Законодательная инициатива прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательная инициатива прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2023 N 88А-9837/2023 (УИД 07RS0001-02-2022-006941-46)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, обязании разработать механизм предоставления мер социальной поддержки по бесплатному обеспечению многодетных семей школьной и спортивной формой, обеспечить механизм их реализации, принять нормативные правовые акты.
Обстоятельства: Незаконного бездействия, нарушения интересов, прав и свобод административного истца со стороны административных ответчиков не допущено.
Решение: Отказано.Ссылка заявителя на ответ начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2023 г. не свидетельствует об ошибочности выводов судов первой и апелляционной инстанций, напротив, указывает на иной механизм реализации права заявителя путем обращения к субъекту законодательной инициативы, понуждение которого в судебном порядке признано недопустимым.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, обязании разработать механизм предоставления мер социальной поддержки по бесплатному обеспечению многодетных семей школьной и спортивной формой, обеспечить механизм их реализации, принять нормативные правовые акты.
Обстоятельства: Незаконного бездействия, нарушения интересов, прав и свобод административного истца со стороны административных ответчиков не допущено.
Решение: Отказано.Ссылка заявителя на ответ начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2023 г. не свидетельствует об ошибочности выводов судов первой и апелляционной инстанций, напротив, указывает на иной механизм реализации права заявителя путем обращения к субъекту законодательной инициативы, понуждение которого в судебном порядке признано недопустимым.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Региональное нормотворчество как форма реализации конституционного механизма по защите жилищных прав граждан - участников долевого строительства
(Геращенко Е.С.)
("Законность", 2024, N 1)<13> См.: Шишкин Н.А. О реализации права законодательной инициативы прокуратурой Воронежской области // Прокурор. 2016. N 3. С. 102 - 104.
(Геращенко Е.С.)
("Законность", 2024, N 1)<13> См.: Шишкин Н.А. О реализации права законодательной инициативы прокуратурой Воронежской области // Прокурор. 2016. N 3. С. 102 - 104.
Статья: Особенности состава конституционно-правового статуса прокуратуры как органа конституционно-правового нормотворчества на уровне субъектов Российской Федерации
(Сланов Г.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)<1> Нанба С.Б., Мещерякова М.А. Право законодательной инициативы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. N 4. С. 94 - 96.
(Сланов Г.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)<1> Нанба С.Б., Мещерякова М.А. Право законодательной инициативы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. N 4. С. 94 - 96.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случаях:
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случаях:
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2022 N 24-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"1. Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случае нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника.
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"1. Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случае нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Сказанное выше в полной мере касается и "дореформенного" законодательства о государственной службе. Так, согласно ст. 43 Закона о прокуратуре по инициативе руководителя органа прокуратуры осуществляется увольнение в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства иного государства, которое по своему характеру никак нельзя отнести к увольнениям по инициативе работодателя.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Сказанное выше в полной мере касается и "дореформенного" законодательства о государственной службе. Так, согласно ст. 43 Закона о прокуратуре по инициативе руководителя органа прокуратуры осуществляется увольнение в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства иного государства, которое по своему характеру никак нельзя отнести к увольнениям по инициативе работодателя.
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Видится существенным и оправданным жизненной практикой наделение органов прокуратуры правом законодательной инициативы <6>. Материалы прокурорского надзора наглядно свидетельствуют о потребностях общества и государства в корректировке существующих или принятии новых норм права. В последние годы отмечается активное участие органов прокуратуры в рабочих группах по разработке нормативных правовых актов. В отдельных случаях законопроекты могут также обсуждаться Научно-консультативным советом при Генпрокуратуре России <7>. Подобный подход позволяет учесть практический опыт применения норм права органами прокуратуры.
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Видится существенным и оправданным жизненной практикой наделение органов прокуратуры правом законодательной инициативы <6>. Материалы прокурорского надзора наглядно свидетельствуют о потребностях общества и государства в корректировке существующих или принятии новых норм права. В последние годы отмечается активное участие органов прокуратуры в рабочих группах по разработке нормативных правовых актов. В отдельных случаях законопроекты могут также обсуждаться Научно-консультативным советом при Генпрокуратуре России <7>. Подобный подход позволяет учесть практический опыт применения норм права органами прокуратуры.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Так, в 2022 г. удалось воплотить в жизнь ряд инициатив Генеральной прокуратуры Российской Федерации по "либерализации" законодательства об административных правонарушениях.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Так, в 2022 г. удалось воплотить в жизнь ряд инициатив Генеральной прокуратуры Российской Федерации по "либерализации" законодательства об административных правонарушениях.
Статья: Вопросы согласованной правоохранительной деятельности территориальных органов по обеспечению региональной безопасности
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)При этом органы государственной власти субъектов Федерации непосредственно участвуют в решении многих вопросов, которые связаны с защитой общегосударственных интересов России, тесно взаимодействуя с органами прокуратуры. Законодательно такое взаимодействие обеспечивается возможностью предоставления прокурорам субъектов права законодательной инициативы, что дает возможность органам прокуратуры через своих представителей непосредственно участвовать в правотворческой деятельности, улучшая качество этой работы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)При этом органы государственной власти субъектов Федерации непосредственно участвуют в решении многих вопросов, которые связаны с защитой общегосударственных интересов России, тесно взаимодействуя с органами прокуратуры. Законодательно такое взаимодействие обеспечивается возможностью предоставления прокурорам субъектов права законодательной инициативы, что дает возможность органам прокуратуры через своих представителей непосредственно участвовать в правотворческой деятельности, улучшая качество этой работы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В целях приобщения детей, состоящих на учете органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к спорту по инициативе прокуратуры региона внесены изменения в Закон Новосибирской области от 4 декабря 2008 г. N 285-ОЗ "О физической культуре и спорте в Новосибирской области". Для таких детей установлено право бесплатного доступа к спортивным объектам для занятий физической культурой и спортом <12>.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В целях приобщения детей, состоящих на учете органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к спорту по инициативе прокуратуры региона внесены изменения в Закон Новосибирской области от 4 декабря 2008 г. N 285-ОЗ "О физической культуре и спорте в Новосибирской области". Для таких детей установлено право бесплатного доступа к спортивным объектам для занятий физической культурой и спортом <12>.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
Статья: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации)
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Органы прокуратуры наделены полномочиями законодательной инициативы. По решению региональных властей прокуроры субъектов Российской Федерации наделены таким правом в 82 субъектах Российской Федерации и активно им пользуются. Наличие у прокуроров субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы защищает интересы неограниченного круга лиц, общества и государства, а также обеспечивает качественное региональное нормотворчество, исключая сложную и затратную работу по опротестованию незаконных актов и их судебному оспариванию.
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Органы прокуратуры наделены полномочиями законодательной инициативы. По решению региональных властей прокуроры субъектов Российской Федерации наделены таким правом в 82 субъектах Российской Федерации и активно им пользуются. Наличие у прокуроров субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы защищает интересы неограниченного круга лиц, общества и государства, а также обеспечивает качественное региональное нормотворчество, исключая сложную и затратную работу по опротестованию незаконных актов и их судебному оспариванию.
Статья: Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Хотя, безусловно, можно отметить, что сбор информации о внебиржевых сделках формирует данные, которые могут быть использованы для других целей. Например, для осуществления мониторинга за условиями обращения товара на товарном рынке. Несмотря на отсутствие в Законе о защите конкуренции полномочий у антимонопольных органов по проведению мониторинга нарушений антимонопольного законодательства, такие мониторинги фактически проводятся в случае возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства <14> как по инициативе антимонопольных органов, так и по поручениям Президента РФ, Правительства РФ и органов прокуратуры.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Хотя, безусловно, можно отметить, что сбор информации о внебиржевых сделках формирует данные, которые могут быть использованы для других целей. Например, для осуществления мониторинга за условиями обращения товара на товарном рынке. Несмотря на отсутствие в Законе о защите конкуренции полномочий у антимонопольных органов по проведению мониторинга нарушений антимонопольного законодательства, такие мониторинги фактически проводятся в случае возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства <14> как по инициативе антимонопольных органов, так и по поручениям Президента РФ, Правительства РФ и органов прокуратуры.
Статья: Неопределенность формулировок в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Ключевые слова: Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", толкование норм, неопределенность норм, противоречивость норм, организация прокуратуры, деятельность прокуратуры, полномочия прокуратуры, санкционирование, согласование, управленческие функции, законодательная инициатива, участие в правотворчестве, объекты прокурорского надзора, функция административного расследования.
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Ключевые слова: Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", толкование норм, неопределенность норм, противоречивость норм, организация прокуратуры, деятельность прокуратуры, полномочия прокуратуры, санкционирование, согласование, управленческие функции, законодательная инициатива, участие в правотворчестве, объекты прокурорского надзора, функция административного расследования.