсультантПлюс, 2025)...Прокурором района сделан вывод, что распоряжением от 17.07.2019 N 386 на Учреждение [детский сад - ред.] фактически возложены функции по обеспечению тепловой энергией потребителей... муниципального района (теплоснабжающей организации), что противоречит действующему законодательству об образовании, о теплоснабжении, о концессионных соглашениях, о конкуренции...
(КонсультантПлюс, 2025)...Прокурором района сделан вывод, что распоряжением от 17.07.2019 N 386 на Учреждение [детский сад - ред.] фактически возложены функции по обеспечению тепловой энергией потребителей... муниципального района (теплоснабжающей организации), что противоречит действующему законодательству об образовании, о теплоснабжении, о концессионных соглашениях, о конкуренции...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О вопросах, связанных с применением законодательства в сфере концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
(Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2023 N Д22и-41079)Вопрос: О вопросах, связанных с применением законодательства в сфере концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
(Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2023 N Д22и-41079)Вопрос: О вопросах, связанных с применением законодательства в сфере концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)а) в случае привлечения средств публичных субъектов модернизация и создание сетей осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)а) в случае привлечения средств публичных субъектов модернизация и создание сетей осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях;
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного или концессионного соглашения.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного или концессионного соглашения.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 19.02.2024 N БС-4-21/1830@ <Как облагать налогом на имущество "кадастровую" недвижимость, полученную по договору концессии>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 10)А что с налоговым учетом? Ответить на этот вопрос помогут разъяснения из Писем главного финансового ведомства от 08.02.2024 N 03-03-05/10386 и от 24.08.2021 N 02-07-10/68175. Минфиновцы отталкивались от положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Амортизируемое имущество, полученное от собственника либо созданное в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, амортизирует компания-получатель в течение срока действия соглашения. А как рассчитать первоначальную стоимость подобного имущества? Это его рыночная стоимость, определенная на момент получения объекта и увеличенная на сумму трат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение актива до пригодного состояния, за исключением налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. В Письме от 28.07.2021 N 03-03-05/60227 финансисты уточнили - рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 10)А что с налоговым учетом? Ответить на этот вопрос помогут разъяснения из Писем главного финансового ведомства от 08.02.2024 N 03-03-05/10386 и от 24.08.2021 N 02-07-10/68175. Минфиновцы отталкивались от положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Амортизируемое имущество, полученное от собственника либо созданное в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, амортизирует компания-получатель в течение срока действия соглашения. А как рассчитать первоначальную стоимость подобного имущества? Это его рыночная стоимость, определенная на момент получения объекта и увеличенная на сумму трат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение актива до пригодного состояния, за исключением налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. В Письме от 28.07.2021 N 03-03-05/60227 финансисты уточнили - рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Статья посвящена анализу правовой природы условий об особых обстоятельствах как наиболее распространенного договорного механизма управления рисками, возникающими при реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в контексте масштабных изменений законодательства о концессионных соглашениях. Раскрыты особенности распределения рисков в коммунальных концессиях, в т.ч. сквозь призму привлечения концессионером проектного финансирования. Возникновение особых обстоятельств влечет комплекс правовых последствий: от освобождения концессионера от ответственности до выплаты компенсации, вместе с изменением или расторжением концессионного соглашения. Сделан вывод о том, что особые обстоятельства являются условными обязательствами, а также имеют признаки обязательства о возмещении имущественных потерь. Отдельно отмечается, что особые обстоятельства не тождественны обстоятельствам непреодолимой силы, которые имеют иной правовой режим. Предложено активнее распространять механизм особых обстоятельств посредством стандартизации таких условий в примерных концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Статья посвящена анализу правовой природы условий об особых обстоятельствах как наиболее распространенного договорного механизма управления рисками, возникающими при реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в контексте масштабных изменений законодательства о концессионных соглашениях. Раскрыты особенности распределения рисков в коммунальных концессиях, в т.ч. сквозь призму привлечения концессионером проектного финансирования. Возникновение особых обстоятельств влечет комплекс правовых последствий: от освобождения концессионера от ответственности до выплаты компенсации, вместе с изменением или расторжением концессионного соглашения. Сделан вывод о том, что особые обстоятельства являются условными обязательствами, а также имеют признаки обязательства о возмещении имущественных потерь. Отдельно отмечается, что особые обстоятельства не тождественны обстоятельствам непреодолимой силы, которые имеют иной правовой режим. Предложено активнее распространять механизм особых обстоятельств посредством стандартизации таких условий в примерных концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) возникновения обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) возникновения обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования, установленные ч. 2.1 настоящей статьи, были введены в водное законодательство сравнительно недавно и связаны с созданием Реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. Данный Реестр в настоящее время ведется в соответствии с нормами ст. 36.1 ВК РФ и Правилами ведения указанного Реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2020 г. N 13. В Реестр включаются сведения о водопользователях, права которых на водные объекты были принудительно прекращены по основаниям, предусмотренным гражданским, водным законодательством, законодательством о концессионных соглашениях или законодательством о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве (для поверхностных водных объектов) либо законодательством о недрах (для подземных объектов), а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, которые после этого уклонились от его заключения. На основании правил, предусмотренных комментируемой нормой, предоставление права водопользования на основании решения возможно лишь только тем лицам, сведения о которых отсутствуют в данном Реестре.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования, установленные ч. 2.1 настоящей статьи, были введены в водное законодательство сравнительно недавно и связаны с созданием Реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. Данный Реестр в настоящее время ведется в соответствии с нормами ст. 36.1 ВК РФ и Правилами ведения указанного Реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2020 г. N 13. В Реестр включаются сведения о водопользователях, права которых на водные объекты были принудительно прекращены по основаниям, предусмотренным гражданским, водным законодательством, законодательством о концессионных соглашениях или законодательством о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве (для поверхностных водных объектов) либо законодательством о недрах (для подземных объектов), а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, которые после этого уклонились от его заключения. На основании правил, предусмотренных комментируемой нормой, предоставление права водопользования на основании решения возможно лишь только тем лицам, сведения о которых отсутствуют в данном Реестре.
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
Статья: Дело "Орловского тоннеля": 10 лет спустя
(Еремин В.В., Бауэр Р.Э.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Следует отметить, что между Сторонами был спор в отношении арендной платы и государственные суды признали наличие арбитражной оговорки, как следствие, невозможность рассмотрения спора в государственном суде. Что, скорее, позволяло говорить о наличии преюдиции по вопросу наличия исполнимого и действительного арбитражного соглашения между Сторонами. По мнению Д.А. Андреева, в данном случае государственный суд указал следующее: "Арбитражная оговорка не противоречит императивным нормам законодательства о концессионных соглашениях" <2>. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд подчеркивал, что "не находит, что арбитражное соглашение сторон не соответствует закону. Поскольку Закон прямо разрешает рассмотрение споров из концессионных соглашений в третейских судах Российской Федерации, соответствующее закону соглашение сторон о рассмотрении их споров третейским судом не может противоречить публичному порядку Российской Федерации" <3>. Однако следует отметить, что уже Арбитражный суд Северо-Западного округа не столь очевидно обозначил несколько иную позицию: "Довод жалобы о ничтожности третейской оговорки как противоречащей статье 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не может быть принят во внимание... Как следует из иска, спор возник не из концессионного соглашения, а из договора аренды земельных участков" <4>. В дальнейшем при решении вопроса о выдаче исполнительного листа Арбитражный суд Северо-Западного округа указал со ссылкой на ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), что преюдициальное значение имеют обстоятельства, лишь установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, но не их правовая оценка судами <5>.
(Еремин В.В., Бауэр Р.Э.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Следует отметить, что между Сторонами был спор в отношении арендной платы и государственные суды признали наличие арбитражной оговорки, как следствие, невозможность рассмотрения спора в государственном суде. Что, скорее, позволяло говорить о наличии преюдиции по вопросу наличия исполнимого и действительного арбитражного соглашения между Сторонами. По мнению Д.А. Андреева, в данном случае государственный суд указал следующее: "Арбитражная оговорка не противоречит императивным нормам законодательства о концессионных соглашениях" <2>. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд подчеркивал, что "не находит, что арбитражное соглашение сторон не соответствует закону. Поскольку Закон прямо разрешает рассмотрение споров из концессионных соглашений в третейских судах Российской Федерации, соответствующее закону соглашение сторон о рассмотрении их споров третейским судом не может противоречить публичному порядку Российской Федерации" <3>. Однако следует отметить, что уже Арбитражный суд Северо-Западного округа не столь очевидно обозначил несколько иную позицию: "Довод жалобы о ничтожности третейской оговорки как противоречащей статье 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не может быть принят во внимание... Как следует из иска, спор возник не из концессионного соглашения, а из договора аренды земельных участков" <4>. В дальнейшем при решении вопроса о выдаче исполнительного листа Арбитражный суд Северо-Западного округа указал со ссылкой на ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), что преюдициальное значение имеют обстоятельства, лишь установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, но не их правовая оценка судами <5>.
Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-13-08/47570)Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-13-08/47570)Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.