Законодательная инициатива прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательная инициатива прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)По законодательной инициативе прокурора области для многодетных семей расширен перечень целей, на которые может быть использована единовременная денежная выплата, предоставляемая в качестве альтернативы выделению земельного участка для индивидуального жилищного строительства: установлено право по ее направлению на реконструкцию дома блокированной застройки <13>.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)По законодательной инициативе прокурора области для многодетных семей расширен перечень целей, на которые может быть использована единовременная денежная выплата, предоставляемая в качестве альтернативы выделению земельного участка для индивидуального жилищного строительства: установлено право по ее направлению на реконструкцию дома блокированной застройки <13>.
Статья: Конституционная модель публично-властной организации в современной России
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Вслед за принятием поправок к Конституции РФ в Федеральном законе "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" обозначились очередные шаги по деэтатизации субъектов РФ и "деконституционализации" начал федерализма, выразившиеся в дальнейшем сужении самостоятельности субъектов РФ и усилении централизации власти (унификации наименования органов государственной власти субъектов Российской Федерации: высшее должностное лицо должно именоваться главой субъекта, а высший исполнительный орган - правительством; закреплении права федеральных органов исполнительной власти участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный и строительный надзор, назначении и освобождении от должности должностных лиц указанных органов в порядке и случаях, установленных федеральным законом; придании главе субъекта статуса лица, одновременно замещающего государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта РФ; наделении Президента РФ правом по своему усмотрению и без каких-либо установленных процедур отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ в связи с утратой доверия, а также объявлять ему предупреждение и выговор за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей; создании условий, позволяющих федеральным структурам непосредственно участвовать в региональном законодательном процессе: с одной стороны, используя право законодательной инициативы прокурора субъекта РФ, а с другой - через осуществление по запросу Президента РФ проверки принятого закона, до его обнародования, в Конституционном Суде РФ и др. <8>).
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Вслед за принятием поправок к Конституции РФ в Федеральном законе "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" обозначились очередные шаги по деэтатизации субъектов РФ и "деконституционализации" начал федерализма, выразившиеся в дальнейшем сужении самостоятельности субъектов РФ и усилении централизации власти (унификации наименования органов государственной власти субъектов Российской Федерации: высшее должностное лицо должно именоваться главой субъекта, а высший исполнительный орган - правительством; закреплении права федеральных органов исполнительной власти участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный и строительный надзор, назначении и освобождении от должности должностных лиц указанных органов в порядке и случаях, установленных федеральным законом; придании главе субъекта статуса лица, одновременно замещающего государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта РФ; наделении Президента РФ правом по своему усмотрению и без каких-либо установленных процедур отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ в связи с утратой доверия, а также объявлять ему предупреждение и выговор за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей; создании условий, позволяющих федеральным структурам непосредственно участвовать в региональном законодательном процессе: с одной стороны, используя право законодательной инициативы прокурора субъекта РФ, а с другой - через осуществление по запросу Президента РФ проверки принятого закона, до его обнародования, в Конституционном Суде РФ и др. <8>).
Статья: Соблюдение баланса частных и публичных интересов в области конфискации цифровых активов на примере США
(Долгиева М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Точечные законодательные инициативы Генерального прокурора США, возможно, будут более успешными, чем ранее предложенный проект Закона о криптовалютах от 2020 г., который предлагал установить полный агентский надзор за криптовалютной деятельностью в США <14>, и проект Закона о структуре рынка цифровых активов и защите инвесторов, охватывающий регулирование всех видов цифровых активов, в том числе и создание цифрового доллара США <15>.
(Долгиева М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Точечные законодательные инициативы Генерального прокурора США, возможно, будут более успешными, чем ранее предложенный проект Закона о криптовалютах от 2020 г., который предлагал установить полный агентский надзор за криптовалютной деятельностью в США <14>, и проект Закона о структуре рынка цифровых активов и защите инвесторов, охватывающий регулирование всех видов цифровых активов, в том числе и создание цифрового доллара США <15>.
Статья: Особенности состава конституционно-правового статуса прокуратуры как органа конституционно-правового нормотворчества на уровне субъектов Российской Федерации
(Сланов Г.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)<10> Шобухин В.Ю. К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2009. N 4(21). С. 230.
(Сланов Г.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)<10> Шобухин В.Ю. К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2009. N 4(21). С. 230.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Вместе с тем в соответствии с конституциями и уставами большинства субъектов РФ территориальные прокуроры наделены правом законодательной инициативы на региональном уровне. В июле 2021 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о наделении правом законодательной инициативы прокуроров субъектов РФ <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Вместе с тем в соответствии с конституциями и уставами большинства субъектов РФ территориальные прокуроры наделены правом законодательной инициативы на региональном уровне. В июле 2021 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о наделении правом законодательной инициативы прокуроров субъектов РФ <1>.
Статья: Об усилении эффективности деятельности органов публичной власти
(Алексеев И.А., Цалиев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Необходимо совершенствование законодательного процесса в субъектах РФ. В указанном Федеральном законе предлагается включить в число субъектов законодательной инициативы прокурора субъекта Российской Федерации. Парламент Республики Северная Осетия - Алания по данному вопросу опередил федеральный закон более чем на десять лет: еще в 2010 г. это было закреплено в ст. 76 Конституции республики. Нам представляется, что следует еще более расширить число субъектов права законодательной инициативы. Так, в соответствии со ст. 5 первой Конституции Осетии 1918 г. законодательные предложения на утверждение Национальным Собранием Осетинского народа могли вносить не только Осетинский национальный совет, но и отдельные граждане, а также различные учреждения, после предварительного их рассмотрения Осетинским национальным советом и с его положительного заключения. К сожалению, в действующей Конституции республики граждане и их объединения не предусмотрены в качестве субъектов законодательной инициативы. Но статья 10 названного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации возможность предусмотреть в своей Конституции право законодательной инициативы, "общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации". С учетом сказанного и характеристики Северной Осетии как демократического государства (ст. 1 Конституции РСО-Алания), а также признания народа единственным источником власти (ст. 3 Конституции РСО-Алания) было бы правильно расширить круг субъектов законодательной инициативы, включив в их число граждан, их объединения. Несомненно, это будет способствовать расширению демократических процедур в законодательном процессе, все большему вовлечению граждан в управление государственными делами, становлению институтов гражданского общества.
(Алексеев И.А., Цалиев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Необходимо совершенствование законодательного процесса в субъектах РФ. В указанном Федеральном законе предлагается включить в число субъектов законодательной инициативы прокурора субъекта Российской Федерации. Парламент Республики Северная Осетия - Алания по данному вопросу опередил федеральный закон более чем на десять лет: еще в 2010 г. это было закреплено в ст. 76 Конституции республики. Нам представляется, что следует еще более расширить число субъектов права законодательной инициативы. Так, в соответствии со ст. 5 первой Конституции Осетии 1918 г. законодательные предложения на утверждение Национальным Собранием Осетинского народа могли вносить не только Осетинский национальный совет, но и отдельные граждане, а также различные учреждения, после предварительного их рассмотрения Осетинским национальным советом и с его положительного заключения. К сожалению, в действующей Конституции республики граждане и их объединения не предусмотрены в качестве субъектов законодательной инициативы. Но статья 10 названного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации возможность предусмотреть в своей Конституции право законодательной инициативы, "общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации". С учетом сказанного и характеристики Северной Осетии как демократического государства (ст. 1 Конституции РСО-Алания), а также признания народа единственным источником власти (ст. 3 Конституции РСО-Алания) было бы правильно расширить круг субъектов законодательной инициативы, включив в их число граждан, их объединения. Несомненно, это будет способствовать расширению демократических процедур в законодательном процессе, все большему вовлечению граждан в управление государственными делами, становлению институтов гражданского общества.