Законные требования судебного пристава
Подборка наиболее важных документов по запросу Законные требования судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Видеосъемка должностных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Законно требование судебного пристава прекратить видеосъемку во время исполнения им обязанностей в здании суда, проводимую без разрешения его председателя, в частности во время пропуска посетителей с проверкой их документов, удостоверяющих личность
(КонсультантПлюс, 2025)Законно требование судебного пристава прекратить видеосъемку во время исполнения им обязанностей в здании суда, проводимую без разрешения его председателя, в частности во время пропуска посетителей с проверкой их документов, удостоверяющих личность
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отключение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд далее отметил: "с октября 2015 года по февраль 2016 года на Р.М. (отца ребенка) было наложено несколько административных штрафов за несоблюдение законных требований судебных приставов и неисполнение решения от 25 июня 2014 года, а также плату за исполнение. Общий размер штрафов составил 14 000 рублей". Тем не менее, ничто в материалах дела не указывало на то, что рассматриваемые штрафы фактически были взысканы с Р.М. (пункт 55 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд далее отметил: "с октября 2015 года по февраль 2016 года на Р.М. (отца ребенка) было наложено несколько административных штрафов за несоблюдение законных требований судебных приставов и неисполнение решения от 25 июня 2014 года, а также плату за исполнение. Общий размер штрафов составил 14 000 рублей". Тем не менее, ничто в материалах дела не указывало на то, что рассматриваемые штрафы фактически были взысканы с Р.М. (пункт 55 постановления).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, -
Статья: О практике исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 1-2)Например, по фактам неисполнения должниками требований о приостановлении деятельности и законных требований судебного пристава-исполнителя в 2011 г. судебными приставами-исполнителями составлено 338 протоколов об административных правонарушениях, в том числе по ст. 17.14 КоАП РФ - 149, по ст. 17.15 КоАП РФ - 183 <15>.
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 1-2)Например, по фактам неисполнения должниками требований о приостановлении деятельности и законных требований судебного пристава-исполнителя в 2011 г. судебными приставами-исполнителями составлено 338 протоколов об административных правонарушениях, в том числе по ст. 17.14 КоАП РФ - 149, по ст. 17.15 КоАП РФ - 183 <15>.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Ответ: В силу ст. 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Ответ: В силу ст. 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Статья: Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В-третьих, у судебных приставов-исполнителей в силу действующего Федерального закона "Об исполнительном производстве" нет реальных правовых инструментов для обеспечения принудительного исполнения судебных решений о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, когда речь идет об исполнении обязанности контролируемого лица устранить нарушение посредством совершения конкретных действий, что порождает правовую коллизию, связанную с объективной неисполнимостью судебных актов, и фактически обнуляет смысл контрольно-надзорной деятельности, а также нивелирует принудительную роль судебного пристава-исполнителя в современных реалиях. Представляется, что данная правовая ситуация приводит в юридический тупик, для разрешения которой требуется в федеральных законах о контрольно-надзорной деятельности предусмотреть исключительные случаи для обращения контрольно-надзорного органа о понуждении к исполнению предписания в виде особой меры, например влекущей запрет или прекращение деятельности контролируемого лица или принудительное взыскание с понуждаемого лица средств, необходимых на исполнение судебным приставом-исполнителем обязанностей понуждаемого лица, не исполненных им по предписанию контрольно-надзорного органа в установленный в нем срок, например на основании экспертной оценки необходимых затрат по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности. В этом случае судебные решения о понуждении к исполнению предписаний будут реально исполнимы, а меры принудительного исполнения, применяемые судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выдаваемого судом, в соответствии с п. 7, п. 11 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", будут реально действующими (совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника (п. 7); иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (п. 11)). Правовыми последствиями неисполнения судебного решения о понуждении к исполнению предписания в настоящее время могут быть: 1) привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (в части злостного неисполнения решения суда, вступившего в законную силу); 2) привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ (за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя), но это не решает задач контрольно-надзорной деятельности по устранению нарушений обязательных требований. Однако анализ резолютивной части судебных решений судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что дела о понуждении к исполнению предписаний и о возложении обязанности устранить нарушение обязательных требований разрешаются как гражданское дело в порядке ГПК РФ, и одновременно в силу ст. 1 ГК РФ удовлетворяются требования о взыскании неустойки в пользу истца - контрольно-надзорного органа в случае неисполнения решения суда в установленный судом срок и размере твердой суммы за каждый день по день фактического исполнения решения суда <27>.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В-третьих, у судебных приставов-исполнителей в силу действующего Федерального закона "Об исполнительном производстве" нет реальных правовых инструментов для обеспечения принудительного исполнения судебных решений о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, когда речь идет об исполнении обязанности контролируемого лица устранить нарушение посредством совершения конкретных действий, что порождает правовую коллизию, связанную с объективной неисполнимостью судебных актов, и фактически обнуляет смысл контрольно-надзорной деятельности, а также нивелирует принудительную роль судебного пристава-исполнителя в современных реалиях. Представляется, что данная правовая ситуация приводит в юридический тупик, для разрешения которой требуется в федеральных законах о контрольно-надзорной деятельности предусмотреть исключительные случаи для обращения контрольно-надзорного органа о понуждении к исполнению предписания в виде особой меры, например влекущей запрет или прекращение деятельности контролируемого лица или принудительное взыскание с понуждаемого лица средств, необходимых на исполнение судебным приставом-исполнителем обязанностей понуждаемого лица, не исполненных им по предписанию контрольно-надзорного органа в установленный в нем срок, например на основании экспертной оценки необходимых затрат по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности. В этом случае судебные решения о понуждении к исполнению предписаний будут реально исполнимы, а меры принудительного исполнения, применяемые судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выдаваемого судом, в соответствии с п. 7, п. 11 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", будут реально действующими (совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника (п. 7); иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (п. 11)). Правовыми последствиями неисполнения судебного решения о понуждении к исполнению предписания в настоящее время могут быть: 1) привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (в части злостного неисполнения решения суда, вступившего в законную силу); 2) привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ (за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя), но это не решает задач контрольно-надзорной деятельности по устранению нарушений обязательных требований. Однако анализ резолютивной части судебных решений судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что дела о понуждении к исполнению предписаний и о возложении обязанности устранить нарушение обязательных требований разрешаются как гражданское дело в порядке ГПК РФ, и одновременно в силу ст. 1 ГК РФ удовлетворяются требования о взыскании неустойки в пользу истца - контрольно-надзорного органа в случае неисполнения решения суда в установленный судом срок и размере твердой суммы за каждый день по день фактического исполнения решения суда <27>.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ):
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ):
Статья: Надзор за исполнением исполнительных документов исполнительскими агентами
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку исполнения исполнительским агентом требований, содержащихся в исполнительном документе, по результатам которой, в случае нарушения им законодательства РФ об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, вправе привлечь его к административной ответственности (см. ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>).
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку исполнения исполнительским агентом требований, содержащихся в исполнительном документе, по результатам которой, в случае нарушения им законодательства РФ об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, вправе привлечь его к административной ответственности (см. ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>).
Статья: Направления повышения эффективности исполнительного производства
(Назаров А.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)2. Должник уклоняется от принудительного исполнения путем сокрытия имущества, умалчивания об активах, отказа от выполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, в том числе о раскрытии информации об имеющихся активах.
(Назаров А.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)2. Должник уклоняется от принудительного исполнения путем сокрытия имущества, умалчивания об активах, отказа от выполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, в том числе о раскрытии информации об имеющихся активах.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)- в случае невыполнения должником законных требований судебного пристава-исполнителя требовать от пристава применения мер, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (ст. 6);
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)- в случае невыполнения должником законных требований судебного пристава-исполнителя требовать от пристава применения мер, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (ст. 6);
Статья: Особенности исковой формы защиты права при признании публичных торгов недействительными в процессе реализации имущества должника
(Астахова Е.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Продолжение публичных торгов вопреки поступившему от судебного пристава-исполнителя сообщению о прекращении обращения взыскания на имущество также является частым основанием для признания недействительности торгов. О невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствовании осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц пишет А.В. Чекмарева, которая в своей работе не только осветила роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве как главного действующего лица органа принудительного исполнения, но и проанализировала механизм реализации его властных полномочий <14>.
(Астахова Е.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Продолжение публичных торгов вопреки поступившему от судебного пристава-исполнителя сообщению о прекращении обращения взыскания на имущество также является частым основанием для признания недействительности торгов. О невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствовании осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц пишет А.В. Чекмарева, которая в своей работе не только осветила роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве как главного действующего лица органа принудительного исполнения, но и проанализировала механизм реализации его властных полномочий <14>.
Статья: Некоторые вопросы системы правоотношений в исполнительном производстве России
(Зарубин А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Правами должника являются защищаемые и охраняемые Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Конституцией России интересы в виде сохранения прожиточного минимума для нормальной жизни должника и его членов семьи в денежном или имущественно-бытовом выражении, неприкосновенности единственного жилья и личных вещей, предметов обычной бытовой обстановки в жилище (стиральной машинки, кухонной плиты, холодильника, шкафа, стола, кровати или дивана и т.п.), оспаривание исполнительных мер и действий пристава, если должник полагает, что они нарушают его права и членов его семьи. Обязанностью должника является осуществление действий (бездействия) по выполнению законных требований судебного пристава-исполнителя.
(Зарубин А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Правами должника являются защищаемые и охраняемые Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Конституцией России интересы в виде сохранения прожиточного минимума для нормальной жизни должника и его членов семьи в денежном или имущественно-бытовом выражении, неприкосновенности единственного жилья и личных вещей, предметов обычной бытовой обстановки в жилище (стиральной машинки, кухонной плиты, холодильника, шкафа, стола, кровати или дивана и т.п.), оспаривание исполнительных мер и действий пристава, если должник полагает, что они нарушают его права и членов его семьи. Обязанностью должника является осуществление действий (бездействия) по выполнению законных требований судебного пристава-исполнителя.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 3 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующими изменениями те положения упомянутого выше пункта 2 ст. 28.1 Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось следующее: наличие указанной в данном пункте записи в ЕГРП является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате указанного заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого заявления; запись в ЕГРП о заявлении о невозможности государственной регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права, если основанием для государственной регистрации права по заявлению иного лица является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", и в иных случаях, установленных другим федеральным законом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 3 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующими изменениями те положения упомянутого выше пункта 2 ст. 28.1 Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось следующее: наличие указанной в данном пункте записи в ЕГРП является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате указанного заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого заявления; запись в ЕГРП о заявлении о невозможности государственной регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права, если основанием для государственной регистрации права по заявлению иного лица является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", и в иных случаях, установленных другим федеральным законом.